Энциклопедия: Карл Лагерфельд
5 мая в Институте костюма Метрополитен-музея откроется масштабная выставка, посвященная Карлу Лагерфельду — Karl Lagerfeld: A Line of Beauty. А 1 мая пройдет бал Met Gala с ровно такой же темой. Вспоминаем все, что нужно знать о кайзере моды: от фактов из раннего детства до самых значимых коллекций и гениальных цитат.
Текст:
Анастасия Ворошкевич
О Карле лагЕрфельде.................................................................................................... 1
ДЕТСТВО ....................................................................................................................................... 2
ТАЙМЛАЙН.................................................................................................................................. 3
ТРУДОСПОСОБНОСТЬ....................................................................................................... 4
Фотография............................................................................................................................ 5
Личный имидж................................................................................................................. 6
Личная жизнь..................................................................................................................... 7
ХИТЫ................................................................................................................................................. 8
КНИГИ.............................................................................................................................................. 9
ФИЛЬМЫ....................................................................................................................................... 10
ЦИТАТЫ.......................................................................................................................................... 11
Звание «императора модной индустрии», которым СМИ любили награждать Карла Лагерфельда, досталось ему не случайно. Помимо таланта создавать запоминающиеся образы немецкого дизайнера отличала необычайная трудоспособность: ему с кажущейся легкостью удавалось руководство тремя модными домами одновременно, развитие своих хобби и участие в множестве сторонних проектов других компаний. Лагерфельд своим примером опровергал утверждение о том, что все успеть невозможно, — или же как раз являлся тем самым исключением, которое, как известно, подтверждает правило.
2
Детство
Как и положено, детство человека-легенды окутано множеством тайн и недомолвок. Споры вызывал даже год рождения дизайнера: долгое время он указывал везде 1938 год (именно такая дата, к примеру, до сих пор написана в его биографии на официальном сайте, однако в 2003 году реальный возраст Лагерфельда был подвергнут сомнению. Тогда немецкий таблоид Bild опубликовал копию свидетельства о крещении 1933 года, сообщив, что записи в родном городе Лагерфельда Гамбурге, в районе Винтерхуд, свидетельствуют о его рождении 10 сентября 1933 года. Лагерфельд сначала сказал, что путаница произошла по вине его матери, перепутавшей написание цифр «три» и «восемь», после же — в интервью Paris Match — заявил, что его настоящая дата рождения — 10 сентября 1935 года. Гадать пришлось и приглашенным на празднование его дней рождения гостям: в 2008 году Лагерфельд широко отметил свое 70-летие, а четыре года спустя организовал вечеринку в честь 79-летия.
Вполне вероятно, что подобная путаница могла бы возникнуть и в случае расследования деталей детства дизайнера. Однако существует официальная версия, согласно которой Лагерфельд родился в семье богатого гамбургского бизнесмена, от которого унаследовал не только часть финансового состояния, но и страсть к изучению языков. Отец говорил на двенадцати разных языках, Карл же изучил лишь английский, немецкий, французский и итальянский. Лагерфельд настаивает, что он был «рожден с карандашом в руке», но у него не было учителей для рисования — только для языков. По признанию Лагерфельда, его первые впечатления от моды связаны с историей костюма: «Я хотел стать иллюстратором, поэтому изучал каждую книгу по истории костюма любого периода и пытался делать иллюстрации». Начав увлекаться современной модой, он был обеспокоен тем, что это не прибыльное дело: «Трудно было представить, чтобы кто-то мог достойно жить в этом бизнесе. Но меня всегда интересовало то, что люди будут носить, я любил одежду». Первый прорыв на этом поприще случился в 1954 году, когда его эскиз пальто выиграл в конкурсе International Woolmark Prize (другим победителем того же года был Ив Сен-Лоран). В рамках конкурса Пьер Бальмен не только сшил пальто молодого Лагерфельда, но и пригласил его на практику в свой модный дом, где Карл проработал три с половиной года. «Сейчас никто не поверил бы, какая унизительная атмосфера царила тогда в домах моды и какими подлыми могли быть люди. Сегодня это было бы просто незаконно», — вспоминал Лагерфельд время работы в Balmain.
