Старые песни о главном
В российский прокат выходят «Шербурские зонтики» (1964) — революционный фильм классика «новой волны» Жака Деми, запустивший карьеру Катрин Денев. Современные режиссеры цитируют цветовые решения, а дизайнеры — образы
главных героев.
Дэмьену Шазеллу, Франсуа Озону, Педро Альмодовару, Уэсу Андерсону и другим поклонникам «Шербурских зонтиков» нужно сказать спасибо Пьеру Лазареву. Это он — медиамагнат, главный редактор газеты France Soir, сын русских эмигрантов и муж основательницы журнала Elle — дал денег на съемки фильма. Если бы Жак Деми не убедил Пьера Лазарева вложиться в экспериментальный film chante, картина, вдохновившая не одно поколение, как минимум получилась бы черно-белой. А то и вовсе пролежала бы на полке — тогда, в 1964-м, никто не осмеливался спродюсировать фильм, раскрывающий тему войны в Алжире (по этой причине цензура зарубила, например, «Клео с 5 до 7» Аньес Варда). Да и революционная идея отказаться от разговорных диалогов не вызывала восторгов. «Никто не верил в проект, — вспоминал композитор Мишель Легран в интервью Le Monde. — Мы целый год стучались в двери французских продюсеров, но они не верили, что зрители будут сидеть в темном зале и слушать, как актеры пропевают банальные фразы». Продюсеры ошибались — и кусали локти, когда фильм, в котором герои поют про бензоколонки, налоги и повестку в армию, получил «Золотую пальмовую ветвь».
На протяжении 91 минуты исполнительница главной роли Катрин Денев не произносит ни единого слова. Только открывает рот, пока французская эстрадная певица Даниэль Ликари поет про любовь, разлуку и чекап у врача. Этот изначально не запланированный lipsinging — еще одна причина, по которой американская пресса сравнивает «Шербурские зонтики» с голливудской классикой «Поющие под дождем» (сам Жак Деми, конечно, всякое влияние американского мюзикла решительно отрицал). Не запланированный — потому что Жак Деми писал роль Женевьевы под победительницу «Евровидения» 1962 Изабель Обре, а за две недели до начала съемок случилось страшное: певица попала в аварию, выжила, но получила 18 переломов. Пришлось срочно искать замену. Кандидатуру 20-летней Катрин, тогда известной скорее родством с успешной актрисой Франсуазой Дорлеак, предложил ее бойфренд, режиссер Роже Вадим. По совету приятеля Жак Деми согласился взглянуть на Денев, но любви с первого взгляда не случилось. Для роли Женевьевы актрисе нужно было не только похудеть на 10 килограммов, но и поработать над имиджем. Тут на помощь пришла Аньес Варда — ласточка «новой волны» и жена Деми уломала Катрин поменять прическу. Ответственность за то, как выглядят волосы актрисы в кадре, легла на знаменитый салон Carita сестер Рози и Мари Карита. Аксессуары и прически из «Шербурских зонтиков» — низкий хвост, широкий обруч и лента в волосах (цвет которой по ходу сюжета становится все темнее) — сегодня одинаково любят Jil Sander, Chanel, Simone Rocha и Giambattista Valli. Да и Катрин Денев осталась от прически в восторге и потом часто повязывала волосы лентой (например, на Каннский кинофестиваль в 1966-м).
Режиссер Жак Дени всегда мечтал поработать с цветом. Он до конца надеялся раздобыть бюджет на цветную пленку для своего полнометражного дебюта — но в итоге любимая синефилами «Лола» (1961) с красоткой Анук Эме в главной роли вышла на экраны в ч/б. Так что, когда стало ясно, что на «Шербурские зонтики» выделили достаточно средств, Жак Дени решил оторваться по полной и взял в partners in crime свою любимую парочку — художника-постановщика Бернара Эвейна и художницу по костюмам Жаклин Моро. Эти двое пользовались большим спросом у режиссеров «новой волны» — к началу съемок «Шербурских зонтиков» Эвейн и Маро успели поработать, например, с Аленом Рене и Жан-Люком Годаром. В итоге цвет в «Шербурских зонтиках» стал главным предметом гордости Деми. Он почти не дает зрителю отдохнуть от ярких цветовых сочетаний. И однажды даже сам появляется в кадре, чтобы заглянуть в магазин «Шербурские зонтики» с вопросом: «Где тут у вас магазин красок?».
