Blueprint
T

Поэма «Двенадцать»

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Каждый год в начале июля Школа дизайна НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна проводят показы дипломных коллекций своих выпускников. Их проекты можно увидеть в новом разделе The Blueprint «Показы», а для этого материала редактор моды Нелли Асриян отобрала дюжину самых выразительных дипломов 2025-го — и поговорила с их авторами о концепциях, каркасах и клее.

Визажист: Екатерина Макарова

Роман Зимогорский

Стилист: Анастасия Соломеина

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Стилист по волосам: Павел Устинкин

Фотограф: Ирина Аникина

(01)

21-летнего Романа Зимогорского из Санкт-Петербурга экспертный совет The Blueprint 100 — 2025 отметил еще в начале года. Тогда он только готовил дипломную коллекцию, показ которой 15 июля на «Винзаводе» закрыла Муся Тотибадзе — певица вышагивала в комплекте из клетчатой рубашки и сливочной юбки с крупными объемными элементами, напоминающими бигуди. Они встречаются практически в каждой вещи коллекции, будь то платье, украшенное клеткой виши и розами, топ или юбка, которым эти элементы как бы заменяют баски. «Основной исторический референс — 1950-е в “одноэтажной Америке”, которая запомнилась как эпоха идеальных “степфордских жен” с безупречной укладкой, — рассказывает Роман. — Отсюда и бигуди: ключевой визуальный образ коллекции, символ патриархального давления, проявляющегося даже в бьюти-рутине. Женщине приходилось чуть ли не каждую ночь жертвовать нормальным сном, укладываясь спать на жестких катушках, лишь бы соответствовать навязанным стандартам красоты. Так что эта история о феминизме». По словам Романа, в ходе работы было сделано «нечеловеческое количество макетов» и потрачено «непроизносимое количество фетра» — а еще корсетного регилина и стальки (специальной проволоки) для балетных пачек, из которых дизайнер создал каркасы нарядов. «Благодаря им кажется, что юбка накручена на бигуди, словно волосы домохозяйки. Но в некоторых нарядах она и сама похожа на гигантские бигуди, что накрутили на себя патриархальные устои».

«Основной
исторический референс — 1950-е в “одноэтажной Америке”,
которая запомнилась как
эпоха идеальных
“степфордских жен”
с безупречной укладкой
»

Фотограф: Ия Раева


Анастасия Симеютина

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Визажист и стилист по волосам: Елизавета Стойчева

(02)

Свою выпускную коллекцию 22-летняя Анастасия Симеютина, родившаяся в Калуге и выросшая в Москве, назвала A Little Princes In Crystal Ball. «Хотя по задумке я как бы постоянно меняю локацию героини — принцесса то внутри, то снаружи хрустального шара. И она то с ужасом наблюдает за травмирующей реальностью за его пределами, то с восхищением смотрит на сказку в нем», — поясняет Симеютина. Ее принцесса наряжена в духе диснеевских — в атласные, бархатные и хлопковые платья пастельных оттенков от пудрового до сливочного, — но их силуэты будто деформированы. Создать на платьях крупные вмятины Анастасии помогли каркасы: «В самом начале работы над коллекцией я делала их из металлической сетки — это единственный материал, который позволил создавать нужные формы. В итоговых образах я использовала еще и алюминиевые прутья. В целом пришлось научиться пользоваться ножовкой». Вмятины, декорированные драпировками, оборками и рюшами, — метафора взаимодействия героини с окружающим миром. «Он давит на нее, на ее шар», — поясняет Анастасия. Впрочем, можно
ведь и внутрь шара спрятаться и смотреть не за стекло, а в зеркало, встроенное в резную деревянную сумку, которую Анастасия разработала вместе со знакомым столяром. Сумка, по словам Симеютиной, стала одной из любимых деталей ее коллекции: наравне с платьем из кружева, залитого смолой (для жесткости), которое модель просто несла в руке, как манекен, — в духе кутюра Viktor & Rolf сезона весна—лето 2023.