3
ТАЙМЛАЙН
JEAN PATOU
(1958–1963)
После практики в Balmain Лагерфельд был приглашен на гораздо более значимую должность арт-директора линий haute couture в дом Jean Patou. Для двухчасовой презентации своей первой коллекции в июле 1958 года Карл, что любопытно, использовал псевдоним Роланд Карл. Это не помешало неудаче первой коллекции войти в историю: Кэрри Донован, американский модный журналист, написала в отчете с показа для The New York Times, что «пресса освистала коллекцию». Причиной стало то, что наряды показались слишком откровенными для своего времени: несколько коротких черных коктейльных платьев были очень широко открыты спереди, а у других нарядов был слишком низкий вырез на спине. Следующие коллекции удавались Лагерфельд хоть и с большим, но все равно с переменным успехом. Всего Лагерфельд создал для Жана Пату десять коллекций: по две ежегодно в течение пяти лет.
работа с коммерческими коллекциями для разных брендов
с 1963
Работа в Jean Patou закончилась по причине переезда Карла в Рим: дизайнер принял решение уехать туда, чтобы изучать историю искусств. «Мне стало скучно, и я ушел — попытался вернуться в школу, но это не сработало, поэтому я провел два года в основном на пляжах — наверное, я изучал жизнь», — так описал этот период сам Лагерфельд. Именно в то время он начал удаленно работать с известными брендами: Fendi, Chloé, Charles Jourdan, Krizia, Curiel, Tiziani.
Chloé
1964–1977
Первое сотрудничество Лагерфельда с Chloé состоялось еще в 1964 году: дизайнер делал для французского модного дома по несколько вещей в сезон. Количество создаваемых им изделий постоянно увеличивалось: «Первое время я думала, что вкус у дизайнера из Германии должен быть спорным, — вспоминала основательница Chloé Габи Агьон. — [Но] в то время как другие дизайнеры приносили два эскиза, Карл приносил двадцать». В октябре 1972 года была представлена первая полноценная коллекция сезона весна–лето 1973, созданная Лагерфельдом для Chloé. Свободные куртки, принтованные шелковые рубашки и юбки-брюки длиной по щиколотку — первая коллекция была положительно принята критиками и положила начало пятилетнему сотрудничеству. Именно во время работы Лагерфельда клиентами дома стали Джеки Кеннеди, Брижит Бардо, Мария Каллас и Грейс Келли.
Fendi
C 1965
Самое долгое в истории индустрии сотрудничество приглашенного дизайнера с модным домом — партнерство Лагерфельда с Fendi — началось, когда дизайнеру было чуть больше 30 лет. Тогда по рекомендации знакомого PR-специалиста с ним связались пять сестер Фенди, предложив ему удаленное сотрудничество. Вскоре после этого партнерство стало более плотным: Лагерфельд вместе с сестрами начал значительно преобразовывать семейный модный дом. Совместными усилиями они превратили основной товар Fendi — шубы — из скучного символа буржуазного статуса в объект модного дизайна. Лагерфельд изменил даже логотип бренда, придумав аббревиатуру в виде двух букв F: она означает Fun Furs («забавные меха») и используется по сей день.
Chanel
c 1982
Спустя почти двенадцать лет после смерти мадемуазель Шанель Chanel в лице председателя совета директоров Алена Вертхаймера пригласили Лагерфельда возглавить модный дом. Предложение было спорным — Лагерфельд позднее вспоминал, что в то время только жены докторов носили скучную одежду бренда, а знакомые советовали ему даже не начинать сотрудничать с Chanel. «Теперь происходит все больше возрождений [модных домов], но в то время если бренд умер, то он был мертв, и шансов у него не было, — вспоминал Лагерфельд. — Но когда мне говорят не делать что-либо, потому что это безнадежно, мне это кажется интересным. Очевидно, этот подход работает». Примечательно, что сотрудничество сработало практически сразу: после показа первой кутюрной коллекции та же Кэрри Донован (раскритиковавшая его первую коллекцию для Jean Patou), написала, что Chanel «поставили под угрозу лидерство Yves Saint Laurent».
