T

Стиль в фильме «Дневная красавица»

1 августа исполняется 84 года со дня рождения Ива Сен-Лорана, дизайнера, который создавал одежду не только для реальных, но и для вымышленных женщин — он был художником по костюмам таких фильмов, как «Голод» Тони Скотта и «Жить чтобы жить» Клода Лелуша. Но, пожалуй, самой известной киноработой Сен-Лорана остается «Дневная красавица» — весь гардероб героини Катрин Денев, кроме туфель, — его рук дело. Рассказываем, как создавался стиль в фильме, о котором до сих пор хочется спорить (в 2020 году — особенно).

Фильмов, для которых создавали костюмы знаменитые дизайнеры, немало, но не так много тех, которые затем серьезно повлияли на моду — да и на поп-культуру в целом. «Дневная красавица» Луиса Бунюэля — один из них. Хотя, приступая к работе над фильмом, 67-летний режиссер вряд ли ожидал такого успеха. За плечами у Бунюэля была впечатляющая карьера: испанец по происхождению, в молодости он близко дружил и сотрудничал с Дали (вместе они работали над «Андалузским псом») и стоял у истоков зарождения звукового кино. Ему нравилось снимать драмы с политическим подтекстом, критикующие церковь и капитализм. Не удивительно, что сюжет книги французского писателя и журналиста Жозефа Кесселя «Дневная красавица», по которому ему предложили снять фильм продюсеры братья Хаким, чьей специализацией была эротика, сперва показался Бунюэлю «какой-то мыльной оперой». В сухом остатке роман Кесселя и правда типичная мелодрама: главная героиня Северин, жена состоятельного врача, не испытывает влечения к мужу, зато тайком предается садомазохистским фантазиям. В попытке воплотить наконец свои желания она устраивается в бордель, где с двух до пяти пополудни обслуживает клиентов под прозвищем Дневная красавица — Belle de Jour.



Сюжет изменился несущественно. Зато снята экранизация в фирменной режиссерской манере Бунюэля — он уже тогда был признанным мастером сюрреализма в кино. Повседневная жизнь героини и ее фантазии воссозданы одинаково скрупулезно и выглядят одинаково ярко — так что со временем зритель перестает понимать, где явь, а где вымысел, и вместе с Северин погружается в странное состояние, в котором реальность трудно отличить от сна.


Во многом благодаря этому приему «Дневная красавица» из мелодрамы с эротическим подтекстом превратилась в один из главных артхаусных фильмов — в картину, о которой до сих пор спорят, обсуждая ее с позиций феминизма и фрейдистского психоанализа. В 1967 году фильм стал триумфатором кинофестиваля в Венеции, ему досталась главная награда — «Золотой лев».


Создать на экране нужную атмосферу Бунюэлю помогали художники первого эшелона: за декорации отвечал Робер Клавель, постановщик, на счету которого уже тогда было больше двух десятков фильмов, включая знаменитого «Графа Монте-Кристо» с Жаном Маре. А кто создал для «Дневной красавицы» большую часть костюмов, знают даже те, кто фильм не смотрел. Картина стала в некотором роде бенефисом Ива Сен-Лорана, молодого и дерзкого дизайнера, за шесть лет до того оставившего консервативный дом Dior, чтобы идти своим путем.

Правда, вряд ли Сен-Лоран принял бы участие в съемках, если бы на главную роль не выбрали его подругу и клиентку (они познакомились за полтора года до этого) Катрин Денев. Бунюэль никогда не объяснял, почему предложил сыграть Северин 23-летней актрисе, которая в те годы была известна главным образом по мюзиклу «Шербурские зонтики» — романтической мелодраме с незатейливым сюжетом. Существует предположение, что на кандидатуре Денев настояли продюсеры. Как бы там ни было, сама актриса на предложение согласилась не раздумывая. «Вы могли бы назвать хоть одного актера или актрису, которые отказались бы работать с Бунюэлем?» — много лет спустя говорила она.


Ход оказался крайне выигрышным: «нордическая» блондинка Денев выглядит в роли состоятельной буржуазной дамы, холодной снаружи, но раздираемой внутренними демонами, довольно органично. А гардероб, который создал для нее Сен-Лоран, помогает подчеркнуть контраст между внешней безупречностью Северин и разнузданной атмосферой борделя, в которой она оказывается в надежде дать выход всему, что ее терзает. Героиня кажется фарфоровой куклой, попавшей в адский котел. С ней и обращаются как с куклой: в одной из сцен девушки, работающие в публичном доме вместе с Северин, бесцеремонно разглядывают и трогают ее наряд — элегантное серое платье сафари. В конце концов одна из них просит дать ей его «поносить».


В общей сложности Сен-Лоран придумал для героини Денев (гардеробом других актеров занималась художница Элен Нурри) больше десяти нарядов. Примечательно, что все они практически не обнажают тело — сам дизайнер якобы настоял на том, чтобы Северин не появлялась в кадре в мини: по мнению Сен-Лорана, короткая длина должна была вот-вот выйти из моды.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":831,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":831,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

При этом скроены все вещи строго и выверенно. Они почти не оставляют телу свободы и превращаются как бы в футляр, в прекрасные кандалы, которые выбирает Северин, чтобы сковать еще больше себя и «странные» желания, которые, кажется, вот-вот прорвутся наружу. Она прячется от самой себя в узком кожаном пальто с массивными накладными карманами, в двубортном черном пальто миди, в котором впервые идет в бордель; в минималистичном коричневом платье без рукавов, в алом жакете со строгой линией плеч и в роскошном пальто из черной лакированной кожи. На ее вещах — обилие металлической фурнитуры, нашивок и больших карманов, что придает им отдаленное сходство с униформой. Сен-Лоран украшает пальто и жакеты крупными блестящими пуговицами и даже к меховой шапке, «уютной» на первый взгляд, пришивает широкие кожаные ленты, которые завязываются под подбородком, делая головной убор похожим на шлем.

