Икона стиля: Вера Вонг
Годы идут, а большинство звездных невест продолжают доверять свадебные наряды лишь одной женщине — Вере Вонг. Сегодня Полина Садовникова отдает дань уважения дизайнеру, чье имя стало чуть ли не синонимом свадебных платьев мечты и в моде, и в поп-культуре.
Осень 1967-го, Вере Вонг 18. Она только готовится к отбору в сборную США по фигурному катанию, но мысленно уже пакует чемоданы в Гренобль, столицу зимней Олимпиады-1968, и рассчитывает привезти домой золотую медаль. Увы, мечтам о блестящей спортивной карьере не суждено сбыться — Вонг даже не берут в команду. Собравшись с духом после провала, она экстренно пересматривает планы на будущее и заявляет родителям, что хочет учиться на дизайнера.
В этом решении не было ничего удивительного — мода была такой же неотъемлемой частью взросления Веры, как и фигурное катание. В 1950-х ее мать, Флоренс Ву, долгое время работавшая переводчицей при ООН, часто брала дочь на показы Кристиана Диора и Юбера де Живанши — деньги и статус позволяли ей быть одной из любимых клиенток домов и гостьей на их шоу.
В отличие от большинства китайских иммигрантов в США, родители Веры были представителями элиты (оба дедушки — китайские генералы, один из которых даже был военным министром в правительстве Чан Кайши). Хотя Вонги ни в чем себе не отказывали, дома Веру не баловали, приучали к упорному труду и самодисциплине. Так что на слова дочери «хочу быть дизайнером» отец Ченг Чинг Вонг, совладелец многомиллионной корпорации US Summit, парировал: «Если действительно хочешь попасть в модную индустрию, докажи это и [для начала] найди себе работу».
Первое настоящее рабочее предложение — с офисом, графиком и зарплатой — подвернулось Вере Вонг случайно. Однажды, в 1970-м, в бутик Yves Saint Laurent на Мэдисон-авеню, где она стажировалась на должность продавца-консультанта, заглянула Фрэнсис Пэтики Стайн — стилист и директор моды американского Vogue, работавшая с Холстоном и Кельвином Кляйном. Вера Вонг, тогда студентка частного нью-йоркского гуманитарного колледжа Сары Лоуренс, помогла мисс Стайн определиться с покупкой и услышала в ответ: «Позвони, как закончишь учебу». Вонг перезвонила чуть раньше, через два года. Стайн «почему-то вспомнила ее» и позвала на должность временного ассистента редакции Vogue. Эту позицию Вера занимала и вправду временно: все разворачивалось так стремительно, что вскоре, в 1972-м, Вонг стала самым молодым редактором моды Vogue, в возрасте 23 лет.
Со временем Вера Вонг стала заметной фигурой в индустрии не только благодаря редакторскому авторитету, но и за счет узнаваемой униформы — черного смокинга Yves Saint Laurent, который в сочетании с копной вороных волос Вонг всегда бросался в глаза. Но даже на первых рядах модных показов она не чувствовала себя на своем месте — и все-таки решила вернуться к отложенной мечте о карьере дизайнера.
Все 17 лет работы в Condé Nast она вспоминала с благодарностью, хотя иногда и описывала как усложненную версию «Дьявол носит Prada». Больше всего ужаса Вере, как и всем сотрудникам Vogue, внушала легендарная стилист Полли Меллен. По словам Вонг, редакторов бросало в дрожь еще до того, как Меллен выходила из лифта. В иконической документалке о закулисье глянца «Vogue: глазами редактора» Вера назвала свою бывшую начальницу сучкой (в чем потом, правда, раскаивалась), но признала, что именно Полли Меллен привила ей любовь к черному цвету и научила организовывать съемки, что очень пригодилось в дизайнерской работе.
Итак, 1987 год, Вере 38 лет, и она решила перепрофилироваться из редактора, который пишет про дизайнеров, в дизайнера, про которого будут писать все редакторы. Она уже подыскала себе работу у модного в то время нью-йоркского модельера Джеффри Бина, как вдруг получила предложение от Ральфа Лорена. Следующие два года Вонг провела в стенах его модного дома в качестве дизайн-директора. Работа у «самого американского из всех американских дизайнеров» (так в одном из интервью Вера назвала своего бывшего босса) научила мисс Вонг придерживаться единой эстетики и гнуть свою линию без оглядки на модные тренды.
