Допустим, вы звезда. Даже при самом серьезном отношении к карьере у вас может не быть ни престижных наград, ни даже по-настоящему выдающихся талантов. Но в 2017 году без стилиста вам не обойтись точно.
Мел Оттенберг, Верджил Абло, Брендон Максвелл — за последние пару лет эти имена должны были стать вам хорошо знакомы. Эти люди — стилисты Рианны, Канье Уэста и Леди Гаги соответственно. То, что бывшую простую девчонку с Барбадоса называют чуть ли не главной иконой стиля, а визуальный альбом Queen B Lemonade расхватали на fashion-цитаты сразу же после релиза, — их заслуга. Сегодня селебрити-стилисты — звезды почти той же величины, что и артисты, за имидж которых они отвечают. Но так было не всегда.
Когда в 1931 году Габриэль Шанель начала работать на голливудскую студию Metro-Goldwyn-Mayer, вряд ли у кого-то повернулся бы язык назвать ее звездным стилистом. Равно как и Юбера де Живанши, который снабжал нарядами Одри Хепберн. Тогда стилистами называли исключительно fashion-редакторов. Но в девяностых все изменилось. Модные дома, отданные в руки молодым и смелым креативным директорам, нуждались в новых инструментах рекламы. Ответ нашелся сам собой — Голливуд, переживавший в то время свой ренессанс.
Бывшие редакторы стали для звезд проводниками в мир премиальных брендов. «Неважно, насколько красивы голливудские актрисы, большинство из них не имеет понятия о том, как нужно одеваться, — рассказывает основательница PR-компании People’s Revolution Келли Катрон в книге Deluxe: How Luxury Lost Its Luster. — Их нужно было учить тому, как правильно произносить имя дизайнера, как носить платья и как ходить на каблуках. Тут-то на авансцену и вышли стилисты, взяв на себя роль, которую до этого исполняли киностудии».
Коко Шанель для фильма
«У греков есть слово для них», 1932
Джессика Пэстер,
Ким Бейсингер, премия «Оскар», 1998 год
Юбер де Живанши и Одри Хепберн
Вскоре имена селебрити-стилистов стали упоминаться не реже, чем имена их подопечных. Помните фисташковое платье Escada, в котором Ким Бейсингер получила статуэтку в 1998 году? Его для актрисы выбрала Джессика Пэстер, ставшая после этого одним из самых востребованных стилистов Голливуда.
А платье Versace, в котором Дженнифер Лопес появилась на церемонии Grammy 2000 года и стало одной из причин создания сервиса Google Images? За него стоит сказать спасибо Андреа Либерман, которую тот выход Лопес сделал знаменитой. Стилисты нарабатывали себе клиентуру, а селебрити — внимание прессы и модных брендов.
Дженнифер Лопес, церемония Grammy, 2000 год
Андреа Либерманн
В 2014 году после появления Рианны в «голом» платье на церемонии CFDA Том Форд отпустил фразу: «То, что наденет Ри, имеет гораздо большее значение для покупателей, чем рецензии всех fashion-критиков, вместе взятых». А годом раньше в интервью журналу Marie Claire модель Коко Роша озвучила другую точку зрения: «Немыслимо — сегодня любая двадцатилетняя старлетка выйдет в свет в выданном напрокат кутюрном платье, а завтра ее провозгласят иконой стиля». С одной стороны, все вроде понимают, что за идеальным образом любой оскароносной актрисы стоит целая команда во главе со стилистом. С другой, мы, обычные зрители и работники медиа, сами делаем все, чтобы эта машина превратилась в вечный двигатель: пристально следим за нарядами с «Оскара», «Золотого глобуса» и «Грэмми» и обсуждаем все в социальных сетях.
В эпоху Instagram внешний вид стал одним из ключевых критериев оценки, и неважно, говорим ли мы о певице или новоизбранном президенте США. Тут-то на помощь и приходят стилисты с кофрами, полными Vêtements и Gucci. Правда, в попытках модно одеть каждого клиента эти самые стилисты зачастую не берут в расчет индивидуальные особенности своих подопечных. В итоге мы получаем Марион Котийяр в огромном канареечно-желтом худи Marques''Almeida, хотя раньше актриса выбирала Dior. Или Селин Дион в толстовке Vêtements с афишей «Титаника» — остроумный способ напомнить, кто именно спел My Heart Will Go On, но странный выбор для любительницы спокойных элегантных вещей.
