Птица счастья
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Ирландец Шон МакГирр — выпускник Central Saint Martins, ранее возглавлявший дизайнерскую команду мужского направления JW Anderson — показал дебютную коллекцию для Alexander McQueen. Основательница Telegram-канала Front Fashion и проекта Front Ольга Михайловская увидела в ней множество отсылок к коллекции «Птицы» Ли Маккуина, но это не единственное, что позволило ей назвать нового креативного директора бренда птицей счастья.
Ну что ж, по мне так это была полная и безоговорочная победа! Не в том смысле, что Шон Макгирр победил Александра Маккуина, такое в принципе невозможно, а в том смысле, что доказал, что наследие Макуина можно интерпретировать, а не просто бесконечно цитировать, воспроизводя формы и силуэты.
В его референсах к этой коллекции были не только культовые маккуиновские «Птицы» 1995 года, хотя именно они стали основой, но и «живописные брезенты» американского художника Дэвида Хэммонса с их затекшей неровной краской, и покореженные машины Джона Чемберлена, и просто лондонские персонажи например Кейт Мосс времен Пита Доэрти и Эми Уайнхаус. Ну то есть, мы понимаем, что речь идет о том раннем, жестком, как бы агрессивном Маккуине. И первое платье, словно залитое черным гудроном, и обувь, напоминающая то копытца, то птичьи лапы с растопыренными когтями, и растрепанные кончики светлых волос и наоборот прилизанные, рассеченные пробором, блестящие как вороново крыло прически. Наконец, сама проходка, ковыляющая, сосредоточенная и чуть угрюмая, напоминает о том показе (специально пересмотрела, пока ждала начала). Но сам Макгирр в интервью Vogue утверждает, что ему хочется впустить свет в прекрасную мрачность Маккуина. И коллекцию «Птицы» он смотрел с точки зрения самих вещей и восхищался их видимой простотой, за которой скрывается высочайшее портновское мастерство. Классический крой, который намеренно чуть искажен, чуть разрушен — где-то гипертрофированный объем, где-то лацкан улетает вверх выше обычного, где-то баска настолько жесткая, что смотрится раскрывшимся птичьим хвостом.
Alexander Mcqueen, весна-лето 1995
Макгирр в этой своей первой коллекции сделал отсылки не только к «Птицам», а практически ко всему наследию Маккуина. Но выстроил это все не как сборник цитат, а именно как цельную последовательную коллекцию. Огромную, кстати! Здесь были и мужское пальто с меховым воротником и манжетами (напоминание о коллекции «Данте»), и мохнатые топы тоже с воротниками, словно охотничьи трофеи, превращенные в одежду; и леопардовый принт, в котором есть первобытная магия, но ни грамма вульгарности; дивные вязаные и меховые вещи, напоминающие камень, мох, свалявшуюся шерсть животного, потому что Маккуин часто говорил, что природа лучший художник. Платья и топы словно собранные из осколков разбитых зеркал — похожие были в коллекции VOSS 2001 года и не только. Как-то ему удалось с равным мастерством воспроизвести и эстетские викторианские силуэты, и брутальные первобытные формы, и идеальный крой жакетов, и словно прилипшее к телу кружево, напоминающее татуировку. Вспомнил он и то самое платье из упаковочного пластика, который был за недостатком ткани использован Маккуином в тех же самых «Птицах», и здесь этот условный пластик появляется не раз, причем предстает красивейшим материалом, кстати, и в мужской части коллекции тоже.
Мужская часть вообще достойна отдельного восхищения. Кожаные плащи, подпоясанные шнуром, и надвинутые глубоко на лоб кожаные шляпы (вероятно, отсылка к тем самым детективам, что ловили Джека Потрошителя в викторианском Лондоне) в начале коллекции и костюмы с остроплечими приталенными пиджаками, нереальной строгости и расслабленности одновременно. Идеальный крой, которым славился Маккуин воспроизведен без единой погрешности, только чуть смягчен, ровно настолько, чтобы не потерять своего совершенства.
Три последних платья — желтое, синее и черное, похожие на металлические панцири, надетые на прелестных пришельцев-роботов — скорее всего отсылка к «Плато Атлантис». И непонятно почему, они едва ли не самые трогательные вещи во всей огромной коллекции. И это снова «роднит» Макгирра с Маккуином, героини которого всегда были трогательными до слез.
Чего НЕ было в этой первой коллекции: шотландских клеток, забинтованных голов, рогов, роботов, откровенных бампстеров, роскошных маккуиновских платьев из водопада кружев и воланов. Ну то есть, Макгирр не использовал ни единого запрещенного приема. А ведь мало кто удержался бы от такого соблазна. За что ему респект!
Макгирр не без помощи стилиста показа Мари Ше посмотрел на готическую, сумрачную эстетику, Маккуина со стороны, с позиции сегодняшнего и без того не самого простого времени и добавил чуточку комфорта и света. Ничего не опошлил, нигде не сфальшивил. И сразу сыграл по-крупному, не прося пощады и скидок на первый раз. И выиграл, чего уж.