Всё об одежде для собак
ТЕКСТ: АНТОН ДАНИЛОВ
Если фраза «одежда для собаки» рождает в вашей памяти только розовые плюшевые комбинезоны в стразах, которые в нулевые годы носил тойтерьер Пэрис Хилтон, спешим обрадовать: индустрия нарядов для четвероногих — это куда больше, чем набор пестрых безвкусных одежек.
Нужна ли собакам одежда в принципе?
В теории может показаться, что наряды для собак — просто блажь их хозяев, но на практике все обстоит куда сложнее. Искусственный отбор и селекция позволили создать великое множество пород с полезными для человека качествами, но иногда эти самые качества шли в ущерб здоровью питомца. Если перенести домашних животных в дикую природу, они будут обречены на верную смерть — ведь мир за пределами дивана в хозяйском доме все еще живет по принципу «выживает сильнейший».
Одежда для животных — это не только о красоте и радости хозяина, но и о тепле. Если волкам и собакам, которых вывели в условиях Крайнего Севера, хватает густого подшерстка для того, чтобы лежать на снегу и не бояться получить обморожение, то другим собакам их подвиг ни за что не повторить. «Одежда для собак должна быть удобной, легкой и функциональной, — говорит ветеринар, кандидат биологических наук Михаил Калишьян. — При этом ничто не мешает ей быть красивой. Собаки привыкают к постоянному теплу квартиры и, в отличие от диких животных, не обрастают густой зимней шерстью. Длительные прогулки на холоде могут вызвать переохлаждение организма, его последствия — острые воспалительные заболевания, обострение хронических болезней. Теплая куртка защитит от холода декоративные породы, непромокаемый комбинезон с флисовой подкладкой спасет от грязи и слякоти светлошерстных собак, а силиконовая или кожаная обувь защитит лапы от реагентов».
Давно ли одевают собак?
Декоративные ошейники долго были главным (и, возможно, единственным) одеянием собак — что в Античности, что в Средние века, что в эпоху Возрождения. Собачья одежда наподобие той, что носят люди, была впервые запечатлена в начале прошлого столетия — то есть примерно тогда же, когда появились черно-белые фотографии. Двум этим изобретениям было суждено объединиться. Популярными сюжетами в работе фотографов становились бытовые зарисовки, в которых собаки представали в джентльменских костюмах-тройках и нарядных платьях с шляпками, — умилительно, но бесполезно. Со временем досадное упущение было исправлено. Одежда для собак превратилась в функциональный предмет, без которого многие породы обойтись не могут.
Кто сейчас делает одежду для собак?
H&M ✕ Moschino
В Европе и США рынок одежды для животных развит куда сильнее, чем в России, а глянцевые порталы пестрят подборками брендов, которые шьют небанальные наряды для четвероногих. В гонку за кошельком владельцев животных включились и «человеческие» марки. Например, Moncler: еще год назад бренд выпустил коллекцию фирменных пуховиков в сочных цветах, которые подойдут самым разным собакам. Идея прижилась, а дутую куртку из нейлона на сайте бренда можно отыскать и сейчас — за 26 200 рублей. В грядущей совместной коллекции H&M и Moschino тоже предусмотрели наряды для собак — серый меланжевый худи и куртку, словно разукрашенную фломастерами, как в основной весенне-летней коллекции итальянского бренда. «H&M поинтересовались, намерен ли я делать коллекцию для детей, — рассказывает Джереми Скотт в интервью Vogue. — Они ведь есть и в Jeremy Scott, и в Moschino. Я решил, что сделаю что-то, что никогда не делал. Так и появилась линия одежды для домашних животных». Впрочем, одежда для собак есть и в регулярной коллекции шведского масс-маркета: взгляните, например, на этот бежевый тренч, который стоит 999 рублей. От морозов он, скорее всего, не защитит, но от липкой российской грязи — вполне.
