Blueprint
T

Новая реальность. Как перестроить свою работу

Эксперты предрекают изменение рынка труда даже после нескольких месяцев самоизоляции — люди массово осваивают принципы удаленной работы и организации команд, за день переходят на видеоконференции (даже те, кто раньше считали видео неэффективным форматом) и учатся ставить задачи и понимать друг друга без обаяния личного общения. Коуч и сооснователь проекта по саморегуляции на работе Mindroom Ольга Полищук делится своими наблюдениями о результатах первой недели нового графика.

Facebook наводнили первые отзывы о работе из дома — «сложно концентрироваться», «задачи не делаются», «просто не прет», а некоторые и вовсе обнаружили, что делать как будто нечего, раз расписание не состоит теперь из 10 совещаний в день. Это вызывает фрустрацию, разочарование, злость или апатию. В такой ситуации шанс сорваться на YouTube, Netflix или домашние дела возрастает в разы.

Пересмотр ролей в команде


В зоне особого риска — люди с высокой общительностью. Их эффективность и результативность была построена на том, чтобы установить первый контакт, по лицам коллег и клиентов считать, что происходит, с помощью своей харизмы и обаяния вырулить из крутого пике на встрече с клиентом. Но главное, это давало им много энергии, ощущение нужности и востребованности, на этом топливе они делали дела. Встречи и совещания у такого человека в календаре занимают до 80%. И вот их пока нет, нет в таком количестве — и можно растеряться.


Если вы высокообщительны, вы любите говорить, а не слушать — и ведете каждую из 10 встреч в своем расписании. Доминирование в коммуникации убивает смысл совещаний и инициативу, потому что остальным можно ничего не делать, просто записать или посидеть. Сам говорящий в этот момент получает от встреч много энергии, поэтому уверен, что все отлично. Вдохновляющие встречи на великие дела и обсуждения захвата мира, конечно же, нужны. Но вопрос их процента от общего количества и ценности для всех участников требует проработки.

читайте также

#Homeoffice: все самое необходимое для работы из дома

Команда Яндекс.Дзен


Даниил Трабун, продуктовый менеджер: «Пока кажется, что продуктивность не изменилась, но уставать многие из нас стали больше: как ни парадоксально, бег между встречами позволяет выдохнуть. А в новом режиме работы ты просто сидишь и смотришь в экран до вечера. Общего расписания у нас нет, и каждый может отойти проветриться, когда захочет. Сегодня мы организовали виртуальный кофепойнт, постоянно работающую конференцию, куда можно подключиться и повисеть с коллегами, пообщаться не по работе. А вот коллеги из Яндекс.Карт, к примеру, вместе завтракают.


Пока для членов команды самым сложным оказалось контролировать время начала и конца работы: вечером нет ощущения, что "пришел домой" и рабочий день завершился и картинка поменялась. Общение в чатах и видеоконференциях отнимает больше времени, не хватает и необязательных small talks с коллегами. Наши лайфхаки - Виртуальные бэкграунды Zoom и маски Snap Camera разнообразят беседы и делают чуть более веселыми и неформальными рабочие встречи».

В этом смысле самоизоляция дает реальную возможность провести анализ активности и продуктивности. Чтобы не путать одно с другим. Для этого можно пересмотреть: свою роль на этих встречах, результат, который они приносили, и честно ответить на вопрос, что в них было ценного для конкретного человека, а что для компании. И без коронавируса после такого анализа могло выясниться, что часть этих встреч легко заменяется ежедневными короткими отчетами в общий чат, общим google-доком для придумывания концепции нового продукта, раз надо собрать примеры и данные. Но с коронавирусом этот анализ не выбор, а потребность, и, кажется, придется наращивать новый навык — письменное формулирование задач.


То, что мы считали продуктивностью — забитый календарь и тонны личного общения, — на самом деле может быть автопилотом, где мало места для режима осмысления или анализа «а какую задачу решали», и создает тонны неэффективных действий и траты ресурсов компаний на много недель после. Нельзя же признать, что мы собираемся просто так, потому что стоит в расписании? Или что ведущий встречи выгуливает свою харизму и потребность во внимании?

Общение в чате


Отсутствие разговоров у кулера имеет свои плюсы — меньше задач из разряда «кстати, у меня есть идея». Теперь, если вам что-то пришло в голову, идею надо описать, чтобы поняли другие, хотя бы первично. Между импульсом (поделиться мыслью) и действием (рассказать другому) больше времени, это помогает остудить пыл, и «идея» останется в «копилке хороших идей».


