Одна она
ФОТО:
ТУРКИНА ФАСО
Всего несколько дней назад в Музее Виктории и Альберта открылась выставка NAOMI in fashion. Фотограф Катя Туркина уже осмотрела экспозицию, чтобы лишний раз убедиться: Наоми Кэмпбелл в мире моды не нужна даже фамилия, ведь за одним ее именем — целая эпоха.
Западный Лондон, десять часов утра. Субботняя чашка кофе только что взбодрила для похода в Музей Виктории и Альберта, где сегодня в центре внимания — женщина, модель, муза. Манекенщица, как говорили в 90-е, когда ее карьера была в самом расцвете. Если говорить совсем коротко — Наоми.
«Как я могла объяснить маме, что я делала в центре города, и вообще это все казалось нереальным...» — слышится голос Наоми прямо из стены, на которой развешаны фотографии из ее юности. Голос рассказывает о том, как началась ее карьера. Во время прогулки по Ковент-Гардену с подругами юную Наоми заскаутила Бет Болдт. Хотя до этого у Наоми уже был опыт работы в шоу-бизнесе, ее карьера взлетела именно после этой встречи и нескольких работ для ELLE.
В темных комнатах уютно расположилась целая эпоха. Здесь не просто история гардероба. Это история моды, всем знакомые имена и легендарные наряды. Вещи, которые сложно носить, в них нужно войти в образ, найти ритм и дать им именно то движение, которое оживит их, завершит задуманное дизайнерами. Именно поэтому Наоми любили модельеры — одежда вступала в симбиоз с моделью, едва ткань соприкасалась с кожей. История начиналась с силуэта и продолжалась в походке, завершалась энергией взгляда. Помимо вещей под стеклом — слайды с показов, которые когда-то рассматривали в редакциях после шоу каждого сезона, модные обложки, архивные портреты, немного личных вещей. Интересно, что в основе этого выставочного проекта — коллаборации с дизайнерами, шик и роскошь, успех, публичная персона, не повседневная Наоми. Хотя, когда путешествуешь внутри этого мира моды, о котором многие мечтают, понимаешь, что повседневности здесь не место. Это о мечте, которую не загадывал, но она сбылась.
Наверное, чтобы узнать что-то о Наоми как человеке, можно почитать мемуары тех, кому доводилось с ней работать, начиная хотя бы с Долецкой. Но, как я уже подчеркнула, это история не о реальном человеке, а о персонаже, о героине глянца и шумных вечеринок. И у этой героини нет изъянов, есть только образ. Ее блестящее стройное тело, кажется, всегда выглядит так, как будто натерто воском, а перья, блестки, шелка, кожа и леопард — это просто чтобы удивить зрителя, ведь Наоми выглядит сногсшибательно и без всего этого. И она это знает. В сувенирном отделе на выходе можно найти плакат с полностью обнаженной моделью — ее тело, ее дело. И ее бизнес. Тем, кто хочет прикоснуться к мечте, окунуть кончики пальцев в модную мишуру, помимо плаката или каталога выставки в виде книги в твердой обложке можно купить футболку, сережки, даже магниты. И в этом отделе люди застревают дольше, чем в основной экспозиции. Всем хочется кусочек звезды навынос.
Но вернемся внутрь. В первом зале за стеклом — воссозданная комната в отеле Claridge’s, где часто жила Наоми в 1990-е: расписание самой успешной модели эпохи не давало бывать дома, так что отели стали единственным возможным убежищем. Оттого в ее чемодане были самые свежие и модные наряды, сумки, туфли, украшения, книги, CD, плакаты, куча всяких мелочей, чтобы почувствовать себя уютно.
Щемящий голос Джорджа Майкла, напевающий Freedom, и на экране нарезка с показов, журнальных и рекламных съемок и других бэкстейджей. Все улыбаются, красивые, молодые, успешные. Вспышки, шампанское, сигареты. Проходим дальше, и там целая комната вещей, созданных специально для супермодели ее крестным отцом в мире моды — Аззедином Алайей. Трогательно. И очень красиво. В других темных и уютных отсеках первого этажа расположились легендарные платформы Вивьен Вествуд, платье-машина Mugler, Saint Laurent, Chanel. Все это выглядит очень современно и определенно имеет общие черты, несмотря на то, что создано разными дизайнерами, ведь создавалось все это для нее или как будто для нее.
В конце первого зала — экран с интервью, и там знакомые олдскул-герои типа Хэмиша Боулза и Донны Каран. Все, разумеется, рассказывают о том, какая Наоми легенда. Закрывает первый этаж видео, где Наоми вышагивает с общественных работ в длинном обтягивающем серебряном платье Dolce. За неделю до этого она швырнула в голову своей горничной телефоном, потому что та не могла найти ее джинсы. Модель приговорили к неделе общественных работ. Наоми связывает это поведение с тем, что в тот момент она была на грани и в ее жизни было «все или ничего». Речь идет об образе жизни, который тогда было модно вести: тусоваться, принимать запрещенные вещества, давать себе полную волю. Как говорит сама Наоми, она признает и трезво (уже) оценивает этот поступок, за которой она должна была расплатиться. Но эти общественные работы закончились эпично. Каждый ее поход на общественные работы сопровождают папарацци, и каждый новый день дизайнеры присылают ей наряды, чтобы она вышагивала перед фотографами. Последний день оказался успешным для серебряного платья Dolce & Gabbana, которое буквально вошло в историю, а вот Наоми из неприятной истории вышла если и не совсем сухая, то уж точно во всем блеске.
Лестница наверх ведет в совершенно другое пространство, это круглый белый зал с высоченными потолками. В начале экспозиции второго этажа встречает черная величественная масса из ткани над ступеньками. При плохом зрении это выглядит именно так. Хотя на самом деле это огромное черное платье два метра в диаметре, сделанное для Наоми Демной в 2022 году.
По периметру — вновь вещи, вещи, вещи, а также подтверждения активистской деятельности и активной гражданской позиции, например фотографии с Нельсоном Манделой. Дальше чистый визуальный восторг, на всех настенных экранах большие, яркие, сочные, смелые фотографии — именно так раньше снимали моду. Здесь Наоми в леопардовом костюме и бежит с леопардом наперегонки, здесь она юная на обложке журнала TAXI, обнаженная, нарядная, игривая, сексуальная, сильная и уверенная смотрит в упор с фотографий Патрика, Питера и других великих.
В завершение путешествия в мир мечты — игровая интерактивная конструкция, где можно поучиться подиумной походке у главной героини. Наоми дает инструкции с экрана... всего несколько простых правил про то, как себя нести, куда смотреть, что чувствовать. К моему удивлению, многие с удовольствием вышагивают перед камерой и смотрят на себя в экраны после, сравнивая с идеалом.
И для тех, кто хочет большего, плейлист от Наоми на Spotify. На выходе кто-то немного пританцовывает, кто-то мечтательно пересматривает ее подиумные проходки, кто-то, сдвинув брови, возможно, завидует, кто-то открыто выражает скепсис, другие чистосердечно восхищены, им хотелось бы окунуться в этот мир красоты и блеска хотя бы на момент. В магазине сувениров у мужчины в элегантном субботнем бежевом костюме срывается с языка фраза: What a fabulous life! Его жена молча долистывает книгу о выставке, едва касается металлических сережек, но оставляет их на месте, молча кивает. Не поспоришь.