Blueprint
T

Ральф Лорен от А до Я

ТЕКСТ: Антон Данилов

Уже больше полувека Ральф Лорен как никто другой определяет американскую моду — и аристократичную и демократичную. Рассказываем, как сын еврейских иммигрантов сплел в единый узор все культурные коды Америки и заработал на этом миллиарды.

В 1957 году, заполняя выпускной альбом, в графе «Кем я хочу стать» Ральф Лорен написал только одно слово: «миллионером». Не сбылось: Лорен стал… миллиардером, и сегодня, 61 год спустя, его собственная модная империя из 400 магазинов и 30 тысяч сотрудников празднует полувековой юбилей. Рассказываем, из чего складывался успех культового американского дизайнера и гения модной индустрии.

А

Б

Американский стиль

Белоруссия

Ральф Лорен считается создателем так называемого американского стиля в одежде — расслабленного, комфортного, при этом нарядного. За полувековую историю бренда в его коллекциях были шерстяные костюмы, удлиненные свитеры, охотничьи куртки, футболки, смокинги, рубашки поло… Впрочем, совершенно, казалось бы, непохожие части пазла все равно сложились в яркую картину, меткое описание которой подобрала журналистка Джоан Джулиет Бак. «Одежда, в которой клиенты смогли бы чувствовать себя уверенно — и при этом не выглядеть так, словно они часами подбирали свой наряд», — писала она в американском Vogue.



Ральф Лорен родился в Нью-Йорке 14 октября 1939 года в семье белорусских евреев, сбежавших в Америку в начале 1920-х годов. Отец Ральфа Франк Лифшиц родился в Пинске, а мама Фрида Котляр — в Гродно. Ральф был четвертым и самым младшим ребенком в семье. Позже, когда старший сын Джерри решил взять гораздо более благозвучную фамилию Лорен, средний Ленни и младший Ральф последовали его примеру. «Когда я был маленьким, другие дети в моей фамилии отчетливо слышали слово shit, и это казалось им очень смешным», — рассказывал дизайнер в интервью Опре Уинфри.




В

Вечерние платья

В 1996 году Ральф Лорен принимает решение обновить линию вечерних платьев, включив в нее экземпляры, достойные главной красной дорожки года — «Оскара». Так он стремился повысить и без того высокие продажи бренда — ведь звезды, позируя в сказочно дорогих нарядах Ralph Lauren Collection, попутно рекламировали и более доступную вторую линию марки — Polo Sport. Одним из самых знаменитых платьев той эпохи стало розовое макси Гвинет Пэлтроу, в котором она получила свой первый (и пока единственный) «Оскар» за роль в фильме «Влюбленный Шекспир» в 1999 году. Запомнилось публике и переливающееся платье Кейт Уинслет, в котором актриса появилась на церемонии в 2016 году, когда была номинирована за роль второго плана в фильме «Стив Джобс».






Г

Галстуки

Полвека назад американские шишки из мира политики и бизнеса носили тонкие «селедки», в то время как мужчины по другую сторону Атлантики уже вовсю примеряли широкие kippertie — и Лорену их стиль очень нравился. Идея привить британскую моду американцам выстрелила не сразу: Ральф и его странные галстуки получили два отказа от крупных швейных компаний. Успех пришел на третий раз: компания Beau Brummell поверила в 28-летнего дизайнера и согласилась обеспечить пошив. Его kippertie были настолько необычными, что приходилось показывать, как их правильно завязывать — «так, чтобы узел набухал под самым воротником». Позже пришлось изменить и саму сорочку, чтобы широкие галстуки смотрелись на ней лучше. Собственно, именно с них и началась история бренда Ralph Lauren, который до этого назывался гораздо проще — Polo Fashion.





Д

Дети
(Эндрю, Дилан
и Дэвид Лорен)



У Ральфа Лорена и его жены Рики-Энн Лоу-Бир трое детей: сыновья Эндрю и Дэвид и дочь Дилан. Старший Эндрю стал продюсером, средний Дэвид Лорен продолжает дело отца и трудится на посту исполнительного вице-президента империи Ralph Lauren, отвечая за рекламу, маркетинг и PR во всем мире. Дочь дизайнера Дилан открыла собственный магазин сладостей, который назвала не сильно оригинально — Dylan’s CandyBar. Он, как хвастает официальный сайт, «самый большой в мире».





