Стиль в фильме: «Вокс люкс» с Натали Портман
ТЕКСТ: Александра тумаркина
7 марта в прокат выходит «Вокс люкс» — новый фильм режиссера «Детства лидера» Брейди Корбета с Натали Портман и Джудом Лоу в главных ролях, закадровым голосом Уиллема Дефо и саундтреком Sia и легендарного Скотта Уокера. Это своего рода «Звезда родилась» без сахара: героиня Портман, вымышленная поп-звезда Селест, в конце 90-х выжила во время массовой стрельбы в школе и прославилась песней на эту тему; к 30 годам она — певица со сложным характером и в эпицентре нового кризиса. Фильм про разрушительную силу славы и самые больные точки современного общества — еще и пример блестящей работы художницы по костюмам Кэри Лангерман. Рассказываем, как она создавала яркий образ Селест (и не только).
С плакатов фильма на зрителя смотрит исполнительница главной роли Натали Портман — в обильном сценическом макияже из стразов, блесток и металлических теней, с короткой стрижкой, окрашенной в сверкающий серебристый, и расшитом наряде. За образы певицы Селест и других персонажей фильма отвечала Кэри Лангерман — до этого работавшая у Уэса Андерсона на «Королевстве полной луны», а также над дюжиной американских инди-драм и комедий. Американка Лангерман не первый раз работает с Корбетом: именно она одевала персонажей фильма The Sleepwalker (со звездой «Девочек» Кристофером Эбботтом в главной роли), в котором Брэди сыграл одну из ролей, а также выступил в качестве сценариста (режиссером была его жена Мона Фастволд). Несмотря на знакомство, услышав о новом проекте тогда уже прославившегося «Детством лидера» Корберта, Кэри поскромничала и прислала свой первый мудборд для фильма не напрямую, а через агента. И попала в точку.
В конце 2017-го идея фильма чуть не легла на полку: продакшен-компания Bold Films начала «резать косты»; в это же время из проекта выбыла Руни Мара, которая должна была играть главную героиню (в итоге на смену ей пришла Портман). В то же время отсрочка съемок дала авторам фильма больше времени на подготовку, включая костюмы. В некоторых случаях Лангерман перебирала десятки версий одного образа, прежде чем остановиться на идеальном.
В интервью Лангерман часто рассказывает, что главным вызовом для нее было создать правдоподобный и запоминающийся образ поп-звезды, но при этом не скатиться в копирование стиля какой-нибудь реальной знаменитости. Действие фильма выпадает на рубеж 1990–2000-х и конец 2010-х. Поэтому художница подробно изучала поп-культуру этих периодов, но искала идеи и вне ее. Лангерман говорит, что на костюмы героини Портман повлияла даже архитектура — например, сай-фай-эстетика нового здания Всемирного центра торговли. Кэри не обошла вниманием и культовые фигуры музыкальной сцены — Дэвида Боуи или Дебби Харри — однако больше ориентировалась на их ранние образы, а не на самые узнаваемые наряды. До этого у Лангерман уже был опыт создания сложных костюмов (хотя и в менее амбициозном проекте): в сериале HBO High Maintenance она придумывала наряды для сцены, снятой в реальном нью-йоркском клубе House of Fun, известном своими пышными костюмированными вечеринками. Тогда идеи для нарядов она черпала из инстаграма — отсматривая фотографии посетителей клуба.
Несмотря на размах картины, бюджет «Вокс Люкс» был отнюдь не голливудским: Лангерман смогла себе позволить специально отшить для фильма лишь сценические костюмы Селест и подтанцовки. Все остальное покупали готовым и уже затем подгоняли под образы героев. На помощь пришли многочисленные нью-йоркские секонды, особенно для первой части фильма, в которой молодую Селест играет британка Рэффи Кэссиди, недавно сыгравшая в «Убийстве священного оленя» Лантимоса. Лангерман настояла на том, чтобы брать вещи только из магазинчиков на Лонг-Айленде — именно оттуда родом главная героиня и там разворачиваются многие сцены фильма. Для персонажа Джуда Лоу, который играет в фильме менеджера Селест и почти все время ходит в свободной одежде спортивного кроя, вещи специально заказывали из Великобритании (пуловеры из Enlist) и Италии (брюки из Eidos). Кроме того, к великой радости Лангерман, миланский бренд Valstar предоставил куртку костюмерам бесплатно.
Перед началом съемок Натали Портман вежливо поинтересовалась у Лангерман, нельзя ли обойтись в костюмах без использования материалов животного происхождения. «Меня восхитила ее моральная позиция и то, как важно ей было ее придерживаться, в этом совершенно не было агрессивного навязывания», — делилась в интервью художница. Она сразу откликнулась на просьбу Портман, тем более что задача не была для нее новой. Лангерман уже создавала animal-friendly-гардероб для еще одной актрисы-веганки Руни Мары — для фильма «Открытие» Чарли Макдауэлла.
Тем не менее некоторые элементы гардероба Селест найти в «правильных» материалах оказалось непросто: вещи из разных видов кожи — традиционная составляющая как сценического, так и повседневного образа чуть ли не каждой поп-звезды. Легинсы с принтом под рептилию шили вручную, а чтобы добиться правильного оттенка фиолетового для косухи, пришлось перекрасить несколько курток веганского бренда Blank NYC. Их же, только в более «молодежных» расцветках, носит и дочка Селест. Единственный наряд, для которого Лангерман прибегла к помощи фэшн-дизайнера, — сверкающий кошачий костюм Селест с иксом а-ля Дэвид Боуи на груди. Здесь пригодился опыт звездного модельера Лаквена Смита, создавшего наряды для туров Бейонсе и Рианны.
Чуть ли не главным творческим вызовом для Лангерман стала необходимость обыграть уникальную черту Селест — необходимость скрывать шею, изувеченную в той самой школьной атаке. Так появились изысканные воротники, сложные ожерелья и даже простые цветные ленты: в отличие от британской принцессы Евгении, чье свадебное платье открывало заметный шрам от пережитой в детстве операции, Селест в фильме лишь борется со своими демонами — и до поры предпочитает их прятать.