Рианна на церемонии CFDA, 2014 год
«Теперь люди из маркетинга диктуют, каким должен быть продукт, чтобы быть успешным, — рассказывает стилист Лайза Купер, в разное время работавшая с Рианной, Бейонсе и Канье Уэстом. — Именно поэтому музыкальная индустрия сегодня находится в таком плачевном состоянии. И именно поэтому все звезды стали выглядеть одинаково — модно». На эту тему высказалась и автор Vogue.com Алессандра Кодина в своей статье «Что, черт возьми, случилось с понятием личного стиля?»: «Иметь чувство стиля — все равно что иметь отличное чувство юмора: это часть личностной философии, почти что форма искусства. Иметь собственный стиль значит иметь нечто сверх». Вспомните 1990-е: за каждым, даже самым нелепым образом Кейт Мосс, Дрю Бэрримор или Гвинет Пэлтроу угадывается личность — и индивидуальный стиль. С одной поправкой: тогда за этот стиль, каким бы прекрасным он ни был, не платили.
Кейт Мосс
Дрю Бэрримор
Гвинет Пэлтроу
«Роль стилиста в становлении популярности артиста зависит, безусловно, от уровня самого стилиста. Что я под этим подразумеваю? Способность чувствовать время и талант находить баланс между конъюнктурой, собственными амбициями и пониманием мироощущения своего клиента. Энергетическая, эмоциональная совместимость тоже важна. При этом я знаю лишь несколько примеров, когда стилист сам становился очень известным. Можно ли это назвать тенденцией или, наоборот, исключением — не берусь судить. Возможно, дело в любопытстве людей и желании знать своих героев в лицо», — поделилась с The Blueprint стилист Оксана Он, которая занималась гардеробом актрисы Равшаны Курковой и отвечала за смену имиджа певицы Натальи Чистяковой-Ионовой (Глюк''oZa).
Келли Буш, основательница агентства ID PR, при этом считает, что налицо все же тенденция: «Стилисты кардинально меняют восприятие звезды публикой. Они знакомят селебрити с дизайнерами, пробивают им места в первом ряду на fashion-показах, и все стороны оказываются в плюсе. Молоденькая актриса может быть известной не своими ролями, но благодаря своему стилю». Некоторые стилисты даже просят называть их художниками по стилю или имидж-архитекторами. Лоу Роуч, ответственный за преображение певицы Зендеи (а заодно одевший Селин Дион в Vêtements), и вовсе говорит: «Я заложил основы ее успеха в модной индустрии».
Большинство селебрити-стилистов постепенно вышли из тени своих клиентов и теперь консультируют бренды или сами выпускают коллекции. Первой была Рэйчел Зоуи: благодаря сотрудничеству с самыми популярными звездами нулевых вроде Линдси Лохан и Николь Ричи ей удалось запустить собственный бренд и реалити-шоу, написать книгу и стать знаменитой. Потом был Никола Формикетти, бывший директор моды журнала Dazed & Confused: в 2009 году он стал постоянным стилистом Леди Гаги, в 2010-м его назначили артистическим директором Thierry Mugler, в 2011-м он запустил собственный бренд Nicopanda, а в 2013 году стал артистическим директором в Diesel. Кстати, любопытно, что Брендон Максвелл, бывший ассистент Формикетти и его преемник на посту штатного стилиста Гаги, тоже в итоге запустил свою линейку одежды — минималистичные платья и брючные костюмы его авторства носит не только сама певица, но и Мишель Обама и Наоми Кэмпбелл.
Ло Роуч и Зендея
Рэйчел Зоуи
Один из последних удачных примеров — Верджил Абло, который долго сотрудничал с Канье Уэстом и консультировал его на первых порах существования Yeezy. Сейчас Верджил сосредоточился на собственном бренде Off-White. «В какой-то момент я просто подумал: «С меня хватит покупать вещи, я хочу создавать их сам», — рассказывает Верджил. — Я понял, что дизайнеры, которые работают на крупные бренды или ведут свои собственные, не говорят на одном языке со мной и моими друзьями. Поэтому решил придумать одежду, которую захотят покупать люди из моего окружения и те, кто разделяет наши ценности».
