Первый российский журнал о дрэге Dragzina
Каждый месяц редакция The Blueprint совместно с киоском иностранных журналов lebigmag выбирает журнал месяца. Ноябрь — особенный месяц: впервые в нашей рубрике российский журнал — а точнее, зин о дрэг-культуре Dragzina. В продажу он поступит 1 декабря, но Полина Крюкова уже его прочитала — и вам советует это сделать.
Полтора года работы, 500 экземпляров и более 50 квир- и квир-френдли-контрибьюторов — вот краткое описание первого в России журнала о дрэг-культуре в цифрах. А теперь в словах. Dragzina был задуман визажисткой и журналисткой Машей Ворслав как азбука дрэга, в которой развенчиваются мифы о том, что дрэг ограничен маскарадным переодеванием мужчин в женские образы. «Дрэг предполагает, что любая персона примеряет на себя костюм и идентичность любой другой персоны», — рассказывает Маша в разговоре с The Blueprint. По ее словам, дрэг — история не про пол, гендер или ориентацию. Это в первую очередь возможность раскрыть себя с новой стороны, поменяв привычный ход своих мыслей и примерив на себя необычный гипертрофированный образ.
Делать в России с нуля печатный журнал без внешнего финансирования — безумство храбрых. Так что первой задачей стало собрать команду самоотверженных смельчаков: дизайнеры, авторы текстов, фотографы и другие контрибьюторы работали бесплатно. Маша признается, что ей «жутко льстит, что все люди, которым предлагали поучаствовать в проекте, согласились на это, еще и с учетом российских законодательных реалий». Так, обложку на iPhone снял Артем Емельянов — фотограф и оператор «Тесноты» Кантемира Балагова, а для съемки Маши и дрэг-квин Лорины Рэй в окрестностях Казанского вокзала специально приезжал эстонский фотограф Кертин Вассер, известный по работе со своим соотечественником, музыкантом Томми Кэшем. Маша и сама выступила в качестве фотографа: в зине использовались ее снимки на «мыльницу», а также фотографии, сделанные накануне локдауна во время поездки в Нью-Йорк на выставки дрэга.
Однако деньги все еще были нужны — на съемки и на печать тиража. На предложения о спонсорстве многие бренды отвечали отказом. Но не только (и не столько) из-за того, что тема дрэга слишком смелая для российской повестки. «Я часто слышала от брендов, что они не смогут обосновать глобальному офису, зачем им вкладывать деньги в печатный продукт», — говорит Маша. Но на ее взгляд, за нишевыми журналами большое будущее: «Их будет покупать определенная, суперпередовая, активная аудитория, поэтому для брендов такие проекты могут быть очень полезны в плане продвижения».
В случае с Dragzina финансирование в основном производилось из кармана основательницы, издательницы и главреда — то есть из Машиного. Сначала она думала распространять зин бесплатно, но потом поняла, что «вещи, которые достаются людям даром, не так ценятся (что понятно и естественно)». Стоимость Dragzina — 1500 рублей, и обусловлена она только затратами на производство. А для того чтобы сделать журнал более доступным для широкой аудитории, Маша связалась с несколькими городскими библиотеками — и пара из них уже согласились взять его в свою коллекцию.
Листая «Зину» (как называют журнал контрибьюторы), вы скорее всего вспомните старые журналы с постерами посередине и веселыми тестами, которые читали подростками. Арт-директор Dragzina (а также арт-директор The Blueprint) Сергей Пацюк рассказывает: «Когда Маша придумала Dragzina, она раздобыла огромную кучу журналов конца девяностых — начала нулевых, вроде Bravo, Cool, „Все звезды“. Они действительно были очень бодрые и смешные, пропитанные самоиронией и искренностью. Мы деконструировали масс-маркет-журналы для тинейдженров и взяли у них некоторые визуальные приемы». Из этих журналов дизайнеры Даша Лучинина (она создавала макет зина) и Анна Акопова (также, как и Сергей, работает в The Blueprint) позаимствовали яркие цвета —желтый и мадженту, а также расположение информации — плотно, в несколько столбцов на развороте. Сходство с подростковыми журналами прослеживается не только в верстке, но и в контентной части: в зине есть школьная анкета (как те, что передавали по классу на уроках, чтобы узнать «любимый цвет» и «любимую музыкальную группу» одноклассников) и разворот с иллюстрациями Аси Лисиной, Юли Нефедовой и Анны-Марии Пангилинан, из которого нужно вырезать бумажные фигуры кингов и квин и наряжать их в бумажные наряды.
«Несмотря на то, что ты вроде уже видишь этот продукт, ты не испытываешь какого-то мгновенного облегчения и счастья, на топливе от которого продолжишь двигаться дальше. — признается Маша. — На выходе из типографии ничего не заканчивается. Но мне кажется, такие долгие проекты и важные истории не сразу оседают в голове. На осознание того, что процесс закончился и ты сделал все, что хотел, нужно время».