Karl Lagerfeld
C 1984
Основывая собственный бренд, Карл Лагерфельд сразу пояснил Vogue: «Я не мечтал о том, чтобы мое имя было написано на всех вывесках. Но сейчас мы поместим его там, потому что настал подходящий момент: я создал из имени бренд, почему бы не воспользоваться этим?» В 2005 году, спустя более 20 лет успешной эксплуатации имени и открытия многочисленных бутиков марки по всему миру, Лагерфельд продал бизнес Tommy Hilfiger group, оставшись креативным директором и непосредственным участником дизайн-процесса.
4
ТРУдоспособность
Помимо создания коллекций для трех крупных модных брендов, Лагерфельд постоянно участвовал в дополнительных сторонних проектах. Многочисленные коллаборации с известными брендами, разработка дизайна зданий и отелей, выпуск книг в собственном издательстве, создание костюмов для постановок - это лишь неполный список того, чем занимался Лагерфельд в свободное от основной работы время.
melissa + karl lagerfeld
Hôtel de Crillon
эскиз костюма для «троянцев» луки ронкони
Vans x KARL LAGERFELD
KARL LAGERFELD for h&m
5
Фотография
Талантливый фотограф, Лагерфельд регулярно создавал рекламные кампании для Chanel и Fendi, периодически выступал приглашенным фотографом в журналах, а также организовывал собственные фотовыставки.
6
образ
Солнцезащитные очки, беспалые перчатки, черный костюм, белая рубашка и длинные белоснежные волосы, собранные в хвост: может показаться, что Лагерфельд если не родился таким, то как минимум был адептом подобного стиля долгие годы. Это действительно так — но лишь отчасти. Знакомый нам сегодня образ Лагерфельда появился в 2002 году, когда он сбросил более 40 кг за тринадцать месяцев, чтобы, как он выразился, «носить костюмы Эди Слимана». Диета была разработана специально для него доктором Жан-Клодом Одре, который после быстрого преображения немецкого дизайнера даже выпустил книгу «Диета Карла Лагерфельда», продав ее тиражом более 200 000 экземпляров.
В молодости же Лагерфельд был обладателем спортивного тела и приверженцем более расслабленного стиля. Так, согласно расследованию журналистки Алисии Дрейк для книги The Beautiful Fall, Лагерфельд даже увлекался бодибилдингом и носил яркие разноцветные рубашки. Впрочем, представить это сейчас сложно: даже людям, далеким от моды, дизайнер запомнился своим более поздним имиджем.
7
Личная жизнь
Единственной настоящей любовью Лагерфельда, по его собственному признанию, был Жак де Башер — герой парижских светских хроник 1970-х и 1980-х годов. Их связь, как утверждал сам Лагерфельд, всегда была исключительно платонической — в отличие от отношений Жака де Башера с тем же Ивом Сен-Лораном, с которым они вместе устраивали БДСМ-вечеринки. «Конечно, я знал об этой связи, — описывает период романа между Сен-Лораном и де Башером Лагерфельд. — Мы с Ивом дружили больше двадцати лет. Но я хотел видеть только светлую сторону Жака. Он мог бы рассказать мне, чем занимался, когда меня не было рядом. Но я предпочитал не спрашивать об этом».
Союз Лагерфельда с Жаком де Башером продлился с 1971 по 1989 год. В возрасте 38 лет де Башер скончался от СПИДа, и Лагерфельд провел с ним последние минуты, не отходя от его больничной кровати.
В последние годы Лагерфельд жил со своей кошкой Шупетт, ставшей настоящим коммерческим символом: она участвовала в фотосессиях, ее образ использовали в качестве брелка для сумок, про нее издавали книги. К Лагерфельду при этом кошка попала случайно: друг попросил присмотреть за ней на время его отъезда, а когда он вернулся, Карл отказался ее отдавать. «Она помогла мне стать более приятным человеком, — утверждал дизайнер. — В ней есть что-то очень трогательное, даже учитывая ее избалованность».