«Вмятины, декорированные драпировками, оборками и рюшами, — метафора взаимодействия героини с окружающим миром»

Фотографы: Александр Колацк и Влад Денев


Богдан Гребенюк

Визажисты и стилисты по волосам: Дарья Радайкина и Ангелина Кабанова

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Стилист: Максим Чалмрес 

(03)

Из первого ряда за показом коллекции 22-летнего Богдана Гребенюка из Ставрополя внимательнее всего наблюдала, пожалуй, Нино Шаматава — ведь Богдан больше года трудится дизайнером в команде Ushatava. «В целом коллекция построена на результатах моего визуального исследования “Одежда как медиум в современном искусстве”. Ее образы вдохновлены тем, как художники используют вещи в своих произведениях, — объясняет Гребенюк. —
И, главное, тем, как зрители их считывают». В первую очередь как изображение на плоскости, не имеющее ни объема, ни невидимых глазу элементов. Поэтому у бомбера с оранже-вой подкладкой (расцветкой он напоминает культовый бомбер Alpha Industries) и рубашки из темно-синего денима авторства Богдана нет задних частей — только лицевые (они держатся на шее благодаря воротникам). «После показа ко мне подходили люди с одним лишь вопросом: ресайкл ли это? Я воспринимал его как комплимент», — продолжает дизайнер — мол, можно было подумать, что спины он просто отрезал от найденных на каких-нибудь винтажках вещей. Черные жакет и пальто тоже с обманкой: кажется, что они висят на груди одетых в платье и рубашку моделей как на крючке, а на самом деле пришиты к одежде лацканами. «Мне было важно, чтобы платье было из подкла-дочной ткани. Но так как она сильно тянулась из-за веса пришитого к нему жакета, я наклеил ее на нетянущуюся костюмную ткань. Как бы совместил текстуру одной ткани с плотностью другой», — объясняет Богдан. Впрочем, сильнее этого приема сработали силуэты — в особенности маленького черного платья, прямого сзади и слегка округлого спереди, тоже пошитого из склеенных тканей: подкладочной и плательной.

«Образы коллекции вдохновлены тем,
как художники
используют вещи
в своих произведениях
»

Стилист: Алена Драченина

Мария Световец

Визажист и стилист по волосам: Татевик Геворговна

Бакалавриат Universal University и Британской высшей школы дизайна

Фотограф: Екатерина Боярская  

(04)

«Феномен Пруста» — это и психологический эффект,
при котором запах порождает яркое воспоминание, и название дипломной коллекции 21-летней Марины Световец из Томска. «Каждый образ олицетворяет определенный аромат, ассоциирующийся с моими воспоминаниями о лете на даче», — говорит Мария.
Так получилась коллекция, сшитая будто из десятков лоскутов разных по текстурам и оттенкам тканей и «пахнущая» ревеневым вареньем, стиркой, скошенной травой, чаем, репеллентом от москитов и, в конце концов, бабушкиной комнатой. На ее первом образе — полосатые шорты и мятая рубашка — буквально напечатан рецепт того самого варенья. «Я попросила свою прабабушку написать его от руки, — поясняет Мария. — В целом же рубашка сделана из ткани, которая называется “тайвек”. Она выглядит как мятая бумага, но при этом не рвется и не боится влаги». Еще несколько нестандартных материалов, использованных Световец, — москитная сетка, из которой дизайнер сшила жакет (помним о запахе репеллента), и термоклеевая пленка: «Она отсылает к визуальному языку дачи: клеенке на столе, теплице, пульту от телевизора — у бабушки он всегда был завернут в целлофан». Впрочем, трогательнее всего в коллекции смотрелись кардиган с торчащими из него спицами для вязания (их можно использовать вместо пуговиц) и юбка с деревянными прищепками — будто помятая стиркой. «Процесс создания этих складочек занял в общей сложности два дня — и включал наметку, пропитку раствором из крахмала и уксуса, запекание и последующее высыхание», — говорит Мария. Но иначе воспоминания и не поймаешь.