Верджил Абло
Никола Формикетти
Настоящую золотую жилу в подборе нарядов для селебрити дизайнеры разглядели не так давно. Одним из первых был Джорджо Армани, который на церемонию «Оскара» в 1990 году одел сразу дюжину известных актрис (за это редакторы Women''s Wear Daily прозвали мероприятие «награды Армани»). Сегодня же масштабы индустрии таковы, что брендам приходится платить не только самим звездам, но и их стилистам, чтобы те посоветовали своим подопечным «нужный» наряд. Цена за такую услугу может достигать 50 000 долларов.
За кулисами важных мероприятий происходят настоящие битвы, а из-за того, что дизайнеры хотят одевать только суперзвезд, случаются забавные конфузы. Так, в 2014 году молодая актриса Хейден Панеттьер появилась на «Золотом глобусе» в черно-белом платье Tom Ford, которое она — внимание! — купила сама, а не одолжила у марки через своего стилиста. Сам же дизайнер уверял, что он для «Глобуса» одел только Наоми Уоттс, как бы намекая, что инициатива Панеттьер ему не особенно интересна. В результате Форду пришлось прислать актрисе букет с извинениями: клиентка как-никак. Но самые интересные истории получаются, когда большой бренд одевает большую звезду.
Хейден Паннетьер на «Золотом Глобусе»
в платье Tom Ford, 2014
В 2011 году Tiffany & Co. заплатил Энн Хаттауэй 750 000 долларов, чтобы та появилась на «Оскаре» в их ожерелье Lucida Star стоимостью 10 миллионов долларов (актриса была ведущей церемонии, так что ставки выросли в разы).Тогда же Louis Vuitton проплатил выход Гвинет Пэлтроу в своих украшениях; цена вопроса — полмиллиона долларов. А в 2013 году Дженнифер Лоуренс стала самой желанной для fashion-брендов знаменитостью. В преддверии «Оскара» таблоиды докладывали: «Chopard готов заплатить 100 000 долларов за выход в их украшениях, но актриса может ждать куда более выгодных предложений». Ощущение, будто речь идет об игре на бирже, и по сути так оно и есть: удачная ставка гарантирует как минимум широкий PR-охват, как максимум — увеличение продаж и brand value.
Как и почему случился такой сдвиг всеобщего внимания от собственно звезд к тем, кто стоит за созданием их имиджа? «Ответ — социальные сети, — поделилась своим мнением с The Blueprint Марни Сенофонте, стоявшая за модным преображением Бейонсе. — Когда я только начинала работать стилистом, ничего подобного не было. Единственной возможностью стать известным было сотрудничество с крупными журналами. В то время стилисты были людьми, которые просто создавали образ для артиста, — мы всегда оставались в тени их славы, никто даже не интересовался нами. Сейчас все иначе — каждый, кто работает в этой индустрии, создает бренд имени себя, и это нормально».
Сегодня звезде даже не обязательно озвучивать имя своего стилиста — эти люди и так на виду: они промоутируют себя и свои работы в соцсетях. «Социальные сети — самый быстрый и компактный способ доставить информацию до тех, кому она интересна, — говорит стилист Лера Агузарова, в портфолио которой — сотрудничество с Иваном Дорном и рэпером Oxxxymiron. — Аккаунты звезд с сотнями тысяч и миллионами фолловеров — идеальная площадка для того, чтобы сделать известным и востребованным труд их стилистов».
Очевидно, процесс уже не остановить: бренды получают все больше бонусов от звездного маркетинга (например, после того как Рианна опубликовала селфи в наушниках Dolce & Gabbana стоимостью 9000 долларов, они были распроданы за день); потенциальные покупатели с нарастающим энтузиазмом хотят узнать, кто стоит за новым имиджем Кайли Дженнер (это Джилл Джейкобс, если вам интересно), а стилисты становятся все известнее. Но сетовать по этому поводу — все равно что говорить, будто Facebook убил живое общение. Все это — просто часть реальности, в которой мы живем и к которой мы можем применять собственные фильтры, отсеивая нечто по-настоящему стоящее.
10 звездных стилистов, о которых нужно знать
Брэндон Максвелл
———————————————————
Клиенты:
Леди Гага, Найл Роджерс
——————————————————————
В 2010 году Максвелл начал работать ассистентом стилиста Николы Формикетти, который тогда отвечал за образ Леди Гаги, а уже спустя два года сам занял этот пост. Под его присмотром стиль Гаги заметно изменился — меньше эпатажа, больше элегантности и классической женственности. В 2015 году Максвелл запустил одноименный бренд одежды, а в 2016-м даже попал в шорт-лист LVMH Prize. Помимо Гаги Максвелл также плотно сотрудничает с певцом Найлом Роджерсом — за последние 20 лет стилист работал практически над каждым видеоклипом артиста, включая «I’ll be There» с участием Карли Клосс.