Жёны президентов

Ж

Первые леди США всегда любили наряды Ральфа Лорена — самого патриотичного из всех американских дизайнеров. Появиться на публике в его одежде — значит не прогадать и не нарваться на критику. Наряды от Лорена носили и подчеркнуто строгая Бетти Форд, и обаятельная Нэнси Рейган. Позже в его одежде выходили и Хиллари Клинтон (которая, кстати, особенно часто носила костюмы во время предвыборной гонки два года назад), и даже Мишель Обама. Ее черное платье на встрече с Елизаветой II в 2011 году стало одним из самых известных творений дизайнера.


В ноябре 2016-го, когда Дональд Трамп стал 45-м президентом США, пресса с новой силой принялась обсуждать автора дебютного наряда для Мелании в статусе первой леди. Еще во время кампании от сотрудничества с Трампами отказались Том Форд, Марк Джейкобс, Джозеф Альтузарра, Филлип Лим и Умберто Леон из Kenzo. Позиция Лорена долго оставалась неясной: ни дизайнер, ни его пресс-секретарь не комментировали происходящее. Позже, когда стало известно, что именно его бренд и сшил знаменитое голубое платье, Twitter вспомнил хештег #BoycottRalphLauren, но было поздно: Мелания стала еще одной первой леди США, рекламирующей наряды дизайнера. Интересно, что на церемонии присутствовала проигравшая гонку Хиллари Клинтон, одетая в костюм от… Ralph Lauren.






З

заболевание

В 1987 году дизайнеру поставили диагноз «опухоль мозга». Операция была назначена сразу после осеннего показа, и до нее врачи не могли определить природу заболевания и сказать точно, каким было новообразование: доброкачественным или злокачественным. Вмешательство прошло успешно, дизайнер полностью оправился, и сегодня о том страшном времени неопределенности напоминает только длинный шрам по линии роста волос. В начале 1990-х Лорен основал благотворительный фонд Polo Ralph Lauren Foundation, работа которого — это помощь в выявлении рака на ранней стадии, помощь в лечении и повышение уровня осведомленности. Позже, когда от рака скончалась близкая подруга Лорена, появился Pink Pony Fund — еще один благотворительный фонд, помогающий женщинам бороться с раком груди.






И

Индейцы

Важное место в творчестве Ральфа Лорена занимают этнические мотивы индейцев — коренных жителей Северной Америки. В 1978 году появилась коллекция Western — одна из самых знаменитых фантазий Лорена на тему Дикого Запада. В ней (и много раз позже) дизайнер соединяет совершенно несовместимое — стиль племен навахо и пуэбло со стилем их заклятых врагов-колонизаторов — ковбоев. Кожаные ремни с серебристыми пряжками кончо, свитеры с традиционными рисунками, кожаные куртки с бахромой, жилеты, подбитые овчиной, пальто в этнических орнаментах, юбки со сборками и целая коллекция аксессуаров — все это почерпнуто у индейцев. Саундтреком показа стало классическое кантри Джина Отри Back in the Saddle Again, и публика несомненно была очарована. «Я всегда интересовался всем американским, это моя тема. А началось все с индейских покрывал: мне очень нравились сочетания цветов, их материал», — объяснял дизайнер. Через 10 лет после триумфального шоу Американский музей народного искусства вручил Лорену особую награду — «За новшества, разработки и достижения в американском дизайне».






Костюмы

К

Империя Ralph Lauren выросла из небольшого дела по пошиву галстуков, сорочек и костюмов. Все это, разумеется, предназначалось для мужчин: женской одежды в первых коллекциях американского дизайнера не было. На ее создание Ральфа Лорена вдохновила жена Рики. «Я хотел подарить ей мужской пиджак и рубашку, но она была худенькой девушкой, четвертый размер, подходящих вещей нигде не было», — признавался Лорен. В итоге первая женская коллекция Ральфа Лорена появилась только в 1971 году и состояла почти целиком из костюмов. Они были совсем не такими, как знаменитый le smoking Ива Сен-Лорана, в них напрочь отсутствовала нарочитая, показная сексуальность — ее заменяла непринужденность. Костюмы были сшиты не из гладкой черной шерсти, а из серой фланели и шотландского твида. Их украшал классический для мужской моды узор «елочка» или шотландка в бежево-коричневой гамме — орнаменты, прежде не свойственные женскому гардеробу. И публика была в восторге: женщины буквально влюбились в новые костюмы, словно взятые из шкафа мужа, что особенно важно на фоне женской эмансипации конца 1960-х годов. Новой манере одеваться даже посвящали целые статьи, в которых костюмам Ральфа Лорена находили конкретные применения или описывали, «как носить их шестью разными способами в течение шести дней — и не выглядеть при этом замотанным жизнью» — так пишет Кэтлин Бейрд-Мюррей в своей книге про дизайнера.







