Икона стиля: Каролина Эррера
Фото: Getty Images, Rex Features, архивы пресс-служб
9 сентября в нью-йоркской галерее Salon 94 прошел юбилейный показ Carolina Herrera — ровно 40 лет назад, в 1981-м, Каролина Эррера показала свою дебютную коллекцию, которую The New York Times позднее назвали началом новой эры в американской моде. Причиной тотального и многолетнего успеха дизайнера стало в первую очередь ее безупречное чувство стиля — Эррера была идеальным воплощением своего бренда.
Мария Каролина Жозефина Паканинс и Ниньо родилась с серебряной ложкой во рту. Ее отец, Гильермо Паканинс Асеведо, был видным политическим деятелем и губернатором Каракаса — столицы Венесуэлы, где проживала семья Каролины.
![](/upload/22638/vms/149e6a1fc450c6ed9ef3b1fbeb388797.jpg)
![](/upload/22638/vms/ad8e393285fa0307b3bbd88765626c58.jpg)
![](/upload/22638/vms/63f3ee966388bf17ad89acade8df213d.jpg)
Маленькую Каролину не особенно интересовали куклы. Она увлекалась конным спортом, играла в теннис и периодически выбиралась с матерью и бабушкой на показы в европейские столицы. На своем первом модном шоу — Balenciaga — Каролина побывала в 13 лет.
«Возможно, у меня всегда был интерес к моде, и однажды он внезапно проснулся. В детстве больше всего в жизни меня интересовали лошади, теннис, собаки и нормальная жизнь, но точно не мода», — вспоминала Эррера
В 1965 году, когда Каролине исполнилось 26 лет, она стала заниматься связями с общественностью в венесуэльском представительстве компании близкого друга семьи — знаменитого дизайнера Эмилио Пуччи. В 1968-м Каролина второй раз вышла замуж — за друга детства, журналиста Рейнальдо Эрреру, происходящего из известного испанского рода (первый раз замуж Каролина вышла в 18 за венесуэльского землевладельца Гильермо Беренса Телло и прожила с ним семь лет). За ними закрепилась слава одной из самых стильных пар в Каракасе. Они путешествовали по миру и не пропускали ни одного важного светского события. Так, в 1975-м Рейнальдо и Каролина несколько дней гостили в Виндзорской резиденции, где она вела светские беседы, отказывалась играть в шарады и ужинала в компании принца Чарльза и принцессы Анны. Впечатлений хватило на несколько абзацев, которые потом вошли в колонку Рейнальдо для Vanity Fair.
В 1980 году Каролина и Рейнальдо обосновались в Нью-Йорке, где уже чувствовали себя как дома. Во время частых вылазок в Америку чета обзавелась множеством влиятельных знакомых, от арт-коллекционеров и светских див до постоянных посетителей «Студии 54» вроде Бьянки Джаггер, Роя Холстона и Энди Уорхола. C последним Каролина познакомилась благодаря клатчу Van Cleef & Arpels. «Энди взял его у меня и игрался с ним всю ночь [в „Студии 54“]. Когда пришло время вернуть [клатч], он сказал: „Подаришь его мне, и я сделаю твой портрет“. Я ответила: „Забирай“», — позднее вспоминала Каролина Эррера. Уорхол сдержал слово и создал три портрета своей новой знакомой. На самом известном из них Эррера изображена с розовыми стрелками, ярко-красными губами и массивными серьгами Van Cleef & Arpels.
В реальной жизни Каролина Эррера выглядела менее экстравагантно. «Светлые локоны, красивое белое платье с кружевом. Она была похожа на восхитительную куклу», — рассказывала светский хроникер Women’s Wear Daily и W Magazine Эйлин Меле. Тогда за Каролиной Эррерой еще не закрепился хрестоматийный комплект «белый верх, черный низ», который впоследствии стал ее визитной карточкой.
На светские мероприятия Каролина выбиралась в блузах c необычными принтами, брюках с завышенной талией и платьях-трапециях ярких цветов. «Я предпочитаю одежду простого, хорошего покроя, но экстравагантную. Ничего слишком вычурного, слишком кричащего», — рассказывала Каролина Эррера в интервью Vogue. За «кричащее» в ее образах отвечала помада. Правда, свой идеальный вариант Каролина нашла только в 1990-х — Bobbi Brown в оттенке Plum Stain. Когда эту помаду перестали выпускать, Каролина Эррера купила все остававшиеся в магазинах запасы, а потом обратилась лично к Бобби Браун. Говорят, какое-то время визажистка лично присылала дизайнеру тюбики ее любимой помады.
Каролина Эррера и Диана Вриланд
Вскоре после переезда в Нью-Йорк в начале 1980-х Каролина Эррера начала подыскивать себе какое-нибудь новое занятие. Остановилась на текстильном дизайне, но, прежде чем приступить к осуществлению задуманного, решила обратиться за советом (и поддержкой) к Диане Вриланд. Та к тому моменту уже покинула пост главреда Vogue и занимала должность куратора Института костюма. Разговор оказался судьбоносным.
«О, это так скучно! — разочарованно воскликнула Диана Вриланд, когда Каролина Эррера торжественно представила план на свое ближайшее будущее. — Дизайн тканей? Почему бы тебе не попробовать что-нибудь другое? Может, выпустишь коллекцию платьев? Это же гораздо веселее».
С запуском бренда и организацией первого показа в 1981 году Каролине помогли граф, международный директор Vogue Brazil и редакционный директор Vogue Mexico Родольфо Креспи и его жена, редактор итальянского Vogue Консуэло Креспи. Как почти 40 лет спустя напишет фэшн-журналист Александр Фьюри, «дебют Каролины Эрреры был чем-то вроде важной вехи, началом новой эры».
