Blueprint
T

Парижский стиль: что это такое и кто его продает всему миру

Текст:
Лидия Агеева

Сегодня стиль парижанки — не только мечта миллионов девушек на планете, но и отличная бизнес-стратегия. Кто и как сколачивает состояния на Париже?

«Праздник, который всегда с тобой», «Увидеть Париж и умереть», город влюбленных, модная столица. Один из самых посещаемых городов мира (уступил Лондону в 2015 году из-за террористических атак), Париж — это набор символов, мифов и легенд. Одна из них — это история романа Парижа и моды. Здесь жил и работал первый кутюрье англичанин Чарльз Фредерик Уорт, сюда так стремилась попасть любой ценой талантливая шляпница Габриэль Шанель, тут ровно семьдесят лет назад проходил первый показ Кристиана Диора, эти улицы всем уголкам мира предпочитает кайзер моды Карл Лагерфельд… Но как и на любом мифе, на статусе главной столицы моды тоже можно сделать настоящее состояние.

Париж на этикетке

Июль. Дефиле Chanel Haute Couture. В центре Гран-Пале огромная Эйфелева башня, созданная по образцу и подобию настоящей. Вместо обычных трибун — стулья, как в кафе в Люксембургском саду. Карл Лагерфельд напомнил миру, что Париж — самый главный модный город, а Chanel — прежде всего парижский модный дом. (Последний показ Métiers d’Arts в декабре тоже проходил в столице Франции, в только что отреставрированном «Ритце»). Не случайно и Бруно Павловски, глава модного направления марки, при каждом удобном случае подчеркивает, что Chanel — это парижский модный дом, цель которого — сохранять искусство haute couture, поддерживая 11 ателье (Lesage, Maison Michel, Massaro, Lemarié…).

CHANEL HAUTE COUTURE 2018

КАРЛ ЛАГЕРФЕЛЬД НА ПРИМЕРКЕ С ИНЕС ДЕ ЛЯ ФРЕССАНЖ, 1983

АТЕЛЬЕ CHANEL НА УЛИЦЕ КАМБОН В ПАРИЖЕ

«Ценность наших брендов — это парижский шик, который делает их самыми желанными в США и по всему миру», — рассказывает в интервью BOF президент холдинга SMCP Даньель Лалонд, которому принадлежат марки среднего сегмента Sandro, Maje и Claudie Pierlot. Да, у Парижа есть определенная добавочная стоимость, и ее никто не скрывает. Название города можно найти на этикетках не только у французских марок haute couture, ателье которых расположены в Париже или в его окрестностях — Chanel, Dior, Maison Margiela, Azzedine Alaïa. Его считают должным прописать и марки prêt-à-porter, штаб-квартиры которых расположены именно здесь. И кого волнует, что туфли Dior производятся в итальянских кожевенных мастерских, а скандал с заводами Louis Vuitton в Румынии этим летом попал в Guardian?

Maje

Paris sells. Но почему никакой другой город не вызывает такого преклонения? «На самом деле не существует одного парижского стиля, это концепция со своей мифологией, сформированной поколениями дизайнеров, — объясняет Серж Каррейра, преподаватель маркетинга в индустрии люкса в парижской престижной школе Sciences Po. — Марки, в свою очередь, используют этот концепт как отправную точку, а затем раскрывают его на свой лад и пытаются адаптировать к сегодняшнему миру, к своему видению женщины и реальности, в которой она живет».

vogue paris 1970-е

ТИПИЧНАЯ ЛАЙФСТАЙЛ-ФОТОГРАФИЯ ПРО ПАРИЖ: ДЕВУШКА ЧИТАЕТ В КАФЕ В СЕН-ЖЕРМЕН ДЕ ПРЕ (1950)

Не случайно и французский Vogue, сайт которого работает не только на французском, но и на английском и рассчитан на международную аудиторию, с 1968 года подает себя как Vogue Paris — с особым ударением на Париж. Это единственная версия издания, для которой руководство Condé Nast сделало такое исключение.

Drôle de Monsieur

Что же делать и как выделиться на общем фоне молодым дизайнерам из Парижа? Пойти от обратного, как сделала молодая парижская марка Drôle de Monsieur (дословно «какой забавный господин»), прославившись слоганом на футболках, куртках, худи и кепках Not from Paris, Madame.



