С чистого листа
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Все смешалось в доме Valentino — леопард и пайетки, восточный колорит и дух рок-н-ролла, хиппи и первые леди. Это новый креативный директор Алессандро Микеле настраивает, как он сам выражается, инструменты — скоро его «модный оркестр» заиграет в полную силу, а пока нам предлагается ознакомиться с «нулевой» коллекцией Resort 2025, своеобразными набросками дизайнера. Алене Важениной, впрочем, самыми интересными в этом черновике показались как раз неисписанные страницы — а именно полностью белые образы. И не только потому, что все гениальное — просто.
Сегодня, в последний день недели моды в Милане, Алессандро Микеле — новоиспеченный креативный директор Valentino — внепланово выпустил лукбук Avant les Debuts, или «До начала», где, как утверждает он сам, примерно (хотя объем коллекции — 171 образ — вполне позволяет сказать, что обстоятельно) разметил то, как будет выглядеть итальянский дом под его предводительством. На фоне довольно привычных для дизайнера пестрых цветочных узоров и цветных пайеток, многоступенчатых рюшей и логотипов, замаскированных под абстрактные ретропринты, в линии особенно выделяется серия белых образов. Они — единственные, за чем Алессандро закрепил четкий референс; все остальные комплекты — его свободный пересказ наследия Валентино Гаравани. Те самые неуловимые и до невозможности пресс-релизные «римская роскошь, красота и изысканность», приправленные, впрочем, авторским соусом Микеле, без обиняков выдающим в нем дипломированного художника по театральным костюмам.
Valentino Resort 2025
Совсем другое дело кипенно-белые пальто и платья, а также юбочные костюмы с балетками, которые словно когда-то были белыми, но уже слегка пожелтели от времени. Это микелевский оммаж знаменитой кутюрной коллекции весна-лето 1968, которую Валентино Гаравани без затей озаглавил Collezione Bianca, хотя на поверку в ней встречался и бежевый, и цвет слоновой кости. Принято считать, что именно эта линия принесла Valentino, существовавшему на тот момент восемь лет, мировую славу. Журнал Vogue, в частности, утверждает, что это после нее за Гаравани — вечно загорелым и улыбчивым итальянцем — закрепился статус «шейха шика»; хотя в действительности это пошлое прозвище ему много позже, уже в 1980-х, подарило издание WWD — Кэти Хорин вспоминает, что тогдашний главред журнала Джон Фэйрчайлд был не прочь подколоть модельера, так что едва ли это был чистый комплимент.
Valentino, весна-лето 1968
Аристотель Онассис, Жаклин Кеннеди, 1968
Жаклин Кеннеди
Однако есть и факты бесспорные. Так, в платье именно из этой коллекции в том же 1968 году Джеки Кеннеди осыпали рисом (для плодородия) и сахарным миндалем (на счастье), когда та выходила из часовни, где только что сказала «да» Аристотелю Онассису. С короткой плиссированной юбкой и длинными рукавами, украшенное кружевом шантильи и дополненное аккуратным бантом вместо фаты — так выглядел образ, ознаменовавший пик дружбы между итальянским дизайнером и экс первой леди США. И до свадьбы с греческим миллиардером Джеки, уже покинувшая Белый дом и переехавшая в Нью-Йорк, несколько лет как носила платья Valentino. Однако именно это белое платье заставило современных модных журналистов перевирать историю: утверждать, что коллекцию Collezione Bianca Гаравани создал, глядя на то, какой гипнотический эффект на женщин оказал светлый образ миссис Онассис. Впрочем, понять их можно — полностью белая линия казалась кляксой в творчестве страстного поклонника красного. Сам же поклонник видел в ней «признание в любви кутюру».
Valentino Resort 2025
Дух Жаклин Кеннеди-Онассис в лукбуке Valentino Resort 2025 продолжает говорить с нами, пусть и намеками. Учитывая то, как легко Микеле в свое время возвел в ранг хитовых посвященную ей модель сумки Gucci The Jackie 1961, дизайнер и правда питает к экс первой леди США особый пиетет. Кажется, что тюрбаны имитируют ее шляпы-таблетки, крупные пуговицы на белых пальто напоминают те, что пришивал к костюмам Джеки Олег Кассини. И конечно, нужными штрихами в этих набросках выступают нити жемчуга, одинаково любимые Жаклин и Алессандро. И все же в первую очередь Микеле признается здесь в любви Валентино. Например, почти в точности повторяет образец из Collezione Bianca пальто с металлическими V на накладных карманах — кутюрная коллекция весна-лето 1968 была, к слову, первой, где культовый логотип использовался в качестве декора на одежде. Почти точной копией той, что была показана в «белой линии», выглядит и обувь — белые туфли на низком ходу с бантами. Узнаваемы низкие перчатки и ажурные колготки — в таких для Vogue в том же 1968-м позировала актриса Мариса Беренсон.
Valentino, весна-лето 1968
Valentino Resort 2025
Valentino Resort 2025
Valentino Special One-Off Couture Collection, 2014
Valentino, весна-лето 2020
Valentino Special One-Off Couture Collection, 2014
Разумеется, коллекции Collezione Bianca уже отдавали дань уважения предшественники Микеле: Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли. В частности, ей они посвятили специальный кутюрный показ дома в Нью-Йорке в 2014 году. Тогда, десять лет назад, Валентино Гаравани сказал, что белый цвет — самый сложный: «Если ты что-то сделаешь не так, если это будет сделано не идеально, это будет катастрофа». Минималистичную коллекцию дуэта он оценил высоко. Действительно чистый лист, с которого, по идее, могла бы теперь начаться новая глава дома. Но у Микеле, как мы знаем, о минимализме свои представления, и его чистый лист впору сравнить с той же кляксой. И это, если подумать, уже узор.