Главный редактор Cosmopolitan Россия Полина Сохранова — о феминизме
в моде
Главный редактор Cosmopolitan Россия Полина Сохранова — о феминизме
в моде
Текст:
Полина Сохранова
Феминистские лозунги на модной одежде — что это? Игра или борьба? Каждый отвечает на это по-своему, но ясно одно: феминизм от моды делает важное дело, уничтожая древний стереотип о том, что феминистки к моде не имеют отношения и вообще моду презирают.
Феминистский журнал без феминизма
Феминистский журнал без феминизма
«Вот только давайте обойдемся без феминизма. Наши женщины этого не любят», — услышала я, попав в журнал Cosmopolitan. Как обойдемся? Для меня это звучало так же нелепо, как предложение выпить диетической колы. А как же феминистский стержень Cosmo, а как же его главный редактор и вдохновительница Хелен Герли Браун? Она еще в 1962 году выпустила книгу Sex and the Single Girl, где призывала женщин становиться финансово независимыми и вести интимную жизнь не только в браке, но и до него и без него. Например, одна из ее заповедей для журнала звучит так: «Если сомневаешься, о ком написать — о мужчине или женщине (оба персонажи интересные), всегда выбирай женщину».
Мой пазл никак не складывался. В 2014 году я стала главным редактором феминистского издания в стране, где феминизм не любят. Доходило до смешного. Мы собирали мини-фокус-группы и спрашивали: «Кто здесь считает себя феминисткой?» Ноль рук. «Окей, а кто здесь считает, что у мужчин и женщин должны быть равные права и возможности?» (и дальше по программному тексту). Все! Пока я писала этот текст и опрашивала знакомых, никто из моих подруг и редакторов Cosmopolitan, кроме одной коллеги, не признал себя феминисткой, все открещивались как могли: «Женщина должна быть женственной». Вообще-то проблема как раз в слове «должна» и в трактовках самого термина «феминизм». Женщина должна только одно — быть такой, какой хочет именно она, и иметь возможность самореализоваться так, как хочет этого сама. Говорить о себе как о феминистке женщины боятся или прямо выступают против, потому что это сразу же лишает их льгот слабого пола. Перед тобой тут же перестанут открывать дверь, тебе не будут дарить цветы и помогать в решении проблем. Феминизм якобы обесценивает репродуктивный труд, и вообще все права женщинам давно уже выдали, чего же еще?
О феминизме говорить вслух стали в нашей стране недавно, несмотря на то, что во многих семьях женщины с конца 1930-х были и остаются главной движущей силой. Мой интерес к вопросу возник, когда я окончательно научилась делать журнал для женщины с активной позицией, не употребляя слово-аллерген. И я не уверена, что это слово сможет хоть кто-то реабилитировать. Например, если завтра Наташа Водянова объявит себя феминисткой, что произойдет? Это станет главной новостью дня, но она очень быстро уйдет в ленту. С современными скоростями инфопотока нам нужно 10-20-30 таких признаний. Скорее сменится поколение женщин или даже само слово, потому что сейчас в стране нет ни первой леди, ни адекватных представителей моих интересов во власти, а большинство самостоятельных зарабатывающих женщин как зомби твердят: «Мужчина — главный».
Что не так с феминизмом в России?
Что не так с феминизмом в России?
Кто сегодня ассоциируется в России с феминизмом? Группа Pussy Riot. Но обычных женщин их скандальность отталкивает. Современный феминизм любит эпатировать публику, и люди этого боятся. Женские движения в России существуют со второй половины XIX века, но страна о них понятия не имеет. Адекватного диалога между активистками и женщинами в целом пока нет. Да и был ли он когда-нибудь? В памяти всплывает передача «Я сама» с Юлией Меньшовой и Марией Арбатовой, а сейчас все смотрят «Давай поженимся!», и, кажется, традиционные ценности только крепчают. А вот на знаменитой первой обложке Cosmopolitan сентября 1994 года с Синди Кроуфорд одним из главных выносов был такой: «Тридцатилетние, независимые, уверенные в себе… Нужен ли муж?». Вопрос сейчас неуместный. И судя по последнему исследованию, проведенному для Сбербанка и утекшему в сеть, молодежь стремится к патриархальному устройству семьи, а самостоятельные девушки не вызывают у молодых людей доверия.
