Как бренды
А-листа работают с размером «плюс»
Минувшие недели моды оказались щедры не только на интересные перестановки в модных домах, но и на яркие выходы моделей на подиум. Появление трех плюс-сайз-моделей на шоу Versace равнодушным не оставило решительно никого. Но правда ли итальянский бренд устремился в сторону инклюзивности? Действительно ли теперь женщины с размером XL смогут носить их платья? А как обстоят дела у других марок?
«History», — написала в своем Instagram Прешес Ли после шоу Versace. И без преувеличения — Прешес стала первой в истории плюс-сайз-моделью, которая прошлась по подиуму итальянского бренда. Компанию ей составили Джилл Кортлев и Альва Клэр, и это трио мгновенно превратило Versace в один из самых обсуждаемых брендов Миланской недели моды. Это появление Джилл, Прешес и Альвы на шоу можно считать знаковым не только потому, что оно просто было. Отметить стоит и то, в чем модели дефилировали: Джилл — в кроп-топе и обтягивающей юбке с вырезом на бедре, Ли — в мини-платье с корсетным топом и тугим бра, а Клэр — в почти таком же платье, но по щиколотку. Тот редкий случай, когда плюс-сайз-модели были одеты абсолютно так же, как и девушки куда более «традиционной» для индустрии внешности.
Сомнительная инклюзивность
Для сравнения давайте вспомним прошлый сезон. Джилл Кортлев еще тогда успела поработать с Chanel, Michael Kors и десятками других уважаемых и уважающих себя брендов. Но во что Кортлев была одета? На Chanel — в брючный костюм, покрывающий буквально каждый сантиметр ее тела, а на Michael Kors — в длинное пончо. «А что с этим не так? — возразите вы. — Ведь это сезон осень–зима». И отчасти будете правы. Но ведь в то же самое время Fendi одели ее в платье с открытым верхом, а Alexander McQueen — с корсетным топом. В коллекциях брендов, старательно прятавших от общественности формы Джилл, такие вещи тоже были. Но, кажется, организаторы показа действовали по принципу «во что влезла, то и надели». И это при том, что параметры Джилл в общем-то не сильно превышают общепринятые 90–60–90. То, что ее 93,5–75–104 вообще называют «плюс-сайз», наверняка возмутит многих — по крайней мере, автор этой статьи уже возмущена.
Chanel Осень-зима 2020, Джилл Кортлев
Michael Kors Осень-зима 2020, Джилл Кортлев
И дело не только в параметрах. «Все равно все модели плюс-сайз, которые на слуху, имеют очерченные скулы, канонически красивые и классически сексуальные черты лица, — говорит основательница модельного агентства Lumpen Авдотья Александрова. — Мне не кажется, что изменения в индустрии в этом плане сильные. Все-таки моделинг накладывает свои рамки. Кастинг-директора вряд ли возьмут модель, которая плохо двигается, выглядит болезненно и несексуально. А бренды поставлены в вилку — им нужно быть максимально толерантными, но в то же время не переборщить, иначе их сочтут неискренними».
Сами модели тоже высказываются на тему лицемерия модной индустрии в отношении нестандартных размеров. Джилл Кортлев в июне этого года снялась для японского Vogue и после выхода номера написала в Instagram следующий пост: «Я очень рада поделиться своей сольной обложкой Vogue Japan — но вместе с тем я бы хотела кое-что сказать. Мы (я и [мое агентство]) считаем, что любовь к себе — очень важный аспект, если речь идет о работе в индустрии моды. И мы демонстрируем, что размер, пигментация и/или пол не должны быть основным или любым другим фактором, определяющим, подходит ли модель для работы. Именно поэтому в том, чтобы делать мои ноги визуально стройнее в такой потрясающей съемке, совершенно не было необходимости». И то, что (и как) Кортлев сказала, было действительно здорово. Только вот тем, что она — почти всегда единственная плюс-сайз-модель в любом показе, в котором принимает участие, Джилл публично не возмущается.
А возмущаться есть чему. Какими бы яркими ни были появления плюс-сайз-моделей на подиуме в этом сезоне, по сравнению с предыдущим показатели инклюзивности падают. В сезоне весна—лето 2020 на подиум вышло 86 моделей, в феврале на показах осень—зима 2020/2021 — 46, по минувшим неделям моды точных данных пока нет, но то, как поредело плюс-сайз-представительство на них, заметно и невооруженным глазом.
