Blueprint
T

Модные революции Александра де Бетака

ТЕКСТ:

ЛИДИЯ АГЕЕВА

Продюсер Александр де Бетак, основатель агентства Bureau Betak, за 25 лет карьеры организовал 1000 дефиле и модных мероприятий. По этому случаю один из главных инсайдеров мира моды написал книгу Betak: Fashion Show Revolution, где рассказал, как он помог дизайнерам превратить классические дефиле в спектакли. Как настоящий неуловимый человек-оркестр, он не собирается останавливаться на достигнутом и уже готовит новую фешен-революцию. Мы поймали его в вечер пятницы перед рождественскими праздниками в Париже, где он вместе со своей командой готовил мероприятия на ближайшие три месяца и пытался понять, как ему оказаться в трех городах — Токио, Лондоне и Париже — в течение одной недели.

Александр встречает меня в своем офисе в Марэ на улице де Севинье. Наша встреча назначена на самый конец рабочей недели, но Александр де Бетак полон энергии. Он тараторит по 10 слов в секунду, рассказывая о том, как у него все спланировано на несколько лет вперед — все дефиле и мероприятия. Как в воскресенье после дружественных встреч (даже выходные дни у него расписаны по минутам) ему надо будет срочно успокоить Сару и Колетт, что в их магазине успеют все выкрасить и построить вовремя к открытию финальной главы Colette — поп-ап-нашествия Saint Laurent («Они всегда волнуются, как в первый раз»). А потом в понедельник, после утренней съемки для книги о модных легендах 2018 года, срочно брать мототакси в 11:30 и нестись в аэропорт: в 13:30 его ждет полет в Токио, где его команда готовит выставку Kimono Roboto (к слову, он сам с детства коллекционирует роботов и горд, что на выставке покажут первого робота Bureau Betak). Открытие в четверг, а в пятницу он организует русский гала-ужин BOF Voices в честь Натальи Водяновой («Мы уже столько лет дружим») в Лондоне.

Betak Book, книжный магазин музея «Гараж», 9970 руб.



Александру де Бетаку 49 лет, большую их часть он продюсирует шоу. Шоу де Бетака — это всегда расширение граней возможного. Огромный зеркальный павильон на Красной площади и гора из фиолетовых дельфиниумов во внутреннем дворе Лувра для Dior, показы и вечеринки в музее Пикассо (Jacquemus) и Центре Жоржа Помпиду (Mango) или первая прямая онлайн-трансляция дефиле Victoria’s Secret, из-за которой на несколько минут в 2000 году отключился весь интернет. Все это стало реальностью и частью модной истории благодаря Александру и его бюро. Но на самом деле за магией стоит сравнительно небольшая команда волшебников. Сегодня Bureau Betak — это 50 человек в трех точках мира: Нью-Йорке, Париже и Шанхае, где агентство открылось десять лет назад, когда маркам понадобилось присутствие в Азии и мероприятия в Китае, Японии и Южной Корее.



Kimono Roboto Exhibition, Omotesando Hills, Tokyo — работа Bureau Betak 



«Мы были первыми, кто предложил Гран-Пале провести дефиле под главным куполом после десятилетнего ремонта. На подготовку этого дефиле Dior ушли годы. В итоге право первой ночи дали именно нам».



Christian Dior, показ весна-лето 2006 (креативный директор Джон Гальяно) в Гранд-Пале, Париж




<iframe src="https://player.vimeo.com/video/250268597?color=2c30a2&title=0&byline=0&portrait=0" width="590" height="447" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe> <p>Rodarte RTW FW14 from <a href="https://vimeo.com/user33558614" rel="nofollow noreferrer">theblueprintmag</a> on <a href="https://vimeo.com" rel="nofollow noreferrer">Vimeo</a>.</p>

Дом Dior, марки Rodarte, Bottega Veneta, Lacoste, Berluti, дизайнеры Раф Симонс, Изабель Маран, Майкл Корс, Джейсон Ву, Симон Порт Жакмюс, Диана фон Фюрстенберг, Ульяна Сергеенко, сестры Олсен, Парижская опера, Музей Гуггенхайма, издание Business of Fashion… Александру доверяют клиенты разных профилей и кошельков (бюджеты мероприятий Bureau Betak начинаются от 100 000 евро и могут доходить до десятков миллионов), зная, что к каждому он найдет индивидуальный подход. К тому же для де Бетака не существует слов «нет», «невозможно», «не бывает»: даже организация дефиле в космосе ему кажется просто вопросом времени.

Rodarte RTW Fall 2014

Не устает ли он от такого бешеного ритма без выходных? «Когда занимаешься тем, что любишь, это не страшно! Не переживайте, я иногда отдыхаю — в августе и по праздникам: мы ездим с Chufy (жена Александра — it girl София Санчез де Бетак. — Прим. ред.) по всему миру, жду не дождусь нашего путешествия в Новую Зеландию».