Chanel, осень-зима 2022
«Откуда берутся идеи? Из сценария и обсуждения с режиссером, как было в «Шербурских зонтиках», — рассказывал Бернар Эвейн. Когда Бернар выбирал цвет обоев в комнате Женевьевы, он положил перед Деми несколько лоскутков ткани. Режиссер выбрал бирюзовый — Эвейн окрасил в этот цвет стены, а его жена Жаклин Моро сшила платье похожего оттенка. Другие костюмы тоже зачастую подбирали под цвет обстановки в комнатах (которых, кстати, получилось парадоксально много, учитывая скромное финансовое положение главных героев). Принт на махровом халате мадам Эмери перекликается с розово-зелеными обоями, молочное пальто Женевьевы — с домиками в портовом городке Шербуре, где снимался фильм. Многие сочетания цветов — например, синего с коричневым и розового с оранжевым — взяты с полотен Матисса.
Костюмы героев рифмуются и между собой. Особенно это заметно на примере Женевьевы и Ги (Нино Кастельнуово) в первой части фильма: ее желтый укороченный кардиган перекликается по цвету с его велосипедом, его синяя рубашка — с синей вуалью, которую она теребит в руках при прощании на вокзале. Парочка даже носит одинаковые плащи Burberry (фирменную клетку можно при желании рассмотреть в сцене на ступеньках оперного театра). Еще одна брендовая вещь в гардеробе героев — зонты O.N.M. Paris, которые и сейчас можно найти на Etsy за $60.
Работяге Ги в фильме противопоставлен ювелир Роллан Кассар: последний носит строгие костюмы-двойки и роскошное шерстяное пальто — полгода назад в похожем по Fondazione Prada шагал Кайл Маклахлен. Впрочем, сегодня Ги выглядит куда моднее элегантного, но довольно унылого Роллана. Его короткая коричневая куртка напоминает модели, которые носили знаменитости на волне популярности бренда Carhartt. Шоколадный костюм-двойка в паре с синей рубашкой — почти как на показе Gucci. А чего стоит темно-синий рабочий комбинезон (тут нужно отметить, что Жак Деми знал толк в униформе — его отец был автомехаником) — от хита из коллаборации Лотты Волковой для adidas его отличает только отсутствие лого и трех фирменных полосок.
Prada, осень-зима 2022
Adidas by Lotta Volkova,
весна-лето 2020
Gucci, осень-зима 2022
Отдельного внимания заслуживает стиль Мадлен, которую сыграла немка Эллен Фарнер («Шербурские зонтики» — единственная известная картина в ее скромной фильмографии). Самая примечательная вещь в ее гардеробе — виниловый плащ точь-в-точь как в коллекциях Pierre Cardin в 1960-х, только не красного цвета, а темно-изумрудного. Она носит косынки и, в отличие от героини Катрин Денев, не изменяет платьям яркого цвета на протяжении всего фильма.
К финалу «Шербурских зонтиков» прическа Женевьевы становится пышнее. Наивные наряды пастельных оттенков сменяют норка и черное-платье футляр, а вот гардероб Ги не претерпевает особых изменений — он носит все тот же синий рабочий комбинезон. Разницу между мирами Женевьевы и Ги подчеркивают костюмы детей. Франсуаза — ее сыграла Розали Варда, дочь Жака Деми и Аньес Варда — в красном пальто с синей подкладкой и кружевным воротничком. Франсуа — Эрве Легран, сын композитора фильма Мишеля Леграна, по воспоминаниям Розали, за участие в съемках выпросил себе макет заправочной станции из спальни Ги — в голубом рабочем комбинезоне с нашивкой в виде логотипа заправки.
Спустя 50 с лишним лет эту финальную сцену процитирует режиссер «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл — возможно, самый преданный фанат «Шербурских зонтиков», пересмотревший фильм Жака Деми больше 200 раз. «Фильм обрушивается на тебя как тонна кирпичей», — говорил он в интервью. Задолго до Дэмьена Шазелла похожими впечатлениями делился писатель Курт Воннегут: «Я посмотрел „Шербурские зонтики“ и принял этот фильм близко к сердцу. Мне, мужчине средних лет, он показался душераздирающим. Но все в порядке. Мне нравится, когда мне разбивают сердце».