Париж и индустрия красоты

«Миру нужен Париж, и мы продаем ему сказку о Париже» — так о своем бизнесе рассказывает в интервью New York Times Рамдан Туами, основатель марки Buly 1803. Предметы красоты из парижской лаборатории пользуются таким спросом, что он решил открыть в начале июля еще один магазин в Марэ, подписал контракт о сотрудничестве с отелем Crillon (его реновация закончилась в июле) и собирается в ближайшие годы расширить бизнес, разместив 30 новых бутиков по всему миру.

Buly 1803

АРОМАТ YVES SAINT LAURENT «PARISIENNE»

ВЕСЕННЯЯ БЬЮТИ-КОЛЛЕКЦИЯ CHANEL 2015 ГОДА ПОД НАЗВАНИЕМ «ПАРИЖСКАЯ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ»

Ювелиры с площади Вандом

Boucheron, Chaumet, Cartier, Chanel, Van Cleef & Arpels, Dior, Mellerio dits Meller — высокое ювелирное искусство, как и платья haute couture, родом из Парижа. У каждого ювелирного дома — с большой историей, как Chaumet, или у более современных марок, как Messika или Chanel, — все мастерские должны находиться в Париже. «Париж — это не только столица моды, но и гарантия мастерства и качества, — объясняет парижский ювелир Валери Мессика, — многие кутюрье и ювелиры появились и прославились именно здесь. Быть парижским домом — значит использовать его неотъемлемое культурное и художественное наследие, которое не раз становилось и моим источником вдохновения». По строгим правилам высокого ювелирного искусства каждое украшение должно быть создано в единственном экземпляре на площади Вандом или неподалеку, в Девятом округе — в районе бриллиантовых мастеров. Кстати, тот же принцип и у сумок Hermès: каждая Birkin и Kelly производится в штаб-квартире марки на улице Сент-Оноре.

Messika

Boucheron Vendome

Сartier Vendome

площадь вандом И ЮВЕЛИРНЫЕ ДОМА MESSIKA, CARTIER и BOUCHERON

История одного макарона

Самый стереотипный атрибут повседневной жизни парижанки — розовый макарон из кондитерской Ladurée на улице Royale. Новинка этого лета — сет La Parisienne, набор из 12 макарон на память о Париже с парижанкой на упаковке. При этом сегодня сеть существует в 28 странах по всему миру, а сами пирожные производят в Швейцарии и отправляют замороженными в 100 бутиков, расположенных в разных столицах, чтобы каждая девушка, где бы она ни находилась, могла себя почувствовать в Париже. Владелец Ladurée Давид Ольдер не скрывает, что торгует атмосферой Парижа и мифом о французской столице. Несмотря на локальные особенности, каждое кафе Ladurée, от Нью-Йорка до Москвы, выглядит истинно парижским. Еще один знаменитый производитель пирожных, Pierre Hermé, придерживается похожей стратегии.

ВЛАДЕЛЕЦ laduree ДАВИД ОЛЬДЕР (СЛЕВА)
И ПИРОЖНЫЕ МАКАРОН

Кто она, парижанка?

Коко Шанель и Жанна Ланвен, Джейн Биркин и Франсуаз Арди, Лулу де ля Фалез и Бетти Катру, Инес де ля Фрессанж и Каролин де Мегре, Изабель Маран и Соня Рикель, Карин Ройтфельд и Эммануэль Альт, Лу Дуайон и Жанн Дамас. У парижанки нет возраста, ее не случайно представляют героини разных поколений (Джейн 70, Инес 60, Каролин 42, Жанн 25): каждая найдет для себя свою любимую парижанку. Истинная парижанка не обязательно родом из Парижа — Инес де ля Фрессанж родилась в Гассене на юге Франции, Джейн Биркин и вовсе из Англии. «У парижанки всегда было много граней, ее не случайно олицетворяют разные женщины: вот что ей помогло всегда оставаться в моде, — поясняет Серж Каррейра. — Если бы ее представляло ограниченное количество личностей, она бы уже была мертва. Моде свойственно обновляться, так что сила парижанки — в абстрактности ее образа». Да, расового разнообразия образу парижанки пока не хватает: большой город сейчас населяют женщины самых разных национальностей и цветов кожи, а мифологическая парижанка остается белой, как правило, худой брюнеткой с неизменной чуть смазанной красной помадой на губах. Но несмотря на это у каждой девушки есть надежда, что, приехав в Париж и сфотографировав макарон в Ladurée и горячий шоколад со сливками в Cafe de Flore, она тоже станет немного парижанкой.