Показ Christian Dior осень-зима 2013 (креативный директор Раф Симонс) на Красной площади в Москве





«Уговорить русские власти провести дефиле на Красной площади — сделать невозможное возможным — одно из моих главных достижений. Секрет нашего успеха — зеркальная конструкция, внутри которой проходило дефиле Рафа Симонса для Dior. Я придумал ее лет 15 назад и очень горжусь этой идеей, потому что она позволяет в любой точке мира с большим уважением к исторической архитектуре и к местным жителям провести наши мероприятия. На нас никто не злился, а власти были буквально очарованы нашей идеей и не смогли нам отказать. Мы были первыми и последними, кому это удалось. Не буду вдаваться в подробности разных историй, которые произошли потом с другими, ни одна из них не закончилась успехом».




«Как и любой парижанин, я помешан на архитектуре города. Построенное в 1977 году здание Центра Жоржа Помпиду — одна из трех конструкций вместе с Пирамидой Лувра и Оперой Бастилии, которое действительно выделяется в городском ландшафте. Мы были первыми, кто устроил там дефиле. Модели ходили по стеклянным трубам, где расположены эскалаторы, и гости дефиле видели их изнутри здания, а случайные прохожие — снаружи».






Mango, осень-зима 2011, Центр Жоржа Помпиду, Париж







«Мототакси и только ручная кладь — вот как мне удается все успевать. Всегда захожу в самолет последним и выбегаю первым».


Сет-дизайн показа Isabel Marant весна-лето 2016, Пале-Рояль, Париж






Моя молодость пришлась на восьмидесятые. Тогда министром культуры Франции был передовой Жак Ланг. Когда он поручил модным скульпторам Полю Бари и Даниэлю Бюрену украсить сад Пале-Рояль, я был в полном восторге. С этим местом у меня связаны лучшие парижские воспоминания. Поэтому моему счастью не было предела, когда нам разрешили здесь провести шоу Isabel Marant.





<iframe src="https://player.vimeo.com/video/250269280?color=2c30a2&title=0&byline=0&portrait=0" width="640" height="360" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe> <p>Dior RTW SS16 from <a href="https://vimeo.com/user33558614" rel="nofollow noreferrer">theblueprintmag</a> on <a href="https://vimeo.com" rel="nofollow noreferrer">Vimeo</a>.</p>

Показ Christian Dior весна-лето 2016 — последняя коллекция Рафа Симонса для Dior, Лувр, Париж








«Когда мы готовили это шоу, мы не знали, что оно станет последним показом Рафа для Dior. На постройку горы из дельфиниумов ушло три недели. Мы задействовали сотни строителей и сотни тысяч цветов. Мы предложили парижской мэрии, чтобы павильон остался во дворе Лувра еще на несколько дней в качестве художественной инсталляции, которой мог любоваться каждый. Прохожие могли забрать цветы себе домой».







Александр родился и вырос в Париже. Он рано начал фотографировать красивые места мира для путеводителей Berlitz и шумные вечеринки восьмидесятых для продвинутых журналов («Это был лучший повод, чтобы пойти гулять ночью»). Один из них, когда де Бетаку было всего 17, пригласил его в Мадрид во время летних каникул. Там у него появился первый постоянный модный клиент: Александр помогал испанскому дизайнеру Сибилле Сорондо буквально со всем — от коммуникаций и организации мероприятий и съемок до коммерческих закупок. Сдавать выпускные экзамены приходилось в промежутках между рабочими встречами. Де Бетак поступил в Сорбонну, но в первый день учебы забрал документы, поняв, что с его графиком совмещать работу с учебой не получится. «Я не знал, где окажусь в конце недели, как я мог знать, где буду через три месяца или полгода? Пришлось сделать выбор, о котором, впрочем, я никогда не жалел. Но если я сегодня мог бы что-то изменить или дать кому-то совет, я бы научился искусству фотографии — перспективе и кадру — и как обращаться с компьютерными программами, с которыми работают мои архитекторы. В общем, всему тому, для чего я нанимаю специалистов и делегирую полномочия. А еще философии, китайскому, арабскому, японскому и русскому».


«Бассейн "Молитор" — одно из самых легендарных мест города, здесь отдыхали поколения модных парижан. В конце 1980-х этот бассейн пришел в забвение. Нам разрешили провести здесь дефиле перед началом официальной реставрации».