Moncler
Разумеется, одежда для собак не может быть только функциональной: красивые, хоть и бесполезные наряды должны были появиться по всем законам модной индустрии. Тут стоит рассказать о сайте Pawmain Pets — и нет, Оливье Рустен к его появлению никакого отношения не имеет. Создатели интернет-магазина заигрывают с названиями «человеческих» брендов, меняя первый слог на слово Paw или Chew, «лапа» и «жевать» соответственно. Есть и Pawvinchy и Pawsace, Chewnel и Pawlenciaga. Изделия последнего имитируют шрифты и логотип бренда Balenciaga так беззастенчиво, что их создатели нарвались на иск парижского бренда. Факт, что Balenciaga судится с кем-то из-за нарушения авторских прав, выглядит забавно — особенно если вспомнить, как Демна Гвасалия сам копирует дизайн привычных вещей: то сувенирных сумок из нью-йоркского аэропорта, то брелоков в форме освежителей-елочек. Вещи от Гвасалии стоят чуть ли не в сто раз дороже их оригиналов, но в случае с Pawlenciaga мы наблюдаем обратный процесс: худи для питомца обойдется в 30 долларов. Еще один пародийный бренд — Petements. На сайте марки по сходной цене можно найти собачьи копии одежды собственного бренда Демны и Гурама Гвасалия. Есть даже пародия на коллаборацию с DHL: знаменитым шрифтом компании по доставке товаров дизайнеры выводят на спине слово DOG.
Petements
Pawmain Pets
А в России?
Российские бренды тоже есть, хоть их и меньше. Выпускница БВШД Таня Капустная раньше шила одежду для людей, а потом основала свой бренд Neon for Dogs и переключилась на четвероногих. «Однажды подруга попросила сшить одежду для ее йоркширского терьера, — рассказывает она. — Я сделала лекала с нуля, нашла ткань и придумала дизайн, встроила подсветку — чтобы в темноте не терять пса. И все получилось! Потом я узнала, что в дизайне собачьей одежды, конечно, есть свои нюансы. Например, много совсем разных пород, с разными размерами и требованиями к одежде. Кроме того, если собаке неудобно, то она просто встанет колом и с места не сдвинется — даже если хозяину кажется красиво и хорошо. Забавно, что нужно учитывать комфорт не только собаки, но и ее владельца: ему должно быть удобно одевать своего питомца. Например, маленьким собакам часто удобнее застегивать одежду на животе, большим — на спине. И самое главное: собаки — это очень социальные животные, у них своя психология. Когда мы выбираем себе пса, мы выбираем отражение себя. Часто у нас и наших собак схожий характер и даже внешность, а значит, и одежда, и аксессуары, которые мы ей выбираем, — это наше собственное представление в социуме».
БВШД, впрочем, потоковому мастерству одежды для собак пока не учит, но такие задания есть в расписании студентов. О разнице подходов нам рассказала еще одна выпускница Валерия Ивасюк. «Мне как дизайнеру хочется сделать что-то необычное, индивидуальное, красивое. Но в случае с собаками одежда должна быть удобной на сто процентов. Животному должно быть удобно в ней двигаться — играть, прыгать, бегать. У собак особые игры, и не всякий красивый наряд в таких ситуациях оказывается практичен: ткань легко сдирается или рвется. Кроме того, животные по-разному реагируют на само одевание: есть те, кто спокойно относится к этому процессу, есть те, кто много двигаются, есть те, кто вообще ненавидят его. Отсутствие удобства в эти минуты мучает и человека, и животное».
Есть ли тренды в одежде для собак?
Резонный вопрос: если есть модная индустрия для собак, значит, в ней есть тренды? «Есть, — рассказывает основательница дог-френдли медиа Sobasoba Ника Махлина. — С тех пор, как собака обрела статус компаньона и все чаще сопровождает человека в общественных местах, они во многом совпадают с трендами в мире одежды для людей. Мы видели и персонализацию, и коллаборацию Pupreme × Chewy Vuitton, и переигранные «Игры престолов» на собачьих худи, и парные наряды в стиле «я и моя собака в одинаковых свитерах». Так же, как и в человеческой фэшн-индустрии, каждый год для собак появляется что-то новое: эти тренды можно упоительно изучать по хэштегу #hsdogs. Но есть и тенденция, не связанная с человеческой модой.
