джереми скотт в 20 кадрах
8 августа — день рождения Джереми Скотта. Полина Садовникова и Настя Сотник вспомнили двадцать ярких моментов, которыми отметились десять лет его работы в Moschino, завершившиеся весной 2023 года.
«МАКДОНАЛДС» НА ПОДИУМЕ
Осень—зима 2014 — дебютная коллекция Джереми Скотта для Moschino, по следам которой модный критик Тим Блэнкс назвал его ярким, дерзким и изобретательным преемником Франко Москино. Из-за нее же сотрудники индустрии фастфуда ополчились на новоиспеченного креативного директора: они справедливо замечали, что «работа в McDonald’s не имеет ничего общего с модой», а платья за $1000 — кажутся насмешкой над теми, кто трудится в сети быстрого питания и никак не может себе их позволить. Продажи были отличными: особенно быстро разлетелись чехлы для iPhone в виде картошки фри (универмагу Selfridges пришлось трижды пополнять запасы аксессуаров — настолько молниеносно разлетелись первые партии).
мир барби
«В детстве я обожал Барби, — заявил Джереми Скотт после показа весна—лето 2015. — Оно и понятно: это идеальная кукла. У нас с ней, кстати, много общего: мы хотим приносить людям радость». С этой задачей дизайнер тогда справился на отлично: присутствующие на шоу получили такое удовольствие, что дружно не заметили как Джереми Скотт вывел на подиум только стройных, конвенционально красивых и сексуальных Барби.
Инопланетное вторжение
В феврале 2018-го Джереми Скотт показал нам уже не Барби, а 60 инопланетных копий Джеки Кеннеди. На это дизайнера вдохновил Дональд Трамп: «Он постоянно пичкает нас фэйк-ньюс и теориями заговора, поэтому я решил вспомнить одну из самых популярных: о том, что президент Кеннеди знал о существовании инопланетян и Джеки Кеннеди на самом деле была инопланетянкой. Ну а что? Мода должна быть безумной!»
Дитя заката
Подобно многим другим американцам, Джереми Скотт переживал президентский срок Дональда Трампа как личную трагедию — но этот период «Второй великой депрессии», как называл его дизайнер, он намеревался пережить не унывая. И это хорошо видно по коллекции весна 2018. Модели появились на подиуме в образах бунтующих балерин, в переосмысленных пачках и косухах. Кайя Гербер (напоминающая съемку мамы для Питера Линдберга в похожем образе) и Джиджи Хадид в платьях, расшитых перьями, и вовсе походили на райских птиц. Джиджи была будто розовый фламинго — образ, который Скотт еще не раз использует в коллекциях для бренда: фламинго будет и надувным кругом, и роскошным платьем, которое на оскаровскую вечеринку Элтона Джона наденет Синтия Эриво в 2021-м. Для самого Скотта перо вообще важный символ успеха — его он часто использовал в коллекциях собственного бренда, в хитовой коллаборации с adidas и, конечно, в Moschino.
Парень на миллион долларов
На осень 2019 года Джереми Скотт чувствует себя на миллион долларов. Оно и понятно, ведь Moschino тоже. С каждым годом бренд зарабатывает все больше (в 2019-м, например, это 262,5 миллиона евро) — и его креативный директор, соответственно, тоже. Красноречивее констатации своего успеха, чем блок из платьев и костюмов с принтом в виде купюры на миллион долларов, с которого начался показ осень 2019, представить сложно.
Неудивительно, что золотая девочка Кайли Дженнер выбрала именно одно из этих платьев для запуска коллекции Kylie Cosmetics в честь дня рождения в августе 2019-го. Платье, кстати, сработало как аффирмация — в ноябре 2019-го ее назвали самым молодым миллиардером в мире (уже в следующем году журнал Forbes со скандалом отобрал это почетное звание, обвинив Кайли в жульничестве). А вот сам Скотт темпов не сбавлял: Moschino он оставляет в более чем хорошем положении. Согласно отчету группы Aeffe (владельцу контрольного пакета акций бренда с 2021-го, до этого Aeffe принадлежали 30%), продажи Moschino выросли на 77,8% по сравнению с 2021 годом, и в 2023-м на него возлагают большие надежды за счет роста интереса к бренду на азиатском рынке.
Признанный художник
Джереми Скотт — настоящий художник. В 2019 году он наглядно показал и доказал это всем, кто сомневался, в коллекции — интерпретации картин Пикассо. Моду похожей зрелищности сейчас показывает разве что Том Браун — для остальных этот уровень работы с цветом, фактурами и силуэтом пока недостижим.
Пусть едят торты!
В 2020 году Джереми Скотт, кажется, впервые по-настоящему разошелся. Все началось с приглашений: следуя апокрифической цитате Марии Антуанетты «Пусть едят пирожные!» Скотт разослал избранным редакторам и друзьям бренда трехъярусные торты (правда, бутафорские).
На подиуме дизайнер устроил Версаль (по мере сил воссоздав знаменитый зеркальный зал), и в результате роскошные платья с панье, ботфорты на шнуровке и платья-торты (то есть прямо торты), которые разом напомнили и театральные показы Vivienne Westwood, и Dior Гальяно, и нетленную «Антуанетту» Софии Копполы, еще долго не выходили из головы.
Игра в куклы
В пандемийном 2020-м на подиум Moschino не вышла ни одна модель. Всю коллекцию из 40 образов Джереми Скотт показал на 76-сантиметровых куклах, которые смастерил создатель «Маппет-шоу» Джин Хэнсон. Гостей на шоу тоже не было: вместо журналистов и инфлюенсеров дизайнер посадил на первый и единственный ряд марионеток.
Космическая одиссея
58 образов придумал Джереми Скотт, когда пересматривал один из главных хитов Стэнли Кубрика — «2001 год: Космическая одиссея». На коллекцию осень 2022 его вдохновил показанный в фильме интерьер комнаты. Отсюда платья-шкафы, топы-картины и костюмы-занавески.
Все на бал!
В принципе, каждый показ Moschino при Джереми Скотте напоминал филиал Met Gala. Вот он наряжает Беллу Хадид в Арлекина, вот переодевает ее сестру Джиджи в грудного младенца. Так что бал 2019 года, посвященный кэмпу, стилю, который вполне описывает творчество дизайнера, стал для Джереми звездным часом. Нарядил на этот праздник он свою главную музу (а если вспомнить все ее безумные сценические наряды, то и единомышленницу) Кэти Перри — в результате ее платье-люстра затмевало собой буквально все и всех.
тихое прощание
Оглянувшись на финальную коллекцию Джереми Скотта для Moschino, можно заметить признаки того, что это была лебединая песня. Как-то уж слишком сдержанно дизайнер прошелся по главным вехам своего пути в бренде. От твидовых костюмов, которые в дебютном шоу он так ловко «поженил» с фастфудом (заговорив о фастфуде от моды задолго до всеобщей паники из-за fast fashion), до балерин-байкерш и любимой Скоттом кожанки, деконструированной до силуэтной макси-юбки с кроп-топом.
Прически, похожие на растрепанные черные перья, напомнили нам о еще одном прощании — Марка Джейкобса с Louis Vuitton, который для своего финального шоу заказал у шляпника Стивена Джонса головные уборы из павлиньих черных перьев. У Скотта другой провожатый в этот последний путь: стилист по волосам Пол Хэнлон, который утверждает, что на разработку причесок у него ушло целых три месяца. Надеемся, уход Скотта из Moschino такой же своевременный и осознанный, как у Джейкобса. И за этой грустной новостью он готовит нам еще больше радостных.