«Каждый образ олицетворяет определенный аромат, ассоциирующийся с моими воспоминаниями о лете на даче»

Стилист по волосамОксана Ласкина

Визажист: Екатерина Кочиева

Максим Острейковский 

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Фотограф: Максим Купре

(05)

«Импульсом для создания U:re My Obsession стала моя прекрасная мама — она всегда умела быть всем и везде. И при этом неизменно оставалась собой. В коллекции я обращаюсь к матери как к героине, стремясь показать ее суперсилу, которая не считывается визуально. Работаю с бытовыми ситуациями, эмоциональными переживаниями, собственными воспоминаниями, а также с социальными ролями, которые виртуозно исполняют и другие матери», — объясняет сюжет своей коллекции 21-летний Максим Острейковский из Санкт-Петербурга, который, как и Богдан Гребенюк, уже больше года работает в Ushatava дизайнером. В глаза бросаются кипенно-белые платья с будто неряшливой и неровной плиссировкой и цветочные платья с якобы необработанной бахромой. «С их помощью я стремился показать все самое прекрасное в образе женщины: растрепанность, торопливость, небрежность, странность, современность и интеллектуальную сексуальность», — продолжает Максим. Но, пожалуй, самые впечатляющие вещи — те, что созданы с помощью авторской технологии обработки искусственного меха: Острейковский придумал выдерживать его под термопрессом. В итоге получились платье и тренч из буквально запеченного меха, перелива-ющегося, словно глянцевая кожа, и отсылающего к маминой винтажной шубе. «Ты не можешь быть уверен, что в термо-прессе вещи запекутся именно так, как ты себе и представлял. Изделия получаются не идеальными — как и героиня коллекции. Она все время в спешке, может потерять пуговицу, сломать каблук, но гордо пойдет дальше».

«Я стремился показать все самое прекрасное в образе женщины: растрепанность, торопливость, небрежность, странность, современность и интеллектуальную сексуальность»

Фотограф: Акназарова Сулпан

Севиндж Абдуллаева

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ  

Визажист и стилист по волосам: Алексей Максимов


(06)

Коллекция 23-летней Севиндж Абдуллаевой, москвички, чьи корни тянутся в азербайджанский городок Массала, началась с исследования феномена приданого. «С одной стороны, приданое — ритуал, отражающий представления народа о семье, гендерных ролях и социальной ответственности. Его подготовка зачастую начинается с рождения девочки — и интерпретируется как долгий процесс формирования культурной и коллективной памяти. С другой стороны, приданое — феномен, олицетворяющий проблему объективации женщины: в традиционном дискурсе она воспринимается скорее как символический дар, нежели как самостоятельный субъект», — объясняет концепцию дизайнер. В итоге Абдуллаеву увлекло то, как одежда может помочь ей осмыслить это противоречие: выразить уважение культурному коду и одновременно подвергнуть его критике. Так получились вещи, отчасти сшитые из тканей из приданого мамы Севиндж: полупрозрачное платье с кружевом, тренч с цветочными вставками и сумка, больше напоминающая старый чемодан, — как раз для «даров». Но ключевым в коллекции дизайнер считает красное платье с синими цветами, которое переосмысляет образ — традиционных длинных азербайджанских подушек, сшитых и простеганных вручную. «Это такие носители памяти, опыта и женского труда. Они сопровождали повседневную жизнь, а еще зачастую становились частью приданого», — поясняет Севиндж, которая сделала юбку из более привычных нам квадратных подушек — трогательно как бы прикрыв их кружевной накидкой.

«Приданое — феномен, олицетворяющий проблему объективации женщины: в традиционном дискурсе она воспринимается скорее как символический дар, нежели как самостоятельный субъект»

Фотограф: Лена Лапина 

Сергей Горбунов 

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Визажист и стилист по волосам: Татьяна Влади


(07)

