Письма римского друга
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT
В воскресенье Алессандро Микеле показал свою первую коллекцию для Valentino. И хотя его личный стиль узнаваем с полувзгляда, коллекция сезона весна-лето 2025 выглядит очень по-валентиновски. И, по мнению Марины Прохоровой, очень по-римски.
Коллекцию под названием Pavillon des Folies, «Павильон безумцев», показали в полутемном пространстве, заставленном прикрытой тканью мебелью и напоминающем заброшенное здание. Изумительный, дающий сложные световые рефлексы пол из разбитого зеркала — работа художника Альфредо Пирри с названием Passi, «шаги». В неверном свете отражались прежде всего узнаваемые и очень характерные для Алессандро Микеле приметы бескомпромиссного и временами кэмпового максимализма. Блестки и парча, перья, бахрома и мех, серьги, бусы и браслеты в пять рядов, брелоки даже на завязках туфель и, конечно, умилившие всех сумки-котики. Точь-в-точь керамические копилки с прилавка провинциальной барахолки. Многие из этих побрякушек были, впрочем, тревожными, а не умильными. К примеру, мушки на вуалях оказались крупными, как фингалы, а каппы под носами и на губах в отблесках света порой казались потеками крови — золотой и драгоценной, конечно же.
Но все вышеперечисленное — чистой воды стилизм, кунштюки и съемный декор. Без крепкой основы долговременного успеха такие стилистические выдумки принести не в состоянии. Конечно, у Алессандро Микеле к побрякушкам любовь искренняя и настоящая, и это чувствуется. Но все же всегда в его коллекциях можно было увидеть, что под наворотами не очень даже и скрываются прекрасно выкроенные и сшитые костюмы и пальто, изысканные платья и блузы. И никакое буйство принтов не в состоянии скрыть тонкость пропорций, изящество силуэтов и выверенность деталировки. А уж самые кричащие бусики не скроют это тем более.
Так вот. Под действительно типичным для Алессандро Микеле декором видны вещи, сделанные с большим уважением и пониманием стилистики дома Valentino. Эти вещи не копируют коллекции, созданные Валентино Гаравани в 1970-х годах, но передают настроение и принципы гламура той эпохи. Его энергичность и динамику, легкость, романтичность — и элегантность, уж простите за это странное сейчас, но совершенно естественное для семидесятых слово. И конечно, источники вдохновения для нынешней коллекции можно увидеть на старых фотографиях нарядов Valentino. Все эти развевающиеся платья в ярусных оборках и плиссировках, восточные узоры на тканях, нескрываемые роскошь и богатство. И платья знаменитого цвета «красный Валентино», само собой тоже.
Valentino, весна-лето 2025
Valentino, 1960-70-е
И вот тут хочется напомнить, что родившийся в Ломбардии и отучившийся в Париже Валентино Гаравани в 1960-х вернулся не просто в Италию, а в Рим. И стал представителем именно римского фэшн-дизайна. А Алессандро Микеле римлянин до мозга костей. И вот это наслоение декора, это показное богатство, которое видно, даже если дизайнер сшил джинсы с рубашкой, — это именно римские черты. Главное достоинство римского стиля в том, что за всей этой демонстрацией блеска и сияния лежат наслоения культурных пластов, воспоминаний о кардинальских дворцах, библиотеках, парках и сокровищницах, о достоянии, накапливаемом тысячелетиями. И Алессандро Микеле удается сочетать это культурное, даже скорее высококультурное наследие со стилистикой современных музыкантов и художников, а еще с китчем — искренним, очаровательно наивным уличным представлением о красоте. Кстати, особенно видна любовь дизайнера к книжникам и умникам по небольшой мужской части нынешней коллекции. Изящные тонкие мальчики в очках, пиджаках и кардиганах, аккуратных джинсах и простых пальто (ну и в бусах, без них жить скучно) явно демонстрируют свою склонность к интеллектуальным занятиям. А женщины как будто просто лучше мимикрируют.
При всем при этом коллекция Valentino учитывает модные тренды. Все на месте. Вернувшиеся после нескольких лет отрицания меховые пальто и накидки — на выбор. Колготки красные и кружевные белые — как по методичке. Очень коммерчески перспективная идея носить по две сумки сразу — пожалуйста,: в нескольких, не всегда стилистически очевидных, вариантах. И стиль 1970-х явно будет очень актуален в следующем году, и гламурные вариации на тему бохо вполне можно причислить к главным трендам 2025 года.
И все это смешано в нынешней коллекции не просто очень умело, но со страстью и удовольствием — дизайнеру явно нравится его работа. В результате набралось аж 85 луков, и на последнем выходе модели толпились на небольшом пространстве между завешенной тканью мебелью и зрителями как на светском суаре, едва пробираясь в заданном сценографом направлении. Но это мило и тоже по-микелевски — он же максималист, ему трудно останавливаться.
Из всего выше написанного понятно, что я люблю Алессандро Микеле и меня не укачивает от его последовательной принципиальной избыточности, раздражающей многих. И дело не только в том, что я тоже барахольщица. Мне кажется, что все, что делает Алессандро Микеле, — это очень про Рим. А самое главное в Риме то, что он вечный город. В нем в единое целое сведено просто все, от античности до брутализма, так что не разъять. Попадая в Рим, понимаешь, что миг длится тысячелетиями, течения времени нет, и значит, окончательной смерти нет тоже. Конечно, фэшн-дизайн не может в полной мере передать это ощущение обнимающей тебя всемогущей силы. Но Алессандро Микеле понимает эту вечную суть Рима лучше многих, и ему удается передать ее через многослойную увешанную украшениями одежду.