Трансгрессивный стиль Кембры Пфалер
Художница Кембра Пфалер до сих пор вспоминает свой выход на шоу Mugler весна-лето 2021. Мы, признаться, тоже — так эффектно знаменитая американская художница и модель смотрелась в вещах, созданных Кейси Кадволладером. Алена Исаева рассказывает, как эта антизвезда и панк-феминистка, художник-перформансист и рок-музыкант покорила сцену и подиумы, даже не пытаясь хоть кому-то понравиться.
Калифорнийская мечта
Будущая панк-звезда родилась в Южной Калифорнии в 1961-м, в городке Хермоза-Бич, и детство ее в самом деле прошло на пляже. Отец Пфалер — довольно известный пионер американского серфинга Фредди Пфалер (вы могли видеть его в классическом фильме Брюса Брауна Slippery When Wet), каждое утро поднимал маленькую Кембру в 5 утра, чтобы успеть увидеть рассвет и поймать первые океанские волны. Так продолжалось, пока он не ушел от семьи, обосновавшись на Гавайях. Кембра, уже подросток, осталась вместе с мамой, Джуди Бол, которую сама Кембра называет не иначе как «пляжной красавицей» и «очень творческой личностью». Она сама шила для своей дочери одежду и любила наряжать ее, дополняя самодельные наряды туфлями в «гусиную лапку» и «серьезной стрижкой». Остался вместе с ними и брат Кембры — в будущем барабанщик панк-рок-группы Jawbreaker Адам Пфалер.
Фото: Josh Jordon
Подростковые годы Кембры пришлись на вторую половину 1970-х — начало 1980-х. Это было время абсолютной свободы — в том числе доступных наркотиков и сексуальных экспериментов. Она попробовала все, до чего смогла добраться, и остановилась с наркотиками только в начале 90-х, когда обнаружила, что все ее друзья по трипам и кайфу уже мертвы. Остальные эксперименты она заканчивать и не думала.
Нью-йоркский ужас
В 1979-м переехав Нью-Йорк и поступив в знаменитую Школу изобразительных искусств на Манхэттене, Кембра предпочла холсту собственное тело и голос. После довольно долгих художественных экспериментов в благодатной атмосфере Ист-Виллидж она в 1990-м основала с первым мужем — художником и музыкантом Самоа Морики — панк-группу Voluptuous Horror of Karen Black. Для нее Кембра и придумала свой сценический образ «Карен Блэк», в котором до сих пор поет и устраивает перформансы. Свое альтер эго Пфалер назвала в честь настоящей Карэн Блэк — звезды хорроров семидесятых. Героиня Кембры, надо сказать, само воплощение хоррора: голое тело, покрытое синей, как у индийского божества, или красной краской, ведьминский черный парик с воткнутыми в него по случаю ромашками (ау, хиппи!), высоченные черные лаковые сапоги на шнуровке (как у фемлинов — сексуальной версии гремлинов из журнала Playboy) и ярко подведенные до висков глаза (привет первому мужу-японцу и традициям театра но). Образ, пригодившийся ей и на сцене, и в тошнотворных, шокирующих малобюджетных хоррорах вроде «Озера красного призрака», Кембра активно использует до сих пор, не замечая, что «трансгрессивный кинематограф» скорее мертв, чем жив. Из недавних проектов самое яркое пришествие Блэк — в арт-проекте Soldier of Female 2017-го, участницы которого размахивают перевернутыми католическими крестами, катаются верхом на метле и прикрываются пятиконечными звездами, как фиговым листком.
Фото: Scott Ewalt, 1997
Кембра Пфахлер в сценическом образе «Карен Блэк»
Фото: Scott Ewalt
Искусство и мода
С точки зрения стиля Кембра Пфалер, если можно так сказать, цельная противоречивая натура. В юности она одевалась как мальчишка и до сих пор в жизни предпочитает брюки и пиджаки. Даже на вручение премии CFDA — американского «Оскара» моды — она пришла в черном мужском смокинге. Тут надо заметить, что в моде она человек далеко не случайный. В восьмидесятые она снималась для Calvin Klein, почти тридцать лет дружит с Риком Оуэнсом и Мишель Лами, чья эстетика ей особенно близка. Все это во многом объясняет, почему в 2017-м она попала в рекламную кампанию Helmut Lang, посвященную возрождению бренда и ключевым фигурам нью-йоркской тусовки.