———————————————————
Лоу Роуч
———————————————————
Клиенты:
Селин Дион, Зендая, Ариана Гранде
——————————————————————
Несколько месяцев назад все заметили резкую перемену стиля Селин Дион: 48-летняя певица вдруг стала носить Vêtements, Céline и другие прогрессивные бренды. За имиджевую революцию Дион отвечал Лоу Роуч. Он начинал с продажи винтажной одежды и у него даже было несколько магазинов, а затем постепенно ушел в стайлинг.
———————————————————
МАРНИ СЕНОФОНТЕ
———————————————————
КЛИЕНТЫ: БЕЙОНСЕ, JAY Z
——————————————————————
Марни стартовала в индустрии с позиции личного ассистента и PR-директора дизайнера Нормы Камали, но со временем начала сотрудничать с селебрити в качестве стилиста. Широкой публике ее имя стало известно после выхода клипа «Formation» и альбома «Lemonade» Бейонсе. Сейчас. Марни работает в основном с Queen B. Примечательно, что плоды своих трудов Сенофонте практически не афиширует, на тусовках появляется крайне редко, да и через соцсети особенно не пиарится.
Верджил Абло
———————————————————
Клиенты: Канье Уэст
——————————————————————
Канье и Верджил познакомились в 2002 году. Сейчас официальная должность Абло — «креативный директор Канье Уэста: он отвечает за внешний вид артиста, обложки альбомов, сценические сеты и даже концертный мерч. Абло сам стал звездой модной индустрии: в 2014 году он запустил собственный бренд Off-White (после закрытия своего предыдущего проекта, streetwear-марки Pyrex Vision), в 2015-м был номинирован на престижную премию LVMH Prize, а за последние полгода успел сделать совместные коллекции с Levi’s и Moncler.
Мел Оттенберг
———————————————————
Клиенты: Рианна
——————————————————————
Ковбойские сапоги и топы с кружевами сменились в гардеробе Рианны нарядами Craig Green и Hyen Seo благодаря Оттенбергу. Почти 10 лет он работал стилистом, в частности, готовил съемки для журналов Purple и i-D и показы бренда Adam Kimmel. С Рианной он начал работать во время ее тура «Loud» в 2011 году: Оттенберг попросил Адама Сельмана и Джереми Скотта создать сценические костюмы — и все завертелось. Помимо работы с Рианной, Мел выступает креативным консультантом в процессе создания женских коллекций Nike и продолжает делать журнальные съемки. Кстати, РиРи — не единственный селебрити-клиент в портфолио Оттенберга: в бытность Джона Гальяно креативным директором Dior именно Мел отвечал за экстравагантные образы, в которых дизайнер выходил на поклон после показов.
Брэндон Максвелл
———————————————————
Клиенты:
Леди Гага, Найл Роджерс
——————————————————————
В 2010 году Максвелл начал работать ассистентом стилиста Николы Формикетти, который тогда отвечал за образ Леди Гаги, а уже спустя два года сам занял этот пост. Под его присмотром стиль Гаги заметно изменился — меньше эпатажа, больше элегантности и классической женственности. В 2015 году Максвелл запустил одноименный бренд одежды, а в 2016-м даже попал в шорт-лист LVMH Prize. Помимо Гаги Максвелл также плотно сотрудничает с певцом Найлом Роджерсом — за последние 20 лет стилист работал практически над каждым видеоклипом артиста, включая «I’ll be There» с участием Карли Клосс.
Лоу Роуч
———————————————————
Клиенты:
Селин Дион, Зендея, Ариана Гранде
——————————————————————
Несколько месяцев назад все заметили резкую перемену стиля Селин Дион: 48-летняя певица вдруг стала носить Vêtements, Céline и другие прогрессивные бренды. За имиджевую революцию Дион отвечал Лоу Роуч. Он начинал с продажи винтажной одежды и у него даже было несколько магазинов, а затем постепенно ушел в стайлинг.