Heron Preston ✕ Very Important Puppies
Появились эстетичные собачьи вещи для активного отдыха — чтобы собака могла сопровождать хозяина — например, попоны для совместного хайкинга. Скандинавские марки шьют их невероятно красиво. В России тоже начинают появляться молодые местные бренды, которые делают что-то большее, чем дождевик «Осенний лист», который достался нам от эпохи «Служебный пес». Сейчас в зоомагазинах, по сути, продаются только суровая спецодежда для псов, костюмы маленького ребенка для карликовых пород и функциональные комбинезоны Hurtta. В это же время все большему числу людей хочется для своих животных условного Uniqlo, чего-то красивого и функционального. И я думаю, эта история будет развиваться».
Кто покупает все это?
Так или иначе что-то для питомцев есть у каждого ответственного хозяина — особенно если порода собаки требует зимой утепления. «Это как раз те люди, которые проводят в городе все время со своим псом, — продолжает Ника Махлина. — Для России надеть на собаку что-то красивое, модное, особенно если пес суровый, — очень актуально. Это такой лайфхак, который позволит снизить градус нетерпимости к животным. Я считаю, что это идет на пользу псам, даже если их хозяева делают это просто ради собственного удовольствия, а таких наверняка тоже много».
Брендовые (или псевдобрендовые) вещи для животных — отдельная категория. Вопрос, как и у людей, один: покупать или не покупать? «Я стараюсь приобретать собачью одежду за границей, — рассказывает ТВ-продюсер Ира Апрельская. Там найти классные варианты проще: например, в Париже есть прекрасный отдел одежды для собак в American Apparel. Впрочем, и в России тоже покупаю: у нас есть несколько комбинезонов из обычных зоомагазинов. Они для того, чтобы не мыть собаку после каждой прогулки. Мне нравится одевать собаку в свитера или худи, но я понимаю, что некоторые собачьи вещи существуют только для того, чтобы поднимать настроение хозяевам».
American Apparel
Несколько иное мнение у бьюти-журналистки Марии Винар. «Лично я своей собаке покупаю то, что практично, хотя на дизайн тоже обращаю внимание. Брендовые вещи — это классно, но не за такие большие деньги! Тем более что одежда все равно будет вся в дырках, у меня — норный пес, который постоянно что-то копает. Если мне захочется нарядить его в свитер с оленями, то проще всего его отыскать в ближайшем зоомагазине за 500 рублей, чтобы потом было не жалко выкинуть».
И много покупают?
Пока одни сферы хозяйства стагнируют, а другие и вовсе схлопываются, рынок товаров для домашних животных — один из самых быстрорастущих. В США за последние 20 лет он вырос чуть меньше чем в три раза: c 23 миллиардов долларов до 72. Индустрия Великобритании таким размахом похвастаться не может, но звание одного из лидеров Европы ей по силам: рынок Соединенного Королевства оценивается примерно в 6 миллиардов. Средний британец тратит на домашних животных 1150 фунтов стерлингов в год, из которых 200 уходит на одежду. Эта нехитрая, хоть и не очень точная арифметика, подсказывает: продажа одежды — примерно пятая часть всего рынка товаров для животных.
Не отстают и владельцы домашних животных в России. По данным «Известий», россияне тратят на собак, кошек и других домашних животных примерно 1 триллион рублей в год — что больше, чем один процент от ВВП. В долларах, если считать по сегодняшнему курсу, эта сумма составит 15 миллиардов. Сколько с этого имеют производители одежды, не совсем ясно, но некоторыми данными располагает «Яндекс»: в прошлом году, аккурат ко Дню защиты животных, IT-компания поделилась статисткой заказов и посчитала средний чек в интернет-магазинах. Конечно, самой популярной статьей расхода стали корма: на них владельцы собак тратят в среднем 2660 рублей за раз, а владельцы кошек — только 1615. Одежда отнесена в категорию универсальных товаров, а средняя покупка в интернете — это примерно 1200 рублей. Если животных у вас нет и вы не понимаете, что можно купить на эту сумму, поясним: на сайте сети зоомагазинов «Бетховен» за 1200 рублей можно купить простенький нейлоновый комбинезон для собаки средних размеров. Да, вам не показалось: цена на одежду четвероногих, в отличие от цены на одежду двуногих, зависит от размеров того, кто будет ее носить. Отличная идея для стартапа, не так ли?