John Galliano, весна-лето 2010, бассейн «Молитор», Париж








Mary Katrantzou, осень-зима 2016, колледж Central Saint Martins, Лондон





«В ночь перед дефиле Мэри позвонила мне и попросила убрать все воздушные шарики. Но я настоял на своем, потому что они усиливали впечатление от шоу, отражая ее смелые, но в то же время элегантные источники вдохновения. Она согласилась: в итоге об этом показе написали все».






Де Бетак учился всему на ходу, интуитивно, на ощупь. Как он говорит, он даже не догадывался, что что-то может быть невозможно: он просто всегда делал то, что считал нужным. Так, Александр создал профессию своей мечты, которой раньше не существовало, — продюсер дефиле. 


Когда в конце восьмидесятых клиентов становится несколько, Александр открывает агентство своего имени в Париже. Бизнес растет медленно, и де Бетаку становится скучно. В 1993 году он переезжает в Нью-Йорк (ему было всего 25), где попадает на волну подъема недели моды на Восточном побережье: «Это было время дефиле в Bryant Park, Тома Форда в Gucci и минимализма Calvin Klein. Я провел первый показ Miu Miu в Нью-Йорке и начал делать шоу для Майкла Корса, Джона Бартлетта и Донны Каран». Его дефиле поражают всех своей продуманностью и театральностью, он помогает сделать из обычного прохода по подиуму настоящий спектакль, где каждый бренд раскрывается по-своему: шоу больше никогда не будут похожи друг на друга. Об этой революции Александр наглядно рассказывает в своей книге.





Berlutti, осень-зима 2015 (креативный директор Алессандро Сартори), Музей декоративных искусств, Париж








H&M, осень-зима 2015, Гранд-Пале, Париж





«Я предложил H&M воссоздать в Гран-Пале настоящую Луну. В этом шоу был весь я. После дефиле космические корабли превратились в лаунджи и бары с напитками».







«Это инсталляция в Музее декоративных искусств была вдохновлена мультфильмом "Вверх". Было очень весело, и все вокруг снимали селфи».








«Сейчас я смотрю на свои первые шаги другими глазами — это была другая эпоха, двадцать пять лет назад я был совсем ребенком и, наверное, играл другую роль. Когда мы взрослеем, иногда нужно покончить с некоторыми отношениями, чтобы успеть начать другие» — так де Бетак рассуждает о тех клиентах, с которыми он больше не работает — Prada, Miu Miu, Victoria’s Secret. «Я был тинейджером, когда познакомился со всеми важными людьми из мира моды. Поэтому, когда я понял, что повзрослел, мне больше не захотелось работать по тем же правилам. Иногда полезно расставаться, потому что история изжила себя. В жизни нет сводки правил, все к лучшему. Есть истории, которым суждено длиться долго, некоторые клиенты с нами вот уже более 20 лет. А есть те, с которыми мы больше не работаем, но, если честно, их не очень много. Каждый день к нам приходят новые и новые клиенты: некоторым мы говорим нет, потому что их идеи нас не заинтересовали. А другие, наоборот, говорят нам нет, потому что понимают, что наше видение им не подходит. Но это не страшно, такова жизнь, и это нормально. Ну и если бы мы делали все, что нам предлагают, мы бы ничего не успевали». Во время недель моды Bureau Betak организует около десяти шоу и в Нью-Йорке, и в Париже, и по нескольку в Лондоне и Милане, помимо этого на них торжественные ужины, вечеринки и открытия выставок. «Сложность в том, чтобы успеть за этот минимальный промежуток времени успеть сделать как можно больше проектов».





Christian Dior Couture, осень-зима 2012 (креативный директор Раф Симонс), Hôtel Particulier Iéna, Париж




«Для первого дефиле Рафа Симонса для Dior мы выбрали частный парижский особняк. Раф предложил украсить стены цветами. Снимаю шляпу перед флористами Марком Колле и Эриком Шованом. Я никогда до этого не работал со свежими цветами. Несколько недель мы продумывали конструкцию, как расположить цветочные коридоры и систему дренажа. У нас было всего три дня, чтобы украсить вручную свежими цветами стены перед дефиле. Нам понадобилась целая армия помощников. Результат был очень красивым и трогательным».







Какой его следующий шаг? «Я собираюсь быть в центре новой революции». Как, еще одной? «Да-да, вторая революция уже идет полным ходом». Александр говорит об изменениях в мире, связанных с развитием диджитал-форматов. Поэтому год назад в своем агентстве он открыл новое направление Bureau Futur (дословно «Агентство будущего»), которое занимается производством диджитал-контента с мероприятий, организованных де Бетаком и его командой. «В будущем все мероприятия, происходящие в прямом эфире, в том числе модные показы, станут исключительно цифровыми. Уже несколько сезонов мы организовываем дефиле и параллельно придумываем, как они будут выглядеть в цифровом формате: в stories в Instagram, в каналах на YouTube и в 3D-очках в виртуальной реальности».