Новый виток карьеры Веры Вонг случился в 1989-м. На этот раз судьбоносное предложение — руки и сердца — поступило от американского девелопера Артура П. Беккера. Невеста сразу отправилась на поиски свадебного платья. На это, правда, потребовалось больше времени, чем планировалось. «Я с удивлением обнаружила, что в свадебных магазинах были платья только для 22-летних девушек. Мне же было 40. И я осознала, что не вижу себя ни в одном из нарядов, [которые продавались в магазинах]», — вспоминала Вонг. О заказе платья у Ральфа Лорена тоже не могло быть и речи — Вера боялась, что ее представления об идеальном свадебном наряде не совпадут с идеями босса и подготовка к торжеству обернется поиском новой работы. Пришлось взять дело в свои руки — буквально: под венец Вонг пошла в платье простого кроя с пайетками на лифе, которое сшили по ее собственному эскизу.
Поняв благодаря собственной свадьбе, что ниша свадебных нарядов для невест старше 30 свободна, Вера Вонг решила, что пора запускать собственный бренд. Но несмотря на связи дизайнера в индустрии, инвесторов было не найти. На помощь пришел отец — он согласился взять на себя финансирование и стать председателем компании. Правда, с одним условием: никакой линии прет-а-порте, только свадебные платья. Вера Вонг приняла предложение, но в 2000 году, уже после смерти отца, все-таки выпустила первую коллекцию ready-to-wear. Так что сегодня к Вонг приходят не только за свадебными платьями, но и за повседневной одеждой девушки самых разных возрастов — и после 30, на которых дизайнер ориентировалась изначально, и до.
За годы, прошедшие с открытия первого салона Vera Wang в 1990-м в нью-йоркском отеле «Карлайл», Вера Вонг завоевала почетное место в списке самых востребованных дизайнеров не только свадебных платьев, но и нарядов для красных дорожек. В ее списке клиентов сотни звезд, от Виктории Бекхэм и Джей Ло (которая, правда, так и не надела свое свадебное Vera Wang из-за разорванной помолвки с Беном Аффлеком) до Ким Кардашьян и Арианы Гранде.
Впрочем, дизайнер и сама стала звездой. Помимо документалок «Сентябрьский номер» и «Vogue: глазами редактора» она появлялась в камео в сериалах, например, в «Сексе в большом городе» и «Дурнушке Бетти». Да и редкий фильм на свадебную тематику обходится без упоминания Веры Вонг — вспомнить хотя бы ромком «Война невест», в котором героиня Энн Хэтэуэй самоотверженно заявляет: «Не платье Веры Вонг подгоняют под себя, а себя — под платье».
Кадр из фильма «Война невест» (2009)
Такому вниманию Вера Вонг, кажется, только рада. В свои 74 она создает по несколько коллекций в год, придумывает костюмы для фигуристов (Вонг и сама периодически выходит на лед — для себя), работает над новой более демократичной линией платьев вместе с испанским свадебным гигантом Pronovias, продолжает наряжать звезд на свадьбы и красные дорожки. А еще охотно делится с армией фанатов своего уникального стиля и красоты смелыми образами (до сих пор вспоминаем ее инстаграм-выход в огненно-оранжевом Jacquemus La Robe Manosque) и секретами вечной молодости, главный из которых звучит так: «Работа, сон, коктейль с водкой и мало солнца».
Но и это не все. Дизайнер ведет TikTok в разы активнее ровесников и демонстрирует подписчикам сокровища гардероба. Все богатство Веры едва умещается в роскошных апартаментах на Манхэттене, которые достались ей в наследство от родителей. В гигантской гардеробной, которую Вонг обустроила на месте нескольких спален, помимо прочего примечательны черные тотал-луки Comme des Garçons и Ann Demeulemeester, кастомизированные брендовые сумки с именем VERA, несколько пар парчовых брюк из архивных коллекций Prada и особенные подарки дизайнеров, например, платья из первой коллекции Рикардо Тиши для Givenchy. Как верно подметил американский Harper’s Bazaar, «Вера Вонг может быть не единственной женщиной в Нью-Йорке, шагающей по Верхнему Ист-Сайду в обтягивающих легинсах Danskin, роскошной шубе Marc Jacobs и черной лыжной шапке, но она единственная, кто выглядит в этом круто».
В 2020-м, отвечая на опросник Пруста для Vanity Fair, Вера Вонг призналась: больше всего она жалеет о том, что так и не построила карьеру кинорежиссера. Что ж, зная ее привычку исполнять задуманное, делаем ставки, когда ждать премьеру и сколько раз в картине прозвучит уже поп-культурное «Vera Wang».