В устной речи мы часто заменяем конкретику харизмой и обаянием и говорим, чтобы сказать. В письменной речи мы не можем ничего написать, если не сконцентрировались на предмете, это когнитивно невозможно. Коммуникация идей и решений — это вообще отличная практика, которая в перспективе сокращает время работы всей команды, количество ошибок и развивает командный креатив, а не персональный.

Strelka Mag


Для медиа в целом перейти на дистанционную работу не так трудно.


Все, скорее, приходили в офис, только чтобы работать было повеселее. Плюс планерки все же легче делать офлайн, как и ходить на встречи с другими отделами «Стрелки». Наша продуктивность даже стала выше: больше никто не тратит время на транспорт и не опаздывает. Мы, как и раньше, любую встречу, даже если она между людьми за соседними столами, кидаем в календарь. Плюс у нас был уже опыт, когда главный редактор жила два месяца в Израиле, так что какого-то шока от перестройки не случилось. Для нас и в офлайне тотальный контроль друг за другом никогда не был важным, так и сейчас. Любой из нас может просто написать: «Так, я вышел в магаз за продуктами, снова на связи буду через 30 минут».

Групповые видеоколлы — наша новая реальность. И спасибо современным интерфейсам — мы видим лица всех участников как единую картинку. По ним понятно, слушают вас или нет, вовлечены ли люди в обсуждение, и даже тех, кто больше всех говорит, подсвечивает рамочка. Доминирование в коммуникации в такой ситуации выглядит странно, особенно если это названо обсуждением. Зачем тогда собираться — «Могли бы и в чате письменно обсудить?» Интерфейс и формат дает возможность больше слушать. И это рост команды.

Групповые задачи


За несколько дней некоторые поняли, что команда для них — один из важнейших энергетических ресурсов. Образ жизни таких людей в целом обычно связан с социальным взаимодействием и постоянным расширением контактов, поэтому в условиях самоизоляции потребность в других людях становится осязаемой и может интерпретироваться как слабость или неэффективность. В таком случае это время можно использовать, чтобы проанализировать, для чего на самом деле вам нужна команда, какие задачи решаете лично вы, а какие без команды сделать не получится. Может выясниться, что команда дает моральный комфорт, человеческую поддержку. Для таких целей некоторые коллективы заводят чатики «поныть», что создает эффект теплоты и заботы.


Второй момент — скорее всего, ваша работа состоит как из операционных, так и из содержательных задач. На последние всегда «не хватает времени». На самом деле на них не хватает не времени, а внимания и удержания фокуса продолжительное время, чтобы появился интеллектуальный результат. Это концепции, стратегии, описания продуктов, проработанные планы по захвату мира и так далее. Поэтому операционки из коммуникации стало меньше, значит, фокус внимания точно можно перенести на содержательную часть работы. Просто это другой ритм производительности, и пока к нему надо привыкнуть. А еще кайфа от интеллектуального блистания в разы больше, чем от дофаминового совещания. Эффект долгосрочней.

читайте также

Как изменилось отношение к женщинам в бизнесе? Рассказывают героини The Blueprint


Команда «Импресарио»


У нас в принципе в команде такая система, когда каждый сам знает пул своих задач и дедлайны. Поэтому контролировать каждый шаг не нужно и все в курсе, кто чем занят и к кому с каким вопросом или за какой помощью можно обратиться. Часть команды и в обычной ситуации иногда работает удаленно, поэтому мы пользуемся приложением Asana, как и у многих, у нас есть рабочий чат (точнее два, второй — для шуточек), который почти никогда не умолкает. Расписания нет, в принципе мы все всегда на связи, а о каких-то ситуациях предупреждаем друг друга в чате. Лайфхаки? По утрам делаем зарядку по видеоурокам из ютьюба.

Все эти нехитрые анализы процессов могут привести к интересному наблюдению — вы успеваете сделать запланированные на день дела меньше чем за 8 часов, если не прогуливаетесь по коридорам, не перекидываетесь парой слов с коллегами и вообще планируете свое время. И эта мысль может быть шокирующей, потому что она как раз про продуктивность. Примерно так чувствуют себя люди, которые начали впервые работать на себя и поняли, что время, оказывается, имеет цену. И в первый момент руки потянутся сделать еще много задач из бэклога или засомневаться, а не хуже ли я стал работать? Именно для этого определяйте задачи на день и устанавливайте время работы, чтобы переползать от стола к кровати смотреть сериал.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
false
767
1300
false
true
true