М

Л

логотип

мужская одежда

Впервые знаменитый логотип бренда — игрок в поло на лошади — появился в коллекции 1971 года. Лого дает четкое представление об одежде Ralph Lauren — дорогой, но в то же время довольно простой; модной — но не зависящей от скоротечности моды. Как написали бы в плохом пресс-релизе, логотип отлично отражал ценности компании, ориентированной на богатых и успешных, — ведь что может быть более благородным, чем игра в поло, излюбленное развлечение британской аристократии? С самого появления вышитый игрок в поло не менялся, и это сделало его одним из самых узнаваемых логотипов в мире моды. За почти 40 лет у него даже появились подражатели: например, бренд U.S. Polo Assn. и их логотип — два игрока в поло. В 2005 году бренд Ralph Lauren подал в суд на конкурентов, ведь их лого был (и остается) зарегистрированной товарной маркой. Судья, правда, встал на сторону ответчика, постановив: U.S. Polo Assn. права модной империи Ральфа Лорена не нарушает.






Интерес к моде для Ральфа Лорена был чем-то глубоко личным, идущим из детства. Его собственными иконами стиля были образчики типично британской моды: актер Кэри Грант, герцог Виндзорский, Фред Астер. Любимым брендом был классический Brooks Brothers. Окончив школу, Лорен устроился работать в универмаг Allied Stores, но довольно быстро перешел на службу в бутик любимой марки одежды — где, собственно, и был куплен его первый костюм. Ему нравилось то, как бренд создавал вневременную моду. Он видел, как в магазин костюмов приходили совсем юные парни просто потому, что так делали их отцы. Мужской костюм от Brooks Brothers — классический, но не лишенный доли щегольства и франтовства, — и стал основой творчества Ральфа Лорена. Первая полноценная коллекция мужских костюмов была запущена в 1968 году, и публика приняла ее с восторгом. Через год Ральф Лорен открыл магазин костюмов Polo by Ralph Lauren, а еще через год получил свою первую награду Coty Award, которую присуждает модная пресса. Тридцатидвухлетний дизайнер из Бронкса победил в номинации «Наивысшие творческие достижения в дизайне мужской одежды».







награды

Н

С тех пор заслуги Ральфа Лорена модная публика отмечала еще не раз. Среди его главных наград — Coty за дизайн женской одежды, полученная дважды, и целый арсенал из премий Совета американских дизайнеров CFDA Fashion Awards. В 1992 году Ральф Лорен из рук его любимой Одри Хепберн получил награду в номинации «За пожизненные заслуги». «Ральф дал американскому дизайну свою точку зрения и свое достоинство, — говорила она в тот вечер. — Достаточно сказать что-то вроде «прямо как у Ральфа Лорена» — и вас все поймут». В 2007 году, аккурат к 40-летнему юбилею бренда, дизайнер стал обладателем единственной в своем роде премии «Легенда американской моды», которую ему вручила Опра Уинфри. «Ральф — наш император», — сказала на тогдашней CFDA Fashion Awards президент совета Диана фон Фюрстенберг.






Олимпийская сборная

О

Спортивная одежда — еще одна неотъемлемая часть вселенной Ральфа Лорена. В 2006 году его бренд стал официальным экипировщиком Уимблдона, а в 2008-м — автором униформы олимпийской сборной США. В том же году на Играх в Пекине была показана первая олимпийская коллекция, состоящая из жакетов, брюк и юбок в насыщенном темно-синем цвете. Элегантная форма на выход была во всех смыслах идеальной, но без скандала все равно не обошлось: американцам не понравилось, что одежду для спортсменов весьма непатриотично шили в Китае. Вообще-то она всегда шилась именно там, но досталось именно Лорену: американская экономика тогда только выходила из экономического кризиса, и любое упоминание стремительно растущего хозяйства Поднебесной вызывало раздражение. Полностью производство формы удалось перенести в США только к зимней Олимпиаде в Сочи. Форма для Олимпиады в Рио в 2016 году и для Игр в Пхенчхане в 2018-м была, разумеется, сшита тоже в Америке. В 2020 году, когда столицей очередных соревнований станет Токио, американские спортсмены так же, как и раньше, появятся в форме от любимого дизайнера.