Би
Окерлунд
———————————————————
Клиенты:
Мадонна
——————————————————————
Со своим главным клиентом — Мадонной — Окерлунд познакомилась в 2006 году на съемках клипа «Sorry», и с тех пор работает с ней на регулярной основе. Именно Би одела певицу в кутюрный Givenchy и Fausto Puglisi во время ее выступления на Super Bowl в 2012 году. Свою эстетику Окерлунд характеризует как «over the top». На практике это много черного в сочетании с золотом, очень высокие ботфорты и агрессивная сексуальность.
———————————————————
Мэйв Рейли
———————————————————
Клиенты:
Жанель Монэ, Крис Дженнер, Деми Ловато, Румер Уиллис
——————————————————————
За свою 11-летнюю карьеру Рейли успела поработать и на ТВ, и над музыкальными клипами, и, конечно, над образами селебрити разного калибра для выхода на ковровые дорожки. Один из последних наиболее удачных пунктов в портфолио девушки — сотрудничество с певицей Жанель Монэ, которая не боится выйти на публику в расшитом кейпе Tadashi Shoji и легинсах или с мультяшными глазами в волосах.
———————————————————
Моника Роуз
———————————————————
КЛИЕНТЫ: вся семья Кардашьян, Кендалл и Кайли Дженнер, Джиджи и Белла Хадид, Шанель Иман, Кристин Тейген
——————————————————————
Главная заслуга Роуз в том, что сестры семейства Кардашьян наконец забыли моды нулевых и начали носить вещи, которые отвечают современным трендам. После этого Моника принялась за Кендалл и Кайли, а вместе с последней даже работала на съемках рекламной кампании Puma. Распознать клиентов Моники несложно: для Джиджи, Беллы и Кендалл стандартный лук — «model off duty» со скинни-джинсами, бомберами и кепками, для Кайли — юбки-карандаши и облегающие платья, для всех остальных — аутфиты в лучших традициях Balmain.
Микаэла Эрлангер
———————————————————
Клиенты: Люпита Нионго, Дженнифер Хадсон, Вайнона Райдер, Джаред Лето, Мэрил Стрип
——————————————————————
Сезон красных ковровых дорожек для Микаэлы — самый горячий: за помощью в выборе идеального наряда для церемоний «Оскар» и «Золотой глобус» голливудские селебрити идут именно к ней. Один из самых плодотворных союзов у девушки случился с Люпитой Нионго — потрясающее платье Prada, в котором актриса в 2014 получала «Оскара» за роль второго плана, тоже дело рук Микаэлы. Кстати, Джаред Лето познакомился с творчеством Алессандро Микеле в Gucci тоже с подачи Микаелы.
Гаэлль
Пол
———————————————————
Клиенты:
Адель, Бритни Спирс, Джесси Джей
——————————————————————
За плечами Гаэлль — многолетний опыт стилиста в глянце: когда-то она работала ассистентом отдела моды в британском Marie Claire и дослужилась до fashion-директора в The Guardian’s Observer. Со временем Гаэлль начала сотрудничать со звукозаписывающей компанией Sony BMG, где отвечала за имидж новых артистов. Однако имя себе Пол сделала после того, как судьба свела ее с Адель — теперь ни один выход певицы не обходится без ее консультации. Кроме этого Гаэлль является лос-анджелесским контрибьютором Glamour UK и делает материалы для онлайн-ритейлера Mr Porter.
Би
Окерлунд
———————————————————
Клиенты:
Мадонна
——————————————————————
Со своим главным клиентом — Мадонной — Окерлунд познакомилась в 2006 году на съемках клипа «Sorry», и с тех пор работает с ней на регулярной основе. Именно Би одела певицу в кутюрный Givenchy и Fausto Puglisi во время ее выступления на Super Bowl в 2012 году. Свою эстетику Окерлунд характеризует как «over the top». На практике это много черного в сочетании с золотом, очень высокие ботфорты и агрессивная сексуальность.
Мэйв Рейли
———————————————————
Клиенты:
Жанель Монэ, Крис Дженнер, Деми Ловато, Румер Уиллис
——————————————————————
За свою 11-летнюю карьеру Рейли успела поработать и на ТВ, и над музыкальными клипами, и, конечно, над образами селебрити разного калибра для выхода на ковровые дорожки. Один из последних наиболее удачных пунктов в портфолио девушки — сотрудничество с певицей Жанель Монэ, которая не боится выйти на публику в расшитом кейпе Tadashi Shoji и легинсах или с мультяшными глазами в волосах.