Жанна Ланвен

Карин Ройтфельд, бывший главный редактор парижского Vogue, выпустила три коллекции для Uniqlo, в которых воспевается неброский и практичный парижский стиль, а также сделала линию макияжа для M.A.C.



Бетти Катру

Эммануэль Альт

Соня Рикель

Модель Каролин де Мегре прославилась на весь мир в 2014 году, когда выпустила вместе с тремя подружками (писательницей Анн Бере, журналистом и сценаристом Одри Диван и продюсером фильмов Софи Мас) книгу о веселой и беззаботной парижанке, не скрывающей своих вредных привычек: How to Be Parisian Wherever You Are: Love, Style and Bad Habits. Три года спустя за ее плечами — коллаборация с Lancôme, коллекция купальников для Eres и контракт с Chanel.

ФРАНСУАЗ АРДИ

Одна из самых знаменитых парижанок мира — Инес де ля Фрессанж. Муза Карла Лагерфельда в 1980-x, официальный символ Франции, Марианна, с 1989-го по 2000-й, лицо L’Oréal, Инес в 2010 году решила выпустить на пару с Софи Гаше, обозревателем моды французского Elle, книгу о парижанке и ее стиле La Parisienne. Затея обернулась мировым успехом: книга была переведена на 15 языков и продана тиражом в миллион экземпляров. На волне успеха Инес подписала контракт с Uniqlo, открыла бутик своего имени на улице Grenelle, выпустила путеводитель по Парижу, написала еще одну книгу, как наряжаться по особым поводам. Этой осенью выйдет в свет продолжение: гид по мужскому стилю Le Parisien.

ИЗАБЕЛЬ МАРАН

Джейн Биркин

Лулу де ля Фале

Парижанка: миф и реальность

Кто же она, парижанка? А может, и не каждая парижанка считает себя парижанкой? Разве ярко-красная помада может подходить к каждому тону кожи? А как насчет того, чтобы весь день гулять в балетках Repetto на тонкой-тонкой подошве, через которую чувствуешь каждый камешек парижских садов? А сумки-корзинки: они же не закрываются! Из них регулярно при неловком, по-парижски небрежном движении рук что-то обязательно выпадает. Миф о парижанке оброс стереотипами и миллионами советов о том, как стать на нее похожей. А что о них думают сами парижанки? «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще», — говорила Коко Шанель. И в этом высказывании опять же очень много правды.

«Парижанки умеют посмотреть на себя со стороны мужскими глазами и, как правило, не ошибаются в нашей оценке своей внешности, — считает Алексей Тарханов, парижский корреспондент газеты «Коммерсантъ». — Они отлично понимают, с какой стороны особенно хороши, а с какой неплохо бы подтянуться. Но не подтягиваются, и я их за это не просто уважаю, а искренне люблю. У меня плоский зад, скажет француженка, зато длинные ноги, так пусть же все о них узнают. Что у меня хорошо — то у меня хорошо, добавит она, а об остальном — забудем».

Rouje — марка одежды и аксессуаров блогера Жанн Дамас. Все модели вдохновлены стилем французской it-girl, которая любит носить платья с запахом, гулять с корзинками и красить губы яркой красной помадой. Платья Rouje можно купить только на сайте марки, их всегда раскупают в первый день продаж.

«Элегантная парижанка — это воплощение элегантности, немного расслабленной, но никогда не преувеличенной. Она всегда идет в ногу со временем, — считает Серж Каррейра. — Эта женщина остроумна, каждый ее шаг кажется естественным и инстинктивным: даже если она часами выбирает, что надеть, мы будем говорить, что этот образ для нее совершенно естественен. А еще она космополитична, и это скорее состояние души, чем определенный стиль».



C ним согласна и ювелир Валери Мессика: «Парижанка в первую очередь — это образ мысли: он соединяет в себе шарм, стиль и натуральную элегантность. Она не дает никому диктовать себе, как ей быть, и не стесняется своих решений. Я бы сказала, что ее стиль просчитан до каждой детали, но таким образом, что все кажется действительно естественным».




Итак, небрежность, минимум усилий и гармония с самой собой. Можно быть парижанкой в любом уголке мира, это качество, как и праздник у Хемингуэя, у нее всегда с собой. А вот обязательны ли для этого стеганая сумка на цепочке, макарон в руке, берет и тельняшка — решать вам.


{"width":1200,"column_width":132,"columns_n":8,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true
true