Сергей Горбунов во всех своих проектах вдохновляется искусством фотографии — так что за основной референс коллекции People of Changes взял независимую советскую документальную фотографию 1980-х годов. «Пересматривая материалы того времени, я ощущал, что передо мной — документация процесса трансформации человека: из системного пионера в протестного персонажа, живущего в реальности, где много рамок и правил, которым он не соответствует», — рассказывает Горбунов. Поэтому центральным мотивом каждого образа коллекции стал пионерский галстук — его узел угадывается в рубашках, топах и даже платьях. Акцентным цветом дизайнер предсказуемо выбрал красный. «В принтах же, вариантов которых было создано более четырех сотен, я сочетал строгую — даже системную — клетку с наивными цветами, паттерны которых были взяты с текстиля 80-х», — продолжает Сергей. При этом в большинство вещей он вшил каркасы из металлической проволоки, которая позволяет придавать им любую форму — как бы фиксировать в моменте, словно на фотографии. «В коллекции я использую довольно небольшой набор материалов: хлопок, деним и вязаный трикотаж. С точки зрения ассортимента она состоит из переосмысленных базовых вещей той эпохи — джинсы, майка-алкоголичка, семейные трусы, платье-рубашка, олимпийка». При этом любимой вещью Горбунов считает белую хлопковую юбку — с цветами, вышитыми металлической фурнитурой: «В своей работе я люблю сочетать несочетаемое — в данном случае это наивный принт с советской ткани, воссозданный с помощью шипов, люверсов и кнопок».

«В своей работе я люблю сочетать несочетаемое — в данном случае это наивный принт с советской ткани, воссозданный с помощью шипов, люверсов и кнопок»

Фотограф: Серафима Белых

Анна Маркотенко

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Визажист и стилист по волосамСофья Щукина и Саргис Айрапетян


(08)

Одни из самых сильных образов авторства Анны Маркотенко те, в которых у моделей широкими лентами связаны руки. «Моя коллекция — о свободе, выборе, разрыве и слиянии. В основном я вдохновлялась музыкальной культурой Западного Берлина 1980-х — в поиске проблематики мне помог документальный фильм B-Movie: Lust & Sound in West-Berlin 1979-1989. Он обратил мое внимание на коммуникацию людей Западного и Восточного Берлина, которые были разделены стеной, — музыка для них стала одним из главных способов общения», — объясняет Анна. И отмечает, что сложнее всего в процессе работы ей далось соединение всех вводных: гардеробов музыкантов Ника Кейва и Бликсы Баргельда, фрагментов Берлинской стены и формы пограничника ГДР. За образ стены и ее охранника у Маркотенко отвечает абсолютно симметричный спереди и сзади китель, а за рокеров — узкие брюки и обтягивающие рубашки с завязками на шее. «Для того чтобы как-то объединить такие разные материалы, как кожзам и хлопок, шифон и костюмная ткань, я разработала принты — вроде принта большой красной розы на костюме из кожи. И это еще одна отсылка к Берлинской стене — ее использовали как средство самовыражения, покрывая ее граффити. Вот и одежда — холст», — поясняет Анна.

«Принты — это еще одна отсылка к Берлинской стене, которую использовали как средство самовыражения, разрисовывая ее граффити. Вот и одежда — холст»

Оператор: Михаил Барышев

Евгений Петров

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

(09)

По словам 23-летнего Евгения Петрова из Новосибирска, его коллекция, названная Neo-Nomad («Неокочевник»), — это размышление о современном человеке, находящемся в состоянии постоянного движения, по личному ли выбору или необходимости: «Но это не история про бегство. Это рассказ об адаптации. И о попытке сохранить себя в мире, который становится все более нестабильным и фрагментированным. Дом в этом контексте теряет географическую привязку — превращается в состояние. Он становится тем, что человек носит с собой». Например, объемные куртки и пуховики камуфляжных оттенков — от песочного до болотного. «Я старался перевести многослойную тему неономадизма на язык одежды, не потеряв при этом ее эмоциональности», — объясняет Евгений. Ему это удалось — особое место в коллекции занимает длинная юбка с черно-белым принтом: на ней изображен человек, будто несущий на себе дом. А еще свитер с вырезом: в нем виднеется надпись Home. «Он вдохновлен идеей дома как состояния, спрятанного внутри человека. Отверстие словно прорезает оболочку, обнажая слово, которое одновременно служит якорем и раной. С одной стороны, это напоминание о потере, с другой — знак того, что дом, даже утратив форму, продолжает существовать».