поло

П

Не соврем, если скажем, что самой знаменитой вещью Ральфа Лорена стала рубашка поло, выпущенная в 24 цветах. Ему часто приписывают ее авторство — но это, конечно же, не так: рубашку с короткими рукавами на трех пуговицах еще в 1926 году придумал Рене Лакост. В 1980-х годах между брендами развязалась настоящая война, которую Лорен с блеском выиграл. В первую очередь благодаря брендингу: его версия знаменитой рубашки ассоциировалась не со спортом, а с образом жизни аристократов; она стала настоящим символом успеха и воплощенной американской мечты. «Мне очень нравятся эти рубашки. Они такие же сочные, как драже M&M’s», — однажды пошутил дизайнер.







Р

Рики-Энн Лоу-Бир

Ральф и его Рики встретились в 1964 году в одном из самых неромантичных мест — на приеме у окулиста, где она подрабатывала на полставки. Как и Ральф, Рики происходила из семьи эмигрантов — но в ее случае из Австрии. Они поженились всего через полгода после знакомства, когда ему было 25, а ей — 21 (разумеется, в столь юном возрасте для каждого из них это был первый брак). В этом году их союзу исполнится 54 года.








Свитер с медведем

С

Символом бренда стал не только игрок в поло, но и плюшевый медведь. Детскую игрушку, одетую в лучших традициях стиля Ralph Lauren, дизайнеру подарили в 1991 году. И она ему понравилась — так сильно, что он решил сделать принт с медведем частью своих коллекций. Так появился первый свитер с вышитым медвежонком в разных нарядах, от спортивных до официальных, но все как один — точная копия нарядов Ralph Lauren. Самый знаменитый наряд плюшевого медведя — это свитер с изображением американского флага, но есть и поистине коллекционные версии — вроде вдохновленного бондианой Martini Bear.






Иконический свитер Polo Bear полюбился Канье Уэсту: рэпер носил его во время промокампании дебютного альбома College Dropout в 2004 году. Сказать, что его выбор был оригинальным, — ничего не сказать: середина нулевых — расцвет уличной культуры и показной роскоши, оба эти понятия всегда были чужды бренду Ralph Lauren. Вслед за Канье свитер стал носить Дрейк, а за ними стали повторять и рэперы рангом пониже. Феноменальный успех столь простой вещи в хип-хоп-культуре объяснил музыкальный продюсер Just Blaze: «Хотя эта вещь не была создана для нас, часто бывает так, что хип-хоп влюбляется во что-то и присваивает это себе, делая частью своей культуры», — сказал он в 2012 году. Через год принт «плюшевый медведь» вернулся в коллекции бутиков Ralph Lauren и остается там до сих пор.







Т

Твид

В начале 1980-х годов в коллекциях Ralph Lauren отчетливо стало ощущаться его увлечение стилем британской аристократии. Ткань для костюмов (и мужских, и женских) сотрудники ателье дизайнера заказывали в Великобритании: шерсть везли напрямую с сукновален юго-запада Англии и Йоркшира, а твид — из Шотландии. Позднее твидовые жакеты в природных оттенках бежевого, коричневого, темно-зеленого стали еще одним символом бренда. Лорен обнаружил в стиле британской аристократии глубину, которая прекрасно резонировала с его видением моды. Его костюмы — это не только про прекрасное качество материалов и великолепную посадку (в ателье, как говорят, Лорен относился к ней особенно ревностно), но и про образ жизни: спокойный, тихий, размеренный и преисполненный внутреннего достоинства. «На меня повлияла не только британская мода, но и сам британский народ», — говорил Лорен, намекая, видимо, на стиль денди и любимых английских дизайнеров: Харди Эмиса, Мистера Фиша и Джона Стивена.







