Blueprint
T

Стоит ли бояться глобальной рецессии?

Brexit, торговая война Китая и США, разочаровывающие данные о состоянии экономик Германии, Италии и ряда других стран — в том числе инверсия доходности в США и Великобритании — заставляют многих экспертов говорить о предстоящей глобальной рецессии. Параллельно мир люкса одна за другой будоражат тоже отнюдь не радостные новости. В частности, в США продолжается череда закрытий крупных универмагов, последним из которых стало банкротство Barneys, также объявившего о прекращении работы знаменитого магазина на Мэдисон-авеню. По просьбе The Blueprint Анна Шилова, редактор «Ведомостей», разбирается, что это означает и чего ждать в будущем.

Скоро ли конец света?


О вероятности глобальной рецессии в августе написали все топовые мировые СМИ. «В США начался обратный отсчет перед рецессией», — прямо заявил РБК. Одну из самых острых реакций рынков вызвало взаимное введение пошлин на ряд товаров Китаем и США. Помимо очевидных экономических последствий этого шага (например, пусть не стремительного и отложенного, но роста цен на товары, попавшие в список) есть и политические. Торговая война накаляет международные отношения, причем не только между двумя непосредственными участниками, но и между теми, чьи экономики зависят от экспорта, как, например, в Германии.


Параллельно Национальное бюро статистики Китая опубликовало ряд разочаровывающих данных. Промышленное производство в июле выросло на 4,8% — минимум с февраля 2002 года. Годовой темп роста розничных продаж замедлился с 9,8% в июне до 7,6% в июле (опрошенные Reuters аналитики прогнозировали 8,6%). ВВП Китая во II квартале вырос всего на 6,2%. Это худший результат с 1992 года.

Результаты двух из трех крупнейших экономик Евросоюза, Германии и Италии, тоже оптимизма не добавляют. ВВП Германии в апреле—июне сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Италия с переменным успехом борется с трудностями последние два десятка лет и признала падение экономики в прошлом году. В 2019 году во втором квартале зафиксирован рост в 0,2%, но аналитики опасаются, что скоро все вернется к отрицательными показателям, поскольку Италия находится в тесных торговых связях с Германией.


Ожидание Brexit оптимизма тоже не добавляет. Хотя многие аналитики указывают, что ВВП Великобритании по сравнению с суммарным ВВП Еврозоны незначителен, а значит, от выхода, вероятнее всего, пострадает только выходящий, понятно, что грядущий исход — плюс к турбулентности.


Наконец, есть и еще одно объяснение, почему все ждут беды. Предыдущий кризис случился в 2007–2009 годах, а прежде экономическая наука считала, что потрясения случаются аккурат каждые 8–9 лет. То есть, согласно календарю рецессий, глобальному удару уже давно пора быть.

Но не все эксперты разделяют пессимистичные прогнозы. С учетом высокого потребительского спроса на внутреннем рынке, минимальной безработицы и уверенного роста последний год пока рецессия в США не является базовым сценарием, считает экономист ING Джеймс Найтли.


Циклический кризис, как временный спад экономик разных стран, неизбежен, но пока нет никаких оснований считать, что потрясения будут хоть в какой-то мере сопоставимы с теми, что мы видели в 2008 году, уверен экономист Сергей Алексашенко, руководитель аналитической группы «Центр развития», бывший первый заместитель председателя Центрального банка РФ. Драматические прогнозы, которые основываются на последствиях торговой войны Китая и США, Алексашенко тоже не поддерживает. По его словам, пессимистические ожидания основываются только на экономических расчетах и не принимают во внимание политику. А самый важный фактор здесь — грядущие выборы президента США, где Трамп наверняка будет выдвигаться на второй срок. Но выиграть выборы в стране с негативной экономической ситуацией невозможно, поэтому Трамп сделает все, чтобы к моменту голосования американский народ был доволен.

Как все это отразится на рынке люкса?