<iframe src="https://player.vimeo.com/video/250268775?color=2c30a2&title=0&byline=0&portrait=0" width="1200" height="800" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe> <p>Jacquemus SS16 from <a href="https://vimeo.com/user33558614" rel="nofollow noreferrer">theblueprintmag</a> on <a href="https://vimeo.com" rel="nofollow noreferrer">Vimeo</a>.</p>

Jacquemus, осень-зима 2016, Paris Event Center







«Мы спродюсировали очень персональную историю Симона Порта о его детстве. В показе участвовал его племянник, а сам дизайнер вышел на финальную сцену босиком в сопровождении белой лошади».







Столько проектов и столько идей, как же де Бетаку удается не уставать и не повторяться? И главное — продолжать нас удивлять? «Достаточно просто оставаться любопытным, быть свободным для новых идей и всегда хотеть снова и снова учиться новому, вдохновляться всем подряд, смотреть по сторонам и потом снова смотреть по тем же сторонам. Даже когда мы ходим по одним и тем же маршрутам каждое утро, мы можем все время смотреть на них разным взглядом и открывать для себя разные вещи, которые вдохновят вас на что-то новое. Это двигатель успеха в моей профессии. И наверное, каждому, кто работает с креативными проектами, стоить делать то же самое». У Александра источником вдохновения может стать буквально все что угодно: от его любимого музея — Московского музея космонавтики («Я предпочитаю его Вашингтонскому, потому что он более трогательный. Здесь больше поэзии и смирения») до блюда в парижском бистро у работы. Единственное табу — шоу других продюсеров: де Бетак сразу видит все проколы и не может расслабиться и получать удовольствие от дефиле. Для него показы — это все-таки прежде всего работа.







Christian Dior Couture, весна-лето 2017 (креативный директор Мария-Грация Кьюри), Музей Родена, Париж







«Для первого кутюрного шоу Марии Грации Кьюри для Dior мы создали вымышленный лабиринт с зеркальным потолком и настоящим мхом на полу, листьями на изгородях и зелеными бархатными подушками с вышитой пчелой — символом дома. А ночью сад превратился в магический костюмированный бал».








«Я парижанин по культуре и рождению, ньюйоркец по образу жизни, а по факту гражданин Air France. Я провел в самолете за последние 25 лет больше времени, чем в какой-либо стране мира. Знаю все экипажи в лицо». Вся жизнь Александра, по его словам, проходит «на ходу». Он уносится от меня на скутере на следующую встречу, последние вопросы мы обсуждаем уже на стоянке. Заводя мотор, главный волшебник мира моды бросает на прощание: «Простите, что мы не все обсудили, но главное, что все сказанное — правда».








5 фактов о Bureau Betak



1


2


3


У Александра три команды в Нью-Йорке, Париже и Шанхае

Bureau Betak организовывает мероприятия не только для клиентов из мира моды и искусства, но и для частных лиц, чьи имена не раскрываются. Александр говорит, что такие клиенты к нему обращаются обычно из стран Ближнего Востока.

Не многие знают, что Bureau Betak занимается дизайном мебели (коллекция кроватей для Domeau Peres и световых объектов для аукционного дома Artcurial) и декором интерьеров. В частности, Александр продумал дизайн главного парижского лаундж-ресторана для афтепати Сalavados в Восьмом округе и комнату с 200 диско-шарами в Hotel Amour в Девятом округе. «Список наших услуг становится все более широким, вот почему наш бизнес такой интересный».

Raf Simons весна-лето 2018, Chinatown, Нью-Йорк

Офис бюро в Париже

4


5


Изначально Bureau Betak базировалось в Париже, но в 1993 году Александр перенес его в Нью-Йорк. Лишь тринадцать лет спустя в 2007 году агентство триумфально вернулось в Париж.

У Александра де Бетака есть всего одно правило — нет никаких правил.

Офис бюро в Париже

Инструкция: Instagram и показы




Каждый лук должен смотреться идеально на любом смартфоне c любой точки.

Длина Stories 15 секунд, это значит, что каждая часть показа — вступление, связки, хореография и яркие моменты — не может длиться дольше.

Всегда нужно продумывать подсказки — дополнительные элементы, чтобы гости знали, в какой момент нужно доставать телефон и начинать снимать.

Финале (британские журналисты называют финальный выход моделей Instagram moment) — в какой-то момент модели должны стоять неподвижно. С Rodarte, например, мы прибегали к этой технике еще десять лет назад, чтобы получить самые красивые фотографии.

{"width":1200,"column_width":102,"columns_n":10,"gutter":20,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
false
767
1300
false
true
true