Кстати, в «Википедии» статья о феминизме в России заканчивается на рассказе о ленинградских диссидентках, выпускавших в 1970-х альманах «Женщина и Россия». Главу о движении в постсоветской России еще предстоит написать.
Издательницы журнала «Мария» — Татьяна Горичева, Татьяна Беляева и Наталья Малаховская, 1980
первый номер российской версии Журнала
Cosmopolitan, 1994
И в этой истории глянцевые журналы будут занимать не последнее место. Они стали отражением и примером того стиля жизни, к которому стремились в 1990-е. Профессиональный успех, самореализация, секс и отношения, мода, красота и здоровье — наши женщины были более чем готовы к такому чтиву. Первый номер Cosmopolitan разлетелся в киосках за считаные дни.
«Думаю, что в 1990-е тема женской свободы была всем интересна благодаря новизне, — говорит Оксана Лаврентьева, CEO компании Rusmoda. – Потом с этой идеей наигрались, и все вернулось на круги своя. Женщины, которые окружают меня, и я лично хотим одеваться так, чтобы нравиться мужчинам. Именно такую одежду шьет бренд Alexander Terekhov, и мы не собираемся использовать ни одежду, ни марку для общественных и политических высказываний. Мы за абсолютную женственность и против стирания гендерных различий, мы против того, чтобы женщина выглядела как мальчик».
Феминизм в моде
Феминизм в моде
Глобально мир феминизма выглядит совсем иначе. В нем на репите слушают хит Бейонсе Flawless, где писательница, певица и феминистка из Нигерии Чимаманда Нгози Адичи произносит:
Я – женщина,
От меня ждут, что я стремлюсь выскочить замуж,
От меня ждут, что я расставлю приоритеты,
Никогда не забывая о том, что
Свадьба – это самое важное.
Сейчас брак может являться источником
Радости, любви и взаимной поддержки,
Но тогда почему же мы прививаем это желание только девушкам
И не учим тому же парней?
Я – женщина,
От меня ждут, что я стремлюсь выскочить замуж,
От меня ждут, что я расставлю приоритеты,
Никогда не забывая о том, что
Свадьба – это самое важное.
Сейчас брак может являться источником
Радости, любви и взаимной поддержки,
Но тогда почему же мы прививаем это желание только девушкам
И не учим тому же парней?
И да, мы держим в уме, что Чимаманда выросла в Нигерии, где мужчины в бесспорном приоритете до сих пор. Голос Америки звучит у Лины Данэм в ее шедевральном подкасте Women of the Hour о всех на свете женских вопросах вплоть до прямой трансляции из кабинета гинеколога. В этом мире смотрят новый фильм Джима Джармуша и видят в его Патерсоне нерешительного мужчину, на которого теперь так жалуются женщины, ставят лайки Джеймсу Франко, который выходит на Womens March, потому что феминизм давно поддерживают и мужчины, и меньшинства, и эмигранты. А еще бурно обсуждают переселение розовой шапочки (символа того самого марша) в лондонский Музей Виктории и Альберта и надпись на футболке Dior в коллекции Марии Грации Кьюри We Should All Be Feminists.
Решение Марии Грации Кьюри публично примкнуть к рядам феминисток логично. Все-таки первая женщина, возглавившая великий дом моды, должна была высказаться в первой коллекции. По счастью, и время оказалось подходящим: переход Бухры Жаррар в Lanvin тоже освежил дискуссию о вовлеченности женщин в индустрию, о том, кто для кого и какую моду делает.
И, честно говоря, через эти примеры, через Рианну и Кьяру Ферраньи в футболке Dior, словом, через поп-культуру у феминизма гораздо больше шансов достучаться до женщин, чем через бунтарские акции. Мода наконец вернулась к одному из своих основных назначений — отражать настроения масс. И если сейчас у всех на устах феминизм, он просто обязан быть в моде.