Чтобы дать самый простой (и правильный ответ) на этот вопрос, достаточно зайти в бутик Hermès в Париже или съездить в Монако. В апреле этого года там, на площади Казино, открылся квартал One Monte-Carlo, комплекс из нескольких жилых зданий, на нижних этажах которых работают магазины самых дорогих марок одежды, ювелирных украшений и часов (притом что все бренды и так представлены в шаговой доступности). «Я не могу называть цифры, но знаю, что на долю Монако приходится значительная часть продаж большинства французских роскошных брендов. Я спрашивал у гендиректора Dior, довольны ли они тем, как стартовал бутик в One Monte-Carlo, и он ответил, что результаты превосходят все ожидания», — рассказывает Жан-Люк Биамонти, президент SBM, владельца One Monte-Carlo, отелей Hotel de Paris и Hermitage.

Статистика это мнение подтверждает. Мировой рынок люксовой одежды, обуви, часов и аксессуаров в ближайшие годы будет расти, говорится в отчете консалтинговой компании Bain & Company и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma. В 2019 году он увеличится на 4–6% до 271–276 млрд евро, а к 2025-му достигнет 320–365 млрд евро. Таким образом, рынок предметов роскоши через шесть лет может удвоиться по сравнению с 2011 годом.


Быстрее всего растет спрос со стороны китайских потребителей. По прогнозу Bain & Company, в 2019 году продажи люкса в материковом Китае вырастут на 18–20%, а к 2025 году доля китайских покупателей превысит 45% мирового рынка товаров люкс (сейчас она составляет 33%). В Северной и Южной Америке рынок вырастет на 2–4%. Самый медленный рост прогнозируется в Европе — на 1–3%. Но даже если рецессия будет, вероятность того, что ее последствия для рынка будут разрушительными или даже значительными, невысока. Согласно данным Bain & Company, падение в 9% в 2009 году рынок отыграл за год, уже в 2010-м превзойдя докризисные показатели. Сейчас же рынок стал еще увереннее по двум основным причинам: расширились география (и дальше будет расширяться. Например, Бернар Арно прогнозирует рост рынков Восточной Европы и появление новых в Африке) и круг потребителей.

бутик hermes, париж

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/ByvrgjnIr6O/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/ByvrgjnIr6O/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/ByvrgjnIr6O/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by ACD.ACD.ACD (@acd.acd.acd)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2019-06-15T21:10:26+00:00">Jun 15, 2019 at 2:10pm PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Почему тогда закрываются магазины?



Делать выводы о состоянии рынка, основываясь на успехе или неуспехе одного бренда, пусть даже большого, нельзя, подчеркивает руководитель отдела люкса аналитической компании Exane BNP Paribas Лука Солька. Причиной закрытия знаковых универмагов в США он называет не столько падение интереса к товарам роскоши как таковым, сколько изменение покупательских привычек. Просто прийти в магазин и купить вещь покупателям больше не интересно, это можно сделать в интернете. Побудить человека выйти из дома можно, только заставив его поверить, что в магазине он увидит что-то, чего нет на экране телефона или компьютера.

Первыми это поняли в Юго-Восточной Азии, где стали строить гигантские моллы, чье предложение выходит далеко за рамки кинотеатра и кафе. В COEX в Сеуле есть библиотека, галереи, выставочные и лекционные залы. В Kowloon в Гонконге — музеи, отель, апартаменты. Тактику стали перенимать и в США. Параллельно с новостями о закрытии Barneys появилась информации о новом American Dream в Нью-Джерси — гигантском комплексе с водным парком DreamWork, тематическим парком развлечений Nickelodeon Universe и центром Legoland Discovery, а также магазинами от Gucci, Saint Laurent и Tiffany & Co. до Zara.