По логике вещей, с развитием сюжета героиня, которая получает возможность дать выход своей сексуальной энергии, должна стать раскованнее и начать носить другую одежду — с более свободным кроем и, возможно, более откровенную. Но этого не происходит. В финальной сцене мы видим Северин в строгом черном платье с белоснежным воротником и манжетами — оно напоминает не то форму воспитанницы приюта, не то облачение монахини. Чувствуя свою вину в трагедии, которая случилась в конце фильма с ее мужем, Дневная красавица словно наказывает себя строже прежнего — выбирая целибат и становясь сиделкой при парализованном возлюбленном.

Сама Катрин Денев не раз признавалась, что съемки в фильме по роману Кесселя дались ей тяжело — Бунюэль был деспотичным режиссером и не всегда обращался с ней корректно (это, правда, не помешало ей спустя несколько лет сыграть главную роль еще в одном его фильме — «Тристана»). Самым приятным воспоминанием, связанным с проектом, для нее стала именно возможность сотрудничать с Сен-Лораном. В книге Лоранс Бенаим «Ив Сен-Лоран: биография великого кутюрье» актриса приводит в пример ярко-красный ансамбль из жакета и платья, в котором Северин появляется в начале картины, в сцене воображаемого жестокого изнасилования: «Ив сделал эскиз платья из джерси и поместил внутрь него липучку. Он словно бы подсказал мне суть роли, особую манеру игры… В тот момент, когда платье срывают, треск липучки создает атмосферу насилия».


В 2020 году, в эпоху MeToo и третьей волны феминизма, фильм может показаться жестоким и мизогинным. Впрочем, как и любое сложное произведение, рассматривать его можно с разных позиций — в том числе, например, как историю женщины, которая пытается обрести сексуальную свободу и право распоряжаться собственным телом в патриархальном буржуазном обществе. Или как рассказ о том, к чему может подтолкнуть стремление любой ценой изжить травму (в фильме есть намеки на то, что в детстве Северин подверглась сексуальному насилию).

Постер к фильму «Спящая красавица» (реж. Джулия Ли)

Как бы там ни было, «Дневная красавица» серьезно повлияла и на моду, и на популярную культуру. Картину и в наши дни продолжают цитировать и интерпретировать другие режиссеры. Так, австралийка Джулия Ли сняла в 2011 году драму «Спящая красавица» о студентке, которая устраивается на подработку в загадочный закрытый клуб. На постере актриса Эмили Браунинг повторяет канонический кадр из «Дневной красавицы» — как и Катрин Денев, она, полностью обнаженная, сидит вполоборота к зрителю. Один из последних фильмов Франсуа Озона — «Молода и прекрасна» с Марин Вакт в главной роли — называют «Дневной красавицей» эпохи интернета". Он рассказывает историю старшеклассницы из благополучной буржуазной семьи, которая добровольно занимается проституцией и находит клиентов через специальные сайты.


Легендарная группа Garbage превратила фильм Бунюэля в клип на песню Tell Me Where It Hurts 2008 года. Вокалистка Ширли Мэнсон, одетая в наряды, похожие на те, что носила Северин, живет двойной жизнью, по вечерам работая в борделе. В конце она же ухаживает за любовником, который оказывается прикованным к инвалидной коляске.


Что до моды, то многие из вещей, созданных для фильма Ивом Сен-Лораном, обрели долгую жизнь на подиуме и в гардеробах уже абсолютно реальных женщин. У Saint Laurent и в наши дни есть линейка аксессуаров (сумка, клатч, кошелек) под названием Belle de Jour. Плащи и ботфорты из черной лакированной кожи обожает и часто включает в коллекции нынешний креативный директор модного дома Энтони Ваккарелло. Ну а платья с белым воротником и манжетами выпускал едва ли не каждый второй крупный люксовый бренд — от Chanel до Valentino.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":1,"y":457,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":457,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кожаный клатч Saint Laurent линейки Belle de Jour

Черные замшевые лодочки 

Roger Vivier, Belle Vivier

Шерстяное платье с белым воротничком Chanel

Лакированные ботфорты Saint Laurent

Безумно популярными стали даже туфли, которые носит Северин. Черные лодочки с квадратным мысом и пряжками показывают крупным планом, когда героиня поднимается по лестнице, ведущей в бордель. Правда, их автором был не Сен-Лоран, а другой не менее известный дизайнер эпохи — знаменитый обувщик Роже Вивье. Модель Belle Vivier можно найти в магазинах марки и сегодня. А не так давно эти туфли снова «снялись» в кино: их носит Кристен Стюарт в биографической драме «Опасная роль Джин Сиберг» — еще одной трагической истории о женщине в декорациях «гламурных» 60-х.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":1,"y":457,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":457,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}