Джеймс Франко на Womens March
розовАЯ шапочкА (символ того самого марша) в лондонскОМ музеЕ Виктории и Альберта
актер и режиссер Джеймс Франко на Women''s March, 2017
Вот еще несколько примеров. Рекламный ролик Close the Loop отражает идею компании H&M — «можно и модно все, главное, любить себя». Компания выступила против эйджизма, расизма, сексизма и прочих ограничений в обществе и моде. Прабал Гурунг выпустил колонку о том, как важно помнить о женщинах разных размеров, национальностей и возрастов, когда создаешь коллекцию. «Мода — это язык, на котором я говорю с миром, и я буду использовать его, чтобы выразить свой взгляд на мир», — объяснил дизайнер. Тем временем в социальных сетях началась новая волна феминистской акции freethenipple с Кендалл Дженнер в главной роли. Озадаченная президентскими выборами в ноябре 2016-го команда американского Voguе выпустила футболку с изображением Хиллари Клинтон, которая тут же оказалась на нью-йоркских модницах. Чуть ранее, в сентябре прошлого года, сразу несколько марок поддержали женскую тему: Opening Ceremony пригласили на презентацию вдохновляющих женщин вместо моделей, а на вещах Stella McCartney красовались надписи Thanks Girls.
Рекламный ролик Close the loop компаниИ H & M
Феминизм давно уже не борется только с правовым неравенством, поэтому аргумент «давно уже выдали всем права» совсем не актуален. Законодатели моды и активисты движения хотят освободить общество от стереотипов, навязанных мужчинам и женщинам веками. И феминизм от моды делает важное дело, уничтожая древний стереотип о том, что феминистки к моде не имеют отношения и вообще моду презирают, выступают против объективации своего тела и пропагандируют небритые подмышки. Нет. У всех свой феминизм. Есть радикальные сообщества феминисток, отрицающие женскую привлекательность. Но это далеко не все, и я не с ними.
«Я не феминистка, но я восхищаюсь девушками, которые не боятся показать себя, решаются на отважные и не всегда женские поступки, — говорит Наталья Гольденберг, креативный директор ЦУМа. — Мне нравятся сильные женщины, пацанские девчонки и смелые девушки в хиджабах не потому, что они выкрикивают лозунги, а потому, что они учат нас любить себя».
freethenipple с Кендал Дженнер
freethenipple с Кендалл Дженнер
Opening Ceremony пригласили на презентацию вдохновляющих женщин вместо моделей
Феминизм нашего времени — за то, чтобы дать женщине возможность выбора, любого. И не подвергать ее при этом общественной критике. Хочешь детей? Рожай. Не хочешь? Можешь не рожать. Ходить в прозрачной блузке по улице, работать среди мужчин на стройке с вызывающими накладными розовыми ногтями — пожалуйста. Джейн Фонда в своей колонке о том, как она стала феминисткой, пишет: «Смысл не в том, чтобы превратить патриархат в матриархат, смысл в том, чтобы от патриархата перейти к демократии. Феминизм и есть демократия, и протоптанной дороги к нему нет, он еще не случился, но мы еще никогда не были к нему так близко». «Меня смущает предложение бороться за феминизм и формулировка «мы все должны быть феминистками, — считает дизайнер Вика Газинская. – Я не хочу бороться и никому ничего не должна. Важно, чтобы у женщин была возможность и право выбирать: сидеть дома, работать или, в идеале, совмещать и то и другое, не теряя женских привлекательных черт».
Мне совершенно ясно, что никто из моих подруг не может назвать себя феминисткой — потому что кругом все будут крутить у виска. При этом все они поддерживают идеи феминизма. Они, например, не готовы получать меньшую зарплату по половому признаку и терпеть харрасмент на работе. Конечно, каждая женщина не обязана быть феминисткой. Но если мы разберемся в понятиях, то у работающей современной женщины в большом городе просто нет причин ею не быть.