Почему Демна Гвасалия ушел из ?
16 сентября стало известно, что Демна Гвасалия покидает бренд Vetements, сооснователем и креативным директором которого он являлся последние пять лет. Мы попросили экспертов моды, которые так или иначе работали с Демной — журналистов и байеров, — порассуждать о том, с чем может быть связан его уход, почему это важно и что будет после.
Ольга Михайловская,
fashion-журналист, основательница и автор телеграм-канала Front Fashion
Я считаю, уход Демны из Vetements — это уже крах бренда. Начало краха было года два назад, когда стало ясно, что все эти вещи плохо покупаются. То, что происходит сейчас, — просто такая фиксация, некая хитрость: Vetements как будто не хотят объявлять о закрытии или начинать процедуру банкротства при Демне, пока он стоит во главе. Это лишнее доказательство того, что просто на хайпе нельзя долго существовать. Хайп — это краткосрочно, поскольку это всегда истерика, а истерика заканчивается в секунду, это медицинский факт. Уход Демны из Vetements — фиксация завершения той самой истерики, которая на самом деле закончилась давно. Срок подобного модного хайпа — года три максимум. Год уходит на раскачку, год бренд находится на пике, потом — начинает сползать вниз: для Vetements все рухнуло не сейчас — мне кажется, года полтора назад стало понятно, что это все плохо продается. Сначала они увели активы в Швейцарию, в прошлом году, — очевидно почему: чтобы платить меньше налогов. Мне кажется, это был такой подготовительный маневр. С просчетом у них все отлично. Поняв, куда все это катится, они не смогли вытянуть бренд. Сейчас это такая ширма.
Не думаю, что Vetements объявят о закрытии бренда, — скорее, все аккуратно сведут на нет. Когда не будет Демны, не будет и внимания к бренду. Соответственно, кому до этого будет дело?
Vetements SS20
Татьяна Стрекаловская,
владелица SVMOSCOW
Эта новость неожиданная, потому что они всегда делают все красиво и профессионально и от них любая новость, от маленькой до большой, — сюрприз. Но для них решение, конечно, — взвешенное. Они очень близки и, конечно, все заранее продумали. Уверена, что бренду Vetements эта новость никак не повредит. Заменять Демну нет необходимости: это первый совместный проект братьев: конечно, они будут за ним следить, каждый по-своему. Я думаю, за уходом Демны стоит новый интересный проект, о котором мы все скоро узнаем: работой в Balenciaga он не ограничится.
Ольга Карпуть,
основательница и байер концепт-стора КМ20
В профессиональных кругах давно ходили слухи о возможном уходе Демны из бренда, и даже несмотря на это для многих, в том числе и для меня, такой выбор дизайнера стал неожиданностью. Стремительный взлет бренда сыграл основную роль в развитии Демны. Первые сезоны показали невероятный результат с селлаутом — 98%! В конечном итоге хайп постепенно спал, и Vetements превратился в просто классный бренд со среднестатистическим селлаутом, который нужно иметь в своем бренд-листе любому модному магазину.
Было бы интересно посмотреть на новый проект Демны, если он на него решится. Этому талантливому и гиперуспешному дизайнеру однажды удалось перевернуть fashion-мир — возможно, у него получится сделать это еще раз. Похоже, придется обновить наш легендарный корнер!
Севада Восканян,
главный редактор ÖMANKÖ
Уход основателя бренда без явных на то причин — всегда большая неожиданность. Но в случае с Демной и Vetements это не совсем так. Было очевидно, что бренду нужны изменения: делать продажи на эпатаже и дефиците с каждым годом получается все сложнее и сложнее. Заявление брата Гвасалии кажется правдивым. Успевать делать коллекции и для Balenciaga, и для Vetements — задача не из простых. Вполне возможно, что Демна не только углубится в текущую работу, но и приступит к новым проектам. В 2018 году дизайнер дал такой комментарий: «Я отличаюсь от других дизайнеров тем, что склоняюсь к прагматизму. Мир моды — вымышленный, а мое видение всегда гиперреалистично. Я не хочу жить в какой-то мечте. Мой мир реален, иначе я умер бы от скуки». Может, ему просто стало скучно?
Как именно это отразится на продажах, пока сложно сказать что-то конкретно. Бренд Vetements, как я уже говорил, строился на искусственном дефиците и эпатаже, но и при этом сам «модный дом» начинался как что-то очень ироничное, похожее на социальный эксперимент. Продержать его так долго — уже определенный успех. Мне никогда не было понятно, что ожидать от «ветмо» в текущем сезоне, а давать прогнозы после ухода Демны кажется занятием почти безнадежным.
Vetements SS19