Стиль в фильме «Мартин Иден»
В российский прокат вышел фильм «Мартин Иден» — вольная интерпретация одноименного романа Джека Лондона, снятая итальянским режиссером Пьетро Марчелло. Автор телеграм-канала One Oscar for Leo Дина Ключарева оценила этот фильм не только как кинокритик, но и как человек, заинтересованный в моде.
Место действия истории Пьетро Марчелло переместил из американского Окленда начала XX века в послевоенный Неаполь, а на роль главного героя позвал актера Луку Маринелли, сыгравшего второстепенных персонажей в «Великой красоте» Паоло Соррентино и «Бессмертной гвардии» с Шарлиз Терон. В 2019 году работу Маринелли в «Мартине Идене» отметили призом Венецианского кинофестиваля: плечистый итальянец с профилем древнеримского бога и статью Владимира Маяковского идеально вжился в своего персонажа. Из простого работяги он превращается в известного и почитаемого писателя и в конце концов разочаровывается в буржуазно-интеллигентской среде, куда он когда-то так мечтал попасть. Трансформация героя происходит не только на идейном уровне, но и на внешнем: перейдя из одного социального круга в другой, Иден и символически, и вполне буквально меняет голубые воротнички на белые.
![](/upload/22441/vms/89733d349dad8a1e9bdbc3b3982b0c38.gif)
Над обликом персонажей фильма работал Андреа Каваллетто, ученик легендарного художника по костюмам Пьетро Този, регулярного коллаборатора таких итальянских мастеров кинематографа, как Висконти, Пазолини, Де Сика и Дзеффирелли. Каваллетто выпала не самая простая задача: Марчелло намеренно отказался помещать события фильма в какую-то определенную декаду XX века, и в кадре то и дело возникают артефакты из разных десятилетий — от пишущей машинки 1950-х до цветных телевизоров, за кадром звучат европоп и итало-диско, а энергичная смена сцен напоминает картины французской новой волны. «Пьетро не поставил временных ориентиров для происходящего в фильме, но у нас есть два четко разделенных мира: буржуазный, в котором живут Элена Орсини и ее родные, основанный на стереотипных образах и обстановке, характерных для конца XIX — начала XX века, и мир Мартина Идена и его социального круга, тяготеющий к массовой эстетике 1970–1980-х», — рассказывает художник в разговоре с The Blueprint.
![](/upload/22441/vms/f565bc1dc6d7339e3e6359641c93d783.gif)
История начинается с того, что Мартин Иден, простой моряк, просыпается на лодке от звуков потасовки на улице и вызволяет молодого гуляку Артуро Орсини из рук маргинала-грабителя. В благодарность Артуро приглашает своего спасителя в гости, где Иден знакомится со всеми членами аристократического семейства Орсини. Главный бриллиант в нем — Элена, юная сестра Артуро, элегантная и эрудированная девушка, под чары которой Иден, разумеется, попадает с первой же секунды. Элена цитирует Бодлера, а Мартин, завороженный окружающей роскошью, собирает кусочком хлеба соус с тарелки — контраст не может быть ярче.
Подчеркивает его и внешний вид героев. Элена — воплощение изящества и благопристойности, скромная и романтичная тургеневская девушка. Каваллетто не случайно вдохновлялся картинами Валентина Серова, часто писавшего барышень в светлых блузках под горло, предпочтение которым отдает и Элена. Основа ее стиля — блузы и платья из шелка и атласа с кокетками ручной работы, высокие воротники с рюшами или бантом. «Готовясь к съемкам, я вспомнил, как в конце 1970-х представители европейской моды — Вальтер Альбини, Ив Сен-Лоран, Осси Кларк — стали тяготеть к винтажным вещам, элементам стиля родом из конца XIX века, 1920–1930-х. Поэтому для Элены я в основном использовал наряды конца 1970-х — начала 1980-х, силуэты которых напоминали те, что были в моде в начале XX века. А вот для женщин из бедных кругов я выбрал дешевые платья, популярные в 1970-е, ограничив тем самым верхнюю временную планку. И был счастлив, когда Кармен Поммелла и Аутилия Раньери [исполняют роли соседки и сестры Мартина соответственно. — Прим. The Blueprint.], великолепные театральные артистки из Неаполя, глядя в зеркало в процессе примерки своих костюмов, обе заявили: „Я выгляжу как моя мать!“ И тогда я понял, что попал в цель — в 1970-е их матери были как раз в возрасте их героинь», — объясняет Каваллетто.
Мартин олицетворяет типичного представителя пролетариата: короткий мятый пиджак, серая федора, невзрачные фуфайки и застиранные голубые рубашки так и кричат о его низком происхождении. Цвета нарядов Элены — коричневый, синий — перекликаются с цветами одежды Мартина, как будто у них и правда есть что-то общее, но оттенки всегда выглядят «дороже», благороднее: ее насыщенный коньячный против его примитивного землисто-бурого, ее лазурно-голубой против его тусклого серо-синего. «В начале истории я подбирал для Идена образы из простых недорогих вещей, отсылающие к итальянскому неореализму, например, к „Похитителям велосипедов“ Де Сики. А синий костюм, в котором Мартин приходит на день рождения Элены, напоминает о 1970-х», — описывает художник процесс создания гардероба главного героя.