Кембра Пфахлер на CFDA Fashion Awards, 2013
Кембра Пфахлер в рекламной кампании Helmut Lang, 2017
Кембра Пфахлер на показе Mugler весна-лето 2021
При всем пристрастии к мужским нарядам она обожает конвенционально-женские средства самовыражения в макияже: ярко-красную помаду, жирную подводку — и утрирует их со старательностью дрэг-квин. Собственно, все ее творчество — это, по сути, «разборки» между мужским и женским, между красивым и некрасивым в себе самой. Она делает главным объектом на своей выставке гигантский фаллос и зашивает себе вагину для другого арт-проекта. Раздевается на интервью до нижнего белья и в разговоре с Риком Оуэнсом размышляет о том, что физический секс ей неинтересен; издевается над голливудскими канонами красоты и в то же время становится идеологом «антинатурализма», лично ею придуманного направления в философии и искусстве. Его главная идея — тотальная искусственность. Кстати, Пфалер основала еще одно любопытное направление — «авайлабилизм» (availabilism). Его принцип таков: используй все, что под руку попадет — предмет, общественное внимание, возможность. Даже то, что в качестве главного материала для творчества выступает ее собственное тело, Кембра объясняет тем, что в тот момент, когда она начинала свой путь в искусстве, ничего другого под руками просто не нашлось.
Правда противоречий
Перфоманс Кембры Пфахлер The Hole,
фото: Steven Harwick
Кембра Пфахлер в съемке Playboy, 2011
1. Кембра Пфахлер в съемке для журнала Sleek, 2019
2. Кембра Пфахлер в съемке для журнала Kaleidoscope, 2018
Кембра, постоянно противореча сама себе, никогда не врет — ни себе, ни зрителям. В анонсе выставки Rebel Without a Cock в лондонской галерее Emalin автор пишет, что «Кембра Пфалер создает вызывающие и провоцирующие образы, но никогда не притворяется», и это кажется правдой. Дело в том, что, как ни странно, эта почти шестидесятилетняя женщина воплотила в себе все колебания и противоречия современности, раздерганность эпохи, в которой общество то ли настаивает на женской исключительности, то ли отрицает гендерные различия вообще, то ли ратует за свободную чувственность, то ли окончательно перестает нуждаться в сексе, то ли делает все, чтобы избежать старости, то ли не обращает на возраст никакого внимания. Кембра говорит, что не понимает, «зачем женщины так заботятся о своем лице и колют себе ботокс и прочие филлеры, вместо того, чтобы просто пореже смотреть на себя в зеркало, ведь смысл жизни не в этом...» Но если не смотреть на себя в зеркало, зачем Кембра так ярко красит себе губы?
Кембра Пфахлер и Рик Оуэнс для Vogue US, 2002
Нынешний дизайнер Mugler Кейси Кадволладер еще в 2019 году уловил рифму между философией дома, каким его придумал Тьери Мюглер — провокационной сексуальностью и театральщиной с элементами садомазо; духом времени, которое запуталось в вопросах гендера, и образом артистки, которая то ли ставит крест на собственном либидо, то ли превращает его в манифест, снимаясь для своей группы Voluptuous Horror of Karen Black в порнографической фотосессии со скелетом (Lenticular Skeleton Fornication, 2014 Lenticular photography).
В своем инстаграме Кембра тоже как-то написала о духе времени, а в качестве иллюстрации поместила кадр из фильма «Сталкер» — тот самый, где герой Солоницына размышляет о смысле творчества. Ее собственные размышления на эту тему продолжаются и, похоже, никогда не прекратятся. Тем лучше для нас, с интересом наблюдающих за ее поисками со стороны.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен