Стоит ли бояться глобальной рецессии?
Brexit, торговая война Китая и США, разочаровывающие данные о состоянии экономик Германии, Италии и ряда других стран — в том числе инверсия доходности в США и Великобритании — заставляют многих экспертов говорить о предстоящей глобальной рецессии. Параллельно мир люкса одна за другой будоражат тоже отнюдь не радостные новости. В частности, в США продолжается череда закрытий крупных универмагов, последним из которых стало банкротство Barneys, также объявившего о прекращении работы знаменитого магазина на Мэдисон-авеню. По просьбе The Blueprint Анна Шилова, редактор «Ведомостей», разбирается, что это означает и чего ждать в будущем.
Скоро ли конец света?
О вероятности глобальной рецессии в августе написали все топовые мировые СМИ. «В США начался обратный отсчет перед рецессией», — прямо заявил РБК. Одну из самых острых реакций рынков вызвало взаимное введение пошлин на ряд товаров Китаем и США. Помимо очевидных экономических последствий этого шага (например, пусть не стремительного и отложенного, но роста цен на товары, попавшие в список) есть и политические. Торговая война накаляет международные отношения, причем не только между двумя непосредственными участниками, но и между теми, чьи экономики зависят от экспорта, как, например, в Германии.
Параллельно Национальное бюро статистики Китая опубликовало ряд разочаровывающих данных. Промышленное производство в июле выросло на 4,8% — минимум с февраля 2002 года. Годовой темп роста розничных продаж замедлился с 9,8% в июне до 7,6% в июле (опрошенные Reuters аналитики прогнозировали 8,6%). ВВП Китая во II квартале вырос всего на 6,2%. Это худший результат с 1992 года.
Результаты двух из трех крупнейших экономик Евросоюза, Германии и Италии, тоже оптимизма не добавляют. ВВП Германии в апреле—июне сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Италия с переменным успехом борется с трудностями последние два десятка лет и признала падение экономики в прошлом году. В 2019 году во втором квартале зафиксирован рост в 0,2%, но аналитики опасаются, что скоро все вернется к отрицательными показателям, поскольку Италия находится в тесных торговых связях с Германией.
Ожидание Brexit оптимизма тоже не добавляет. Хотя многие аналитики указывают, что ВВП Великобритании по сравнению с суммарным ВВП Еврозоны незначителен, а значит, от выхода, вероятнее всего, пострадает только выходящий, понятно, что грядущий исход — плюс к турбулентности.
Наконец, есть и еще одно объяснение, почему все ждут беды. Предыдущий кризис случился в 2007–2009 годах, а прежде экономическая наука считала, что потрясения случаются аккурат каждые 8–9 лет. То есть, согласно календарю рецессий, глобальному удару уже давно пора быть.
Но не все эксперты разделяют пессимистичные прогнозы. С учетом высокого потребительского спроса на внутреннем рынке, минимальной безработицы и уверенного роста последний год пока рецессия в США не является базовым сценарием, считает экономист ING Джеймс Найтли.
Циклический кризис, как временный спад экономик разных стран, неизбежен, но пока нет никаких оснований считать, что потрясения будут хоть в какой-то мере сопоставимы с теми, что мы видели в 2008 году, уверен экономист Сергей Алексашенко, руководитель аналитической группы «Центр развития», бывший первый заместитель председателя Центрального банка РФ. Драматические прогнозы, которые основываются на последствиях торговой войны Китая и США, Алексашенко тоже не поддерживает. По его словам, пессимистические ожидания основываются только на экономических расчетах и не принимают во внимание политику. А самый важный фактор здесь — грядущие выборы президента США, где Трамп наверняка будет выдвигаться на второй срок. Но выиграть выборы в стране с негативной экономической ситуацией невозможно, поэтому Трамп сделает все, чтобы к моменту голосования американский народ был доволен.
Как все это отразится на рынке люкса?
Чтобы дать самый простой (и правильный ответ) на этот вопрос, достаточно зайти в бутик Hermès в Париже или съездить в Монако. В апреле этого года там, на площади Казино, открылся квартал One Monte-Carlo, комплекс из нескольких жилых зданий, на нижних этажах которых работают магазины самых дорогих марок одежды, ювелирных украшений и часов (притом что все бренды и так представлены в шаговой доступности). «Я не могу называть цифры, но знаю, что на долю Монако приходится значительная часть продаж большинства французских роскошных брендов. Я спрашивал у гендиректора Dior, довольны ли они тем, как стартовал бутик в One Monte-Carlo, и он ответил, что результаты превосходят все ожидания», — рассказывает Жан-Люк Биамонти, президент SBM, владельца One Monte-Carlo, отелей Hotel de Paris и Hermitage.
Статистика это мнение подтверждает. Мировой рынок люксовой одежды, обуви, часов и аксессуаров в ближайшие годы будет расти, говорится в отчете консалтинговой компании Bain & Company и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma. В 2019 году он увеличится на 4–6% до 271–276 млрд евро, а к 2025-му достигнет 320–365 млрд евро. Таким образом, рынок предметов роскоши через шесть лет может удвоиться по сравнению с 2011 годом.
Быстрее всего растет спрос со стороны китайских потребителей. По прогнозу Bain & Company, в 2019 году продажи люкса в материковом Китае вырастут на 18–20%, а к 2025 году доля китайских покупателей превысит 45% мирового рынка товаров люкс (сейчас она составляет 33%). В Северной и Южной Америке рынок вырастет на 2–4%. Самый медленный рост прогнозируется в Европе — на 1–3%. Но даже если рецессия будет, вероятность того, что ее последствия для рынка будут разрушительными или даже значительными, невысока. Согласно данным Bain & Company, падение в 9% в 2009 году рынок отыграл за год, уже в 2010-м превзойдя докризисные показатели. Сейчас же рынок стал еще увереннее по двум основным причинам: расширились география (и дальше будет расширяться. Например, Бернар Арно прогнозирует рост рынков Восточной Европы и появление новых в Африке) и круг потребителей.
бутик hermes, париж
Почему тогда закрываются магазины?
Делать выводы о состоянии рынка, основываясь на успехе или неуспехе одного бренда, пусть даже большого, нельзя, подчеркивает руководитель отдела люкса аналитической компании Exane BNP Paribas Лука Солька. Причиной закрытия знаковых универмагов в США он называет не столько падение интереса к товарам роскоши как таковым, сколько изменение покупательских привычек. Просто прийти в магазин и купить вещь покупателям больше не интересно, это можно сделать в интернете. Побудить человека выйти из дома можно, только заставив его поверить, что в магазине он увидит что-то, чего нет на экране телефона или компьютера.
Первыми это поняли в Юго-Восточной Азии, где стали строить гигантские моллы, чье предложение выходит далеко за рамки кинотеатра и кафе. В COEX в Сеуле есть библиотека, галереи, выставочные и лекционные залы. В Kowloon в Гонконге — музеи, отель, апартаменты. Тактику стали перенимать и в США. Параллельно с новостями о закрытии Barneys появилась информации о новом American Dream в Нью-Джерси — гигантском комплексе с водным парком DreamWork, тематическим парком развлечений Nickelodeon Universe и центром Legoland Discovery, а также магазинами от Gucci, Saint Laurent и Tiffany & Co. до Zara.
В Европе эти тенденции пока выражены меньше. Здесь по-прежнему высока популярность офлайн-магазинов, а онлайн-продажи у марок первого класса составляют не более 5–15% (цифра повышается, если марка представлена на мультибрендовых платформах). Большинство брендов выбирают так называемый мультиканальный подход — соединение лучшего из интернет- и традиционных магазинов. Например, возможность понять уровень цен, изучив предложение на сайте, выбрать там же покупки, а примерить их и принять окончательное решение о покупке уже в бутике.
торговый центр COEX, Сеул
Еще одна задача, которую реализуют крупные бренды, — увеличение плотности продаж и среднего чека. «Сегодня, когда открытие новых магазинов невозможно, особенно для крупнейших брендов, плотность продаж выходит на первый план», — цитировал The Wall Street Journal Марко Бицарри, гендиректора Gucci, заявлявшего о намерении увеличить плотность продаж на 50%. Для этого ассортимент бутиков формируют не исходя из их размеров (как раньше), а с учетом данных о предпочтениях покупателей и даже климата.
А чего ждать нам, в России?
«Экономика России в болоте, и она не упадет с обрыва» — такой то ли оптимистичный, то ли нет прогноз давал в интервью программе «Русские норм» главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев*. В сентябре Центробанк ухудшил прогноз по темпам роста российской экономики, хотя по-прежнему в ближайшие три года ждет ее ускорения — со скромных 0,8–1,3% в 2019 году до 2–3% в 2022-м. Так следует из опубликованного 10 сентября проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020–2022 годы. Но есть немало рисков, которые могут помешать этому, предупреждает регулятор. Среди них — замедление мировой экономики, торговые войны, волатильность цен на нефть. Прогноз Минэкономразвития более оптимистичный (хотя в августе ведомство тоже пересмотрело прежние ожидания в худшую сторону): добиться роста экономики в 3,1% Россия сможет уже в 2021 году. Прогноз на ближайшую пару лет у министерства совпадает с Центробанком — 1,3% и 1,7% соответственно.
витрина DKNY, гум, москва
витрина Salvatore Ferragamo, ГУМ, москва
Скажется ли это на продажах дорогих брендов, основными потребителями которых являются люди, чьи доходы позволяют им не экономить? Скорее всего, нет. В нынешнем, далеко не самом удачном для экономики году, большинство из них чувствует себя хорошо. 10% рост по итогам 2019 года ждут в «Джамилько» (развивает в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Marco Polo, Escada), двузначный рост — в ЦУМе. Судя по динамике открытия новых бутиков, другие марки тоже настроены оптимистично. В 2017–2018 годах случился бум открытий в Санкт-Петербурге, где появились отдельные бутики Salvatore Ferragamo, Brunello Cucinelli, Herno, St. James, Bvlgari. Уверенно чувствует себя ювелирно-часовой сектор. В 2017 году на российский рынок вышел Boucheron, год спустя Breguet открыла в московском ГУМе самый большой европейский бутик (больше флагманов в Париже и Цюрихе), второй магазин появился у Tiffany & Co., в 2019 году открылся и первый в России бутик Richard Mille. Модные марки тоже продолжают верить в Россию. В Столешниковом переулке открылся после реновации Hermès, там же вскоре должен появиться бутик Chanel (а еще один — в ГУМе).
Большая часть российских люксовых продаж все еще приходится на офлайн. Более того, многие клиенты до сих пор оплачивают покупки наличными, рассказывает представитель одного из крупных брендов. Bain & Company не ведет статистики по России, считая рынок слишком маленьким, но, по оценке экспертов и участников, он достигает 15–20 млрд долларов. Скачкообразного роста в ближайшие годы никто не ждет, считая реальной цифру в 1–3%, но о кризисе сейчас говорить совершенно точно не стоит.
витрина Marc O''Polo, проспект вернадского, Москва
витрина Escada, Красная площадь, Москва
бутик Hermès, Столешников переулок, москва
*ПРИЗНАН ИНОАГЕНТОМ