История одной вещи: кроссовки Air Jordan I
Продолжаем знакомить вас со знаковыми предметами в истории моды. 5 июня состоится первый показ документалки «Майкл и его «джорданы» в рамках Beat Film Festival, и это отличный повод вспомнить, как Air Jordan I завоевали весь мир. Обо всем по порядку The Blueprint рассказала автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная» Екатерина Кулиничева.
Дизайн первых именных кроссовок легендарного баскетболиста Майкла Джордана разработал Питер Мур в 1985 году. Это сотрудничество было необычным для баскетбольного рынка того времени. Во-первых, бренд предложил молодому баскетболисту, еще не ставшему крупной звездой, необычно высокую по тем временам сумму ($500 000 в год), перебив все предложения конкурентов. Во-вторых, компания решила сразу выпустить на рынок именные кроссовки Джордана, а не давать ему для рекламы уже существующую обувь. В-третьих, Nike решили не просто выпускать именные кроссовки, а с самого начала строить полноценную империю спортивных товаров имени Джордана, которая включала бы также одежду и аксессуары. Это была рискованная бизнес-ставка, но она сработала.
Кроссовки имени Джордана
Название Air Jordan придумал еще при обсуждении будущего контракта агент баскетболиста Дэвид Фальк. Первый логотип именной линейки — баскетбольный мяч с крыльями — Мур нарисовал на салфетке, увидев значок капитана самолета, на котором он возвращался после встречи с Фальком. Это лого используется и сегодня и известно как Wings logo.
Второй логотип Air Jordan — с фигурой баскетболиста, известный как Jumpman, — нарисовал уже Тинкер Хэтфилд, взяв за основу постановочное фото из журнала Life 1984 года. Ради эффектного кадра Джордана попросили исполнить балетный прыжок — хотя в реальной игре он так мячи в кольцо не забивал. Автор оригинального снимка, фотограф Ко Рентместер в свое время получил от Nike 150 долларов за использование идеи, а потом долго судился с компанией в попытках выбить более значительные роялти, но проиграл. Суд постановил, что позу на фото нельзя считать объектом авторского права.
Логотипы
Когда-то автор первых «джорданов» Питер Мур был графическим дизайнером в Портленде, а его первой работой для Nike стал постер с Фэррой Фосетт, сделанный для магазинов бренда по мотивам ее знаменитой журнальной фотосессии на скейтборде и в кроссовках Nike.
Хотя первые «джорданы» рекламировались как инновационные и прорывные кроссовки, с технологической точки зрения они были довольно простыми: в середине 1980-х уже могли делать более сложную подошву. Как вспоминает Мур, об этом попросил сам баскетболист: Майклу не нравилось, что самые передовые кроссовки того времени давали слишком много амортизации, и в такой обуви он недостаточно хорошо чувствовал площадку. При этом стиль игры Джордана всегда был очень атлетичным, и тут как нельзя кстати пришелся крепкий кожаный верх.
После успеха первых «джорданов» Мур также поработает над Air Jordan II, но затем охладеет к проекту и передаст эстафету Тинкеру Хэтфилду. А еще позже вообще перейдет в adidas — редкий случай, когда фигура такого масштаба работала на оба гиганта спортивного рынка.
Дизайн
За каждый выход на паркет в Air Jordan I Майкла штрафовали на 5 и даже на 10 тысяч долларов, и эту сумму с удовольствием выплачивал Nike. Так звучит самая известная история про «джорданы» — и это миф. На самом деле в Nike заметно приукрасили и грамотно раскрутили менее драматичную реальную ситуацию. Джордану действительно делали предупреждения относительно его кроссовок из-за непривычно яркой и контрастной расцветки, которая не соответствовала тогдашним правилам NBA. Но это было еще до появления именной пары, когда Джордан играл в красно-черных Nike Air Ships, и предупреждение, судя по всему, получил именно за них (в официальной бумаге от NBA модель не указана).
Позже именно красно-черная гамма без белых элементов будет чаще всего фигурировать в рекламных материалах Air Jordan I, в том числе в знаменитом ролике. Когда именная модель была готова, Майкл хитрил: он надевал «джорданы» провокационных расцветок на разминку, выставочные матчи или на шоу-мероприятия вроде конкурсов бросков, но для официальных матчей переобувался, чтобы не получить штраф.
В Nike никогда публично не опровергали и не подтверждали историю со штрафом, прекрасно понимая, что споры — лучшая реклама. Поклонники кроссовок и баскетбола до сих пор ведут бесконечные дискуссии о деталях и посвящают этой теме полноценные расследования.