«Это рассказ об адаптации. И о попытке сохранить себя в мире, который становится все более нестабильным и фрагментированным»

Фотограф: Серафима Белых

Анастасия Новосельцева

Бакалавриат Universal University и Британской высшей школы дизайна

Визажист и стилист по волосамСофья Щукина и Саргис Айрапетян


(10)

«Шалости» Анастасии Новосельцевой (так дизайнер назвала свою дипломную работу) удались скорее в кампейне выпускной коллекции, чем на ее показе. Все потому, что для съемки Новосельцева стилизовала брюки на низкой талии, жилет с расшитыми пайетками лацканами, а еще сверкающую и ультракороткую юбку-баллон в основном на парнях. «Вообще, коллекция посвящена моей огромной любви к детству. Опираясь на личные архивы, я хотела преподнести его не как жизненный этап, а как язык, метод или способ чувствовать, понимать и проживать жизнь», — рассказывает Анастасия. При этом детство в ее вещах выражено не через приклеенные к ним машинки, мячики и кубики, а скорее через узоры тканей — вот ромбы, как на детских колготках, а вот клетки, как на сарафанах. Самым сложным дизайнер называет платье в пол насыщенного розового цвета с вырезом на спине: «На его разработку ушло больше всего времени, так как практически все швы — ручные. А вдохновением для силуэта стал раскрытый от удивления рот».

«Опираясь на личные архивы, я хотела преподнести детство не как жизненный этап, а как язык, метод или способ чувствовать, понимать и проживать жизнь»

Фотограф: Маргарита Девиченская 


Полина Лим

Визажист и стилист по волосам: Татевик Геворговна


Бакалавриат Universal University и Британской высшей школы дизайна

Стилист: Ксения Катышева


(11)

Казалось, что для создания коллекции 21-летняя Полина Лим родом из Владивостока погрузилась в архивы Moschino, Marc Jacobs и Loewe, но на самом деле дизайнер придумала ее, изучив «фрикебану»: современное направление в искусстве составления цветочных композиций не только из цветов, но и из самых разных, случайных и причудливых предметов — порой в хаотичном порядке. «Идеи, лежащие в основе коллекции, — деконструктивизм, неидеальность, юмор, кэмп и местами даже вульгарность», — отмечает Полина, которой тяжелее всего дались каркасы, помогающие юбкам, платьям и брюкам сохранять их изощренную, местами будто подвернутую и помятую форму. Да, поначалу кажется, что в образах Лим слишком много как раз хаоса: материалов, принтов и красок — крупный горох, мелкая клетка, вязаные цветы, резиновые перчатки, палитра из нежно-зеленого и голубого, с одной стороны, и из насыщенного красного и фиолетового, с другой, но вместе они составляют вполне гармоничный букет, что называется, с чудинкой.

«Идеи, лежащие в основе коллекции — деконструк-тивизм, неидеальность, юмор, кэмп и местами
даже вульгарность
»

Фотограф: Маргарита Смагина 


Анастасия Головина

Визажист и стилист по волосам: Екатерина Кочиева

Бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ 

Стилист: Мария Фионина

(12)

«Коллекция “Трансформация” — попытка описать визуальным языком процесс внутреннего изменения, связанного с утратой. Она о том, как ребенок переживает уход родителя, адаптируя под себя его одежду», — объясняет 21-летняя москвичка Анастасия Головина, она еще с третьего курса развивает собственный бренд nijel, а сразу после показа на «Винзаводе» ее пригласили в команду дизайнеров Limé — заниматься линией Studio. В выпускной коллекции Анастасии — рубашки, брюки и футболки, будто не подходящие герою по размеру или якобы перешитые из других вещей. «Причем брюки и рубашки специально немного помятые: я придумала этот эффект, увидев заломы на одежде моего папы, которая аккуратно хранится на полке в шкафу. Прошло уже 16 лет — наверное, только сейчас я “трансформировалась”. Прикасаясь, изучая и живя с этими вещами», — рассказывает Головина, которой сложнее всего было придумать, как правильно преподнести эту очень личную историю. По ее мнению, еще одним «якорем» ребенка, переживающего горе, становится игрушка, — поэтому главным символом коллекции дизайнер сделала плюшевого персонажа Doudou с длинными лапками: «Игрушка в буквальном смысле служит поясом для несоразмерно больших вещей».

«Еще одним “якорем” ребенка, переживающего горе, становится игрушка — поэтому главным символом коллекции дизайнер сделала плюшевого персонажа Doudou с длинными лапками»

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}