Зрелище было впечатляющее. Модели, среди которых была Иман (она вышла на подиум в платье, державшемся на булавках, которое дизайнер не успела закончить), перемещались по роскошным залам нью-йоркского частного клуба «Метрополитен», впервые арендованного для такого события. Музыканты исполняли хиты Коула Портера. В первом ряду аплодировали сливки нью-йоркского модного комьюнити — Палома Пикассо, Бьянка Джаггер, Энди Уорхол, Диана Вриланд и сооснователь «Студии 54» Стив Рубелл, которому пришлось купить галстук в ближайшем универмаге, чтобы его пустили на шоу. Еще тогда, на своем дебютном показе, Каролина Эррера нарядила моделей по своему образу и подобию. Как отмечалось в рецензии Women’s Wear Daily, даже прически на шоу были «в духе Эвы Перон» — бывшей первой леди Аргентины, с которой Каролина разделяла любовь к шиньонам.
![](/upload/22638/vms/905c472358255c8fc47cb542f931e1e8.jpg)
Успех дебютной коллекции Каролины Эрреры был налицо: на дизайнера обратили внимание не только универмаги Saks Fifth Avenue и Bergdorf Goodman, но и Джеки Кеннеди. Бывшая первая леди Соединенных Штатов стала для Эрреры идеальной клиенткой и заодно помогла распространить славу о новом талантливом дизайнере за пределами нью-йоркской светской тусовки. «Джеки обратилась ко мне, когда я только начинала, — вспоминала Эррера. — С ней было весело, и она меня очень вдохновляла. Она была такой естественной, точно знала, чего хочет и что будет хорошо на ней смотреться».
Через 20 лет Каролина Эррера снова оказалась в центре события, разделившего американскую моду на «до» и «после». Самый масштабный по количеству жертв теракт в истории пришелся на четвертый день недели моды в Нью-Йорке. Через несколько дней после трагедии 11 сентября в шоуруме Carolina Herrera прошло шоу An American View, в рамках которого свои коллекции представили 11 молодых американских брендов.
Это событие стало точкой отсчета в истории «новой американской моды». В ней Каролина Эррера играла важную роль: поддерживала Нью-Йоркскую неделю моды и начинающих дизайнеров в CFDA, собирала американских звезд на красные дорожки и одевала первых лиц США (даже Меланию Трамп, от которой в 2016-м открестились почти все американские бренды). Не обошла стороной и кино, создав один из самых известных нарядов в американском кинематографе — свадебное платье главной героини «Сумерек» Беллы Свон.
![](/upload/22638/vms/3ea0c16791eb9f6bf3eb3250fcde4ab4.jpg)
![](/upload/22638/vms/24563f342fa582e54d572dbf3543240f.gif)
Кстати, любопытный факт. Женщина, которая вошла в историю как одна из главных представительниц американской моды, получила паспорт Соединенных Штатов только в 2009 году.
В 2018-м, за неделю до показа осень 2018, Каролина Эррера объявила об уходе из собственного модного дома. На прощальном шоу она снова вывела на подиум своих «двойников» — в белоснежных рубашках с закатанными рукавами и с аккуратно собранными волосами. Так же в тот день выглядела и сама Эррера, когда напоследок выглянула на поклон вместе с сотрудниками своего модного дома. «Белая рубашка дарит мне чувство безопасности. Она выглядит стильно в любой ситуации. У меня рубашки разных стилей для разных случаев, — признавалась Каролина Эррера. — Брюки лучше всего сочетаются с рубашкой с мужского плеча, а для юбки-карандаша нужен более облегающий вариант».
![](/upload/22638/vms/14ef9b5f77ee1f3cdc3d4c2ce3700fff.jpg)
Кресло креативного директора бренда занял ее любимчик Уэс Гордон, заслуживший доверие Каролины за 11 месяцев работы креативным консультантом. Сейчас они вместе ходят на завтраки, выбираются на выставки и заглядывают в бутики на Мэдисон-авеню. Каролина гордится успехами своего преемника, а Гордон — тем, что наставница одевается в его вещи. Недавно, например, она заказала ему черный шерстяной жакет.
Из таких простых, но элегантных вещей и состоит ее гардероб. В свои 82 она носит все те же накрахмаленные белые рубашки, не имеет ничего против ботокса («Почему нет? Я верю в то, что кожа должна быть чистой и свежей»), не верит в тренды и советует не пренебрегать одеждой из масс-маркета. «Все эти магазины вроде Zara и H&M копируют то, что мы делаем, для масс. Я думаю, эти вещи великолепны, потому что доступны каждому, — считает Каролина Эррера. — Элегантность — это целая комбинация разных вещей. Она никак не связана с красотой или деньгами, но важно знать, что вам идет. Если мне понравится что-то в Zara, H&M или в любом другом похожем магазине, я куплю это. Я люблю сочетать разное».
Уэс Гордон и Каролина Эррера
На протяжении 37 лет Каролина Эррера была не только дизайнером своего бренда, но и его глобальным амбассадором. С этой ролью она успешно справляется до сих пор: рассуждает об элегантности, ругает соцсети («В каждом человеке должна быть загадка!»), терпеливо отвечает на вопросы о любимой униформе — черном низе и белом верхе — и делится своими секретами успеха: «Думаю, чтобы выжить в этом бизнесе, нужно во что-то верить. Если хотите быть дизайнером, вы должны быть уверены в том, что вы делаете именно то, во что верите. Я верю в гламур. Я верю в красивых, элегантных женщин. И я верю, что женщины становятся красивыми, когда надевают Carolina Herrera».