В Европе эти тенденции пока выражены меньше. Здесь по-прежнему высока популярность офлайн-магазинов, а онлайн-продажи у марок первого класса составляют не более 5–15% (цифра повышается, если марка представлена на мультибрендовых платформах). Большинство брендов выбирают так называемый мультиканальный подход — соединение лучшего из интернет- и традиционных магазинов. Например, возможность понять уровень цен, изучив предложение на сайте, выбрать там же покупки, а примерить их и принять окончательное решение о покупке уже в бутике.

торговый центр COEX, Сеул

Еще одна задача, которую реализуют крупные бренды, — увеличение плотности продаж и среднего чека. «Сегодня, когда открытие новых магазинов невозможно, особенно для крупнейших брендов, плотность продаж выходит на первый план», — цитировал The Wall Street Journal Марко Бицарри, гендиректора Gucci, заявлявшего о намерении увеличить плотность продаж на 50%. Для этого ассортимент бутиков формируют не исходя из их размеров (как раньше), а с учетом данных о предпочтениях покупателей и даже климата.

А чего ждать нам, в России?

«Экономика России в болоте, и она не упадет с обрыва» — такой то ли оптимистичный, то ли нет прогноз давал в интервью программе «Русские норм» главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев*. В сентябре Центробанк ухудшил прогноз по темпам роста российской экономики, хотя по-прежнему в ближайшие три года ждет ее ускорения — со скромных 0,8–1,3% в 2019 году до 2–3% в 2022-м. Так следует из опубликованного 10 сентября проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020–2022 годы. Но есть немало рисков, которые могут помешать этому, предупреждает регулятор. Среди них — замедление мировой экономики, торговые войны, волатильность цен на нефть. Прогноз Минэкономразвития более оптимистичный (хотя в августе ведомство тоже пересмотрело прежние ожидания в худшую сторону): добиться роста экономики в 3,1% Россия сможет уже в 2021 году. Прогноз на ближайшую пару лет у министерства совпадает с Центробанком — 1,3% и 1,7% соответственно.

витрина DKNY, гум, москва

витрина Salvatore Ferragamo, ГУМ, москва

Скажется ли это на продажах дорогих брендов, основными потребителями которых являются люди, чьи доходы позволяют им не экономить? Скорее всего, нет. В нынешнем, далеко не самом удачном для экономики году, большинство из них чувствует себя хорошо. 10% рост по итогам 2019 года ждут в «Джамилько» (развивает в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Marco Polo, Escada), двузначный рост — в ЦУМе. Судя по динамике открытия новых бутиков, другие марки тоже настроены оптимистично. В 2017–2018 годах случился бум открытий в Санкт-Петербурге, где появились отдельные бутики Salvatore Ferragamo, Brunello Cucinelli, Herno, St. James, Bvlgari. Уверенно чувствует себя ювелирно-часовой сектор. В 2017 году на российский рынок вышел Boucheron, год спустя Breguet открыла в московском ГУМе самый большой европейский бутик (больше флагманов в Париже и Цюрихе), второй магазин появился у Tiffany & Co., в 2019 году открылся и первый в России бутик Richard Mille. Модные марки тоже продолжают верить в Россию. В Столешниковом переулке открылся после реновации Hermès, там же вскоре должен появиться бутик Chanel (а еще один — в ГУМе).


Большая часть российских люксовых продаж все еще приходится на офлайн. Более того, многие клиенты до сих пор оплачивают покупки наличными, рассказывает представитель одного из крупных брендов. Bain & Company не ведет статистики по России, считая рынок слишком маленьким, но, по оценке экспертов и участников, он достигает 15–20 млрд долларов. Скачкообразного роста в ближайшие годы никто не ждет, считая реальной цифру в 1–3%, но о кризисе сейчас говорить совершенно точно не стоит.

витрина Marc O''Polo, проспект вернадского, Москва

витрина Escada, Красная площадь, Москва

бутик Hermès, Столешников переулок, москва

*ПРИЗНАН ИНОАГЕНТОМ


{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true