Вопросы есть и к размерным сеткам марок, которые якобы теперь делают люкс доступным для всех. На официальном сайте Versace, например, единственная вещь, доступная в размере XL, — домашние халаты. Впрочем, в полном цветовом ассортименте. Любая другая продукция в лучшем случае достигает размера Large. Вразрез с Versace идет концепция Michael Michael Kors, у которых легко можно найти размер вплоть до 3XL, но в рекламных кампаниях Майкл почему-то продолжает упорно снимать S-ку Беллу Хадид. Противоречия, которые ставят в тупик: одни бренды ложно позиционируют себя как сайз-инклюзивные, а другие своей сайз-инклюзивности стесняются.
Пока бренды в растерянности — с кастинг-директоров, выбирающих моделей на съемки или показы, взятки гладки. «Кастинг-директор — лишь посредник между модельным агентством и клиентом, он формирует предварительную выборку, — говорит кастинг-директор и скаут китайского модельного агентства A.MANAGEMENT Илья Вершинин. — Финальное решение о каждой конкретной модели на показе принимает клиент или представитель клиента. Соответственно все репутационные риски несет он».
Проблески искренности
При всей половинчатости и робости предпринимаемых мер нельзя поспорить с тем, что само появление девушек нестандартного размера на некоторых прежде крайне консервативных подиумах — это уже большой прорыв. Взять хотя бы Chanel. «В рамках стремления к более инклюзивным кастингам эта осень оказалась довольно интересным сезоном, — говорила вице-президент агентства Muse Management в прошлом сезоне. — Мы стали свидетелями важных событий, которых не происходило раньше. Например, Джилл Кортлев на шоу Chanel и Valentino. Я считаю, что европейские модные дома действительно стремятся к большему разнообразию на рынке».
VERSACE ВЕСНА-ЛЕТО 2021, Джилл Кортлев
VERSACE Весна-лето 2021, Альва Клэр, Прешес Ли
Осталось добиться честного разнообразия размеров. Ведь даже то платье, в котором Прешес Ли появилась на Versace, кажется невероятно неудобным для женщины с большой грудью. Сюрприз: инклюзивность на подиуме — это лишь полдела, другим фигурам нужны другие лекала. Впрочем, нужно уточнить, что корсетные топы и на «стандартных» моделях сидят аналогично — вспомним Ирину Шейк на Versace SS21. И может быть, проблема не в том, что бренд не умеет работать с размером «плюс», а в том, что часть их одежды в принципе не совсем комплиментарна для девушек с формами. Gucci, к слову, тоже не выпускают одежду большого размера, но образ Эшли Грэм на балу Met Gala в 2019-м казался как минимум удобным. И хотя некоторые марки все еще наотрез отказываются расширять размерные сетки (чего уж там, семплы Celine Эди Слимана бывают малы даже моделям размера S), те немногие изменения, что мы видим в этом сезоне, все-таки радуют.
VERSACE ВЕСНА-ЛЕТО 2021, Ирина Шейк
Эшли Грэм, Met Gala, 2019
Salvatore Ferragamo — так же, как и Versace — впервые за 93 года своей истории привлекли к участию в шоу плюс-сайз-модель Палому Эльсессер, а Christian Cowan сняли в весенне-летнем лукбуке звезду недавней рекламной кампании #InMyCalvins Джери Джонс. Громко выступила и Рианна. Не с микрофоном, а с линией мужского нижнего белья: для лукбука она сняла моделей с самыми разными фигурами и формами. В совокупности с эффектным появлением актера и танцора плюс-сайз Декстера Мейфилда на шоу Savage x Fenty инициатива Рианны произвела вау-эффект. И хотя IMG еще в 2016-м якобы «сказали первое слово» в мужской модельной индустрии большого размера, пользователи Twitter справедливо заметили, что только Рианне удалось по-настоящему громко заявить о том, что мужчины нестандартного телосложения тоже существуют. К тому же у Рианны нет никаких проблем с лекалами, как и у Ким Кардашьян с ее брендом нижнего белья Skims, даже размер 3XL будет сидеть хорошо. Выходит, некоторые бренды вполне последовательно идут к антропометрическому разнообразию моделей на шоу и расширению размерной сетки. И если остальные игроки индустрии возьмут пример, то скоро мы обнаружим, что на большой груди удачно сидит не только нижнее белье, но и костюм, и коктейльное платье.
Лукбук мужского белья Savage x Fenty
Savage x Fenty Осень 2020