![](/upload/22441/vms/d6001ecd9fae9060ce04be7894ddd222.gif)
Несмотря на отсутствие у Мартина хороших манер, Элене хватает проницательности разглядеть за грубоватым фасадом рубахи-парня живой ум и любознательность. Она советует ему заняться самообразованием, и амбициозный Мартин, твердо вознамерившись примкнуть к миру своей возлюбленной, с головой погружается в чтение памятников мировой литературы. Он начинает писать рассказы о подобных себе простых людях, лишенных привилегий, для которых болезни, нищета и смерть — норма жизни, и один за другим рассылать их в литературные журналы и издательства, однако те раз за разом отвечают ему отказами. Мария, одинокая мать с двумя детьми, у которой Мартин снимает комнату, болеет за него всей душой и радуется за него, как за родного, когда однажды Идену приходит радостная весть о том, что его рассказ берут для публикации. Когда мечта Мартина начинает исполняться, его отношения с Эленой парадоксальным образом ухудшаются: рафинированной девушке не до душе, что в его произведениях «слишком много смерти, слишком много боли». Отдушиной для Идена становится дружба с пожилым социалистом и философом Руссом Бриссенденом, который, в отличие от Элены, не критикует затрагиваемые им «низкие» темы.
![](/upload/22441/vms/1e8195e1fb89809fccaf92bc773155f2.png)
Чем больше узнает Мартин и чем выше его успехи на литературном поприще, тем сильнее он разочаровывается в том, к чему когда-то стремился. Он становится приверженцем социального дарвинизма (фразу «выживает сильнейший» придумал один из его идеологов Герберт Спенсер). Лицемерие высшего света, который отказывался воспринимать Мартина всерьез, пока он неустанным трудом не сколотил себе имя, а теперь восхищается теми же его произведениями, которые когда-то с брезгливостью отвергал, вызывает у него горечь и вгоняет в экзистенциальный кризис. Под его глазами залегают глубокие тени, во рту проглядывают гнилые зубы — черная тоска, съедающая его изнутри, буквально пробивается наружу. Достигнув желаемого, Мартин выцветает, теряет краски наполнявшей его прежде жизни. Теперь он носит парчовые халаты цвета ночного неба, рубашки-косоворотки хитрого кроя (еще один привет Маяковскому) и белые костюмы — привилегию богатых, которым не нужно заботиться о том, чтобы не испортить случайным пятном светлую вещь. Его белые одежды — не то свидетельство того, что Иден наконец-то достиг своей цели и стал ровней семье Орсини, не то символический саван, окутывающий его тело, которое ждет трагический конец.
Элена, которая приходит к нему с предложением своего сердца в траурно-черном костюме, вторя одному из ключевых образов Анны Квадри из «Конформиста» Бертолуччи, больше не нужна Мартину. Как не нужна и Маргарита — его верная, всегда доступная подруга, такая же некогда простолюдинка. Ее Каваллетто на контрасте с благородной Эленой одевает в кирпичные оттенки, к финалу фильма добавляя к ним небесно-голубой кардиган — символ того, что, поддерживая Мартина, она приблизилась к статусу Элены, но так и не смогла полноценно занять ее место. Но любовь уже не волнует Идена: он переживает мощное выгорание и, пройдя долгий и трудный путь к своей мечте, не испытывает удовлетворения и теряет смысл жизни. Такое состояние в психологии называется «синдромом Мартина Идена» именно в честь героя романа-первоисточника.
Полуавтобиографический для Джека Лондона «Мартин Иден» оказался знаковой историей и для режиссера-самоучки Марчелло. Это первая игровая лента в его карьере документалиста (его фильм «Пасть волка» о заключенном, который влюбляется в трансгендерную женщину, получил два приза на «Берлинале» 2010). Но даже в художественном кино Марчелло умудряется найти место для фрагментов из архивных уличных съемок разных лет. Они размывают и без того неопределенные временные рамки истории, но в то же время насыщают фильм колоритной атмосферой жизни на задворках неаполитанского социума. Именно будни бедноты становятся главным источником вдохновения для Мартина Идена — писателя (так же было и с самим Лондоном), и эти документальные врезки в художественном фильме подчеркивают пропасть, которая отделяет Идена — некогда лаццарони (представителя низшего класса в Неаполе. — Прим. The Blueprint), черпающего вдохновение в своих корнях, — от почитателей его таланта — состоятельных интеллектуалов, зачарованных диковинными для них суровыми реалиями, с которыми они сталкиваются лишь на страницах его книг.