Феномен Майкла Джордана — это долгая и невероятно успешная карьера плюс уникальная харизма. Не любой титулованный спортсмен становится хорошо продающим брендом. Но благодаря удаче и правильным людям вокруг Джордан реализовал свой маркетинговый потенциал на 110%. Ему даже пришлось получать торговые права на написание своего имени по‑китайски, чтобы бороться с контрафактом. Он не был первым спортсменом, выпустившим именные кроссовки: до него были, например, баскетболист и тренер Чак Тэйлор с Converse, теннисист Стэн Смит с adidas и баскетболист Джулиус Ирвинг тоже с Converse. Но именно он до сих пор зарабатывает на товарах со своим именем больше других атлетов. Все потому, что помимо обычных контрактных выплат агенты Джордана в самом начале сумели дополнительно выбить ему роялти с каждой проданной пары именной обуви и других вещей.
Неотъемлемая часть личного бренда Джордана как публичной фигуры — его аполитичность. Он никогда не высказывался по острым вопросам, и его за это много критиковали внутри афроамериканского сообщества. Баскетболисту даже приписывают циничную фразу «Республиканцы тоже покупают кроссовки», но неизвестно, насколько точна эта цитата и что именно Джордан имел в виду. Сам он давал противоречивые комментарии на эту тему. В одной из серий документального сериала Netflix «Последний танец» Майкл утверждает, что это был шуточный обмен репликами в автобусе с коллегами по команде.
Отличные продажи первых «джорданов» стали для Nike подарком судьбы. К середине 1980-х компания начала испытывать трудности: беговой бум постепенно утихал, продажи кроссовок для бега падали, а эксперименты с попыткой завоевать рынок аэробики и повседневной обуви провалились.
Тем не менее история «джорданов» едва не завершилась уже в конце 1980-х. Баскетболист хотел уйти от Nike после двух именных моделей, когда закончился его первый контракт. Но в итоге остался. Считается, что одним из аргументов был дизайн, который предложил для Air Jordan III Тинкер Хэтфилд и который понравился баскетболисту. Самого Хэтфилда, сначала работавшего на Nike как архитектор, незадолго до этого едва не уволили из компании. Самым знаменитым дизайнером кроссовок в мире он станет уже потом, и во многом именно благодаря своей работе над «джорданами». В 1997 году Nike выделил Jordan в отдельный бренд в рамках своей империи — редчайший случай в спортивно-модном бизнесе.
Точное количество вариантов «джорданов», выпущенных с 1980-х по наши дни, посчитать невозможно. Существует более 30 моделей только так называемых номерных — моделей с римскими цифрами в названии, и у каждой есть еще много вариаций. Highsnobiety посчитал, что только первые «джорданы» выходили минимум в 23 оригинальных вариантах, и это не считая переизданий.
В истории «джорданов» есть и трагическая страница. В конце 1980-х — начале 1990-х в США модные кроссовки имени Майкла не раз становились причиной ограблений и даже убийств. В мае 1990 года журнал Sports Illustrated вышел со знаменитой обложкой «Кроссовки или жизнь», на которой изображены пистолет и пара Nike Air Jordan V. Майклу Джордану, Nike и режиссеру Спайку Джонсу, который в то время снимал и сам снимался во многих кампаниях Nike, пришлось выдержать шквал обвинений. Издания уровня The New York Times всерьез обсуждали, не лежит ли ответственность за создание нездорового ажиотажа вокруг дорогих кроссовок на баскетболисте и бренде.
Джордан, политика и поп-культура
Что было дальше
Миф о штрафе
До поры до времени первые «джорданы» вспоминали скорее как исторический артефакт. Среди коллекционеров и фанатов кроссовок гораздо большей любовью долго пользовались другие модели, например, Air Jordan III, которые, как считается, спасли всю именную линейку баскетболиста от раннего закрытия. Но в XXI веке первые «джорданы» возродились как модная обувь. Сегодня существуют отдельные сообщества поклонников и коллекционеров конкретно этой модели, в том числе в России. Во многом этот успех случился благодаря новым хайповым коллаборациям и активному переизданию модели в ретрорасцветках. Так, первые «джорданы» вошли в знаменитую коллекцию The Ten — первый суперуспешный проект Nike и Вирджила Абло. Нашумевшая коллаборация Jordan и Dior, ставшая хитом на рынке ресейла, тоже сделана на базе первых «джорданов». Выходят и новые релизы, которые тематически эксплуатируют богатую спортивную биографию Майкла Джордана. Например, лимитированные Air Jordan 1 Retro High OG Rookie Of The Year 2018 года в цвете охры — том же оттенке, что был у рубашки, в которой в 1985-м молодой Джордан получал награду NBA как лучший новичок года.
В наше время