8
Хиты
СУМКА Chanel boy
ТВИДОВЫЙ КОСТЮМ Chanel
БРЕЛОК Fendi
ШУБА Fendi, pre-fall 2018
СУМКА Fendi Peekaboo
9
книги
Активно неодобряемое Лагерфельдом исследование американской журналистки Алисии Дрейк лучше читать на английском: на французском эта книга вышла в переработанном варианте по решению суда. С требованием возместить моральный ущерб и репутационные издержки Лагерфельд обратился в суд: так, хотя в книге раскрываются факты личной биографии не только Лагерфельда, но и Сен-Лорана (последний никак не отреагировал на выпуск книги). Провокационное исследование основано на многочисленных интервью их ближайшего окружения и описывает не только творческий путь этих дизайнеров, но и рисует красочный портрет эпохи 1970-х и 1980-х годов.
Написанная французской журналисткой книга о Жаке де Башере — единственной любви Лагерфельда — основана на множестве интервью известных в парижской тусовке 70-х и 80-х годов персон. Однако если цитаты дизайнера Кензо Такада или модели Пэт Кливленд рисуют в большей степени портрет де Башера и описывают эпоху, большое и «трогательное» (по признанию автора) интервью Лагерфельда приоткрывает завесу тайны над личной жизнью известного кутюрье.
Острый язык Карла Лагерфельда бесконечно дарил СМИ инфоповоды: в речи дизайнера не было ни политической корректности, ни пресс-релизной обтекаемости формулировок. Однако скандальность его высказыванность не была самоцелью: они лишь отображали мировоззрение дизайнера. Чтобы доказать это, издательство Flammarion подготовило сборник цитат дизайнера «Мир глазами Карла», который отображает точку зрения Лагерфельда на многие жизненные вопросы: от того, стоит ли носить розовое, до всемирных проблем.
Среди многочисленных альбомов фотографий, изданных Карлом Лагерфельдом, это издание примечательно не только тем, что в него вошли не публиковавшиеся на протяжении восьми лет снимки. Книгу отличает выдержанный единый стиль, по которому можно судить о таланте Лагерфельда как фотографа. Особо стоит отметить чувство композиции в кадре, присущее Лагерфельду: черно-белые снимки, на которых периодически появляются модели, отличаются динамичностью, чувственностью и выразительностью.
Несмотря на то, что автор рукописи, бывший помощник Лагерфельда Арно Майяр, во всех интервью утверждал, что уважает Лагерфельда и не собирался мстить ему своей книгой, собранная в ней информация говорит скорее об обратном. В книге Майяр описывает наиболее капризные привычки своего экс-босса (например, пить Pepsi исключительно из хрусталя или увлажнять ноги кремом La Mer), рассказывает о тщеславии Лагерфельда и его беспощадном отношении к своим подчиненным. Количество правды и преувеличений в Merci Karl! смогут оценить лишь те, кто знает французский или немецкий, — на английский язык книга так и не была переведена.
10
фильмы
«Семейный портрет в интерьере», 1974
«И восходит солнце» (The Sun Also Rises), 1984
«Да здравствует жизнь!» (Viva lа Vie)
«Высокие каблуки»
«Светская жизнь» (Café Society)
«Любовница-хозяйка» (Maitresse)
11
цитаты
Что я ненавижу, так это гадких, уродливых людей… Хуже всех уродливые коротышки. Женщины могут быть невысокими, но для мужчин это неприемлемо. Это то, с чем они никогда не смогут смириться… Они злые и хотят вас убить.
Я думаю, татуировки ужасны. Это как постоянно носить платье Pucci.
Я крепко стою ногами на земле. Просто не на этой Земле.
Будьте политически корректны, но, пожалуйста, не утомляйте окружающих разговорами о политической корректности, потому что это конец всего. Хотите создать скуку? Будьте политически корректны во время беседы.
Спортивные штаны — это символ поражения. Вы потеряли контроль над своей жизнью и поэтому купили себе спортивные штаны.
Я своего рода нимфоман моды, который никак не может достичь оргазма.