Успех

У

История о том, как простой еврейский парень из Бронкса выстроил собственную модную империю, и есть самая настоящая американская мечта. Сегодня оборот Polo Ralph Lauren составляет чуть больше 6,5 миллиарда долларов, в то время как личное состояние самого Ральфа Лорена оценивается в 7,2 миллиарда, обеспечивая ему 281-е место в списке богатейших американцев по версии Forbes. До 2015 года Ральф Лорен, владеющий 82 процентами акций предприятия, совмещал сразу две должности — креативного директора и CEO бренда. Стефан Ларссон, ставший преемником Лорена на этом посту, продержался на нем два года: в феврале этого года стало известно, что он покинет компанию «из-за творческих разногласий». Креативным директором бренда стал Кевин Кэрриган, дебютный показ которого прошел в сентябре — тот самый, где модели вышагивали на фоне впечатляющей коллекции роскошных автомобилей самого Ральфа Лорена. Через полгода после шоу Ralph Lauren объявили, что дизайном женской линии бренда займется бывший дизайн-директор Céline Майкл Райдер, покинувший компанию после ухода Фиби Файло.









Фред Астер

Ф

Ральф Лорен, как и любой другой классический битник, страстно любил Голливуд. Его кумиром был актер, танцовщик и просто звезда «фабрики грез» Фред Астер. Его манера сочетать фактурные жакеты, полосатые рубашки, замысловатые галстуки казалась ему образцовой. Она не была простой, но она была естественной — как будто сам Фред собирал свои костюмы на раз-два, без каких-либо усилий. «Я задумал соединить стиль Фреда Астера и Brooks Brothers. Я увидел, что эти идеи начали появляться в магазинах спустя полгода — не потому, что кто-то меня копировал, а потому, что я поймал волну», — говорил дизайнер.







Х

Хайкинг

Ralph Lauren шьет спортивную одежду, но костюмы для хайкинга — предмет особой гордости. Горнолыжники обожают ее не только за удобство, но и за внешний вид: она проста и элегантна. В 1996 году британский Vogue запечатлел ее на своих страницах, сопроводив фото весьма лестной подписью: «Эта одежда настолько хороша, что способна даже из человека с боязнью высоты сделать альпиниста».








Школьный стиль

Ш

Одежда школьников престижных учебных заведений (или, попросту говоря, стиль преппи) стала еще одной обязательной составляющей эстетики Ralph Lauren. Студенческие костюмы увлекали Лорена еще в юности, когда он был поклонником Brooks Brothers — марки, одевающей всю Лигу плюща. Студенты всех восьми вузов лиги, безусловно, были яркими представителями истеблишмента — и хотя бы поэтому живо интересовали дизайнера. Сам он никогда в лиге не состоял, но отсутствие диплома не помешало ему отчетливо нарисовать стиль студентов: темно-синие пиджаки с гербами сочетались с фланелевыми рубашками, вязаные жилеты — с вельветовыми брюками. Универсальной обувью стали туфли-оксфорды, а в свободное от «униформы» время Лорен предлагал носить аккуратные полосатые свитеры.


Преппи Ральфа Лорена позволил всем, кто его носил — даже если о лиге они знали только из радиопередач, газет и журналов, — почувствовать себя членами закрытого кружка студентов и выпускников престижных вузов.






Э

Экран

Ральф Лорен успел дважды посотрудничать с киноиндустрией. Пробой пера стала работа для знаменитого фильма «Великий Гэтсби» 1974 года, главные роли в котором исполнили Роберт Редфорд и Миа Фэрроу. Строго говоря, Лорен не был художником по костюмам — эта работа досталась Теони Олдридж, она-то и привлекла американского дизайнера к созданию костюмов. И Лорен был в восторге: ничто так хорошо не отвечало его собственным представлениям об аристократической моде, чем лента о ревущих двадцатых. Дизайнер шил костюмы не только для главных героев, но и для массовки, а его главной задачей было соединить моду тогдашнюю с модой сегодняшней — чтобы костюмы из эпохи золотого века Голливуда не смотрелись ветошью из закромов костюмерных складов. «Фокус не в том, чтобы герои носили что-то вроде рубашек из моей линии Polo. Фокус в том, чтобы передать дух эпохи. В 1925 году рубашки кроили шире, и лежали они более гладко», — признавался дизайнер в интервью американскому GQ. Олдридж, получившая за эту ленту «Оскара», впоследствии обвинила Лорена в том, что тот присвоил себе ее заслуги, но пресса уже была влюблена в молодого дизайнера: имя Ральфа Лорена прогремело на всю страну, и он сам стал знаменитостью не меньшей, чем актеры этого фильма.






Второй работой дизайнера стала лента «Энни Холл» Вуди Аллена, главную женскую роль в которой сыграла Дайан Китон. Формально и на этот раз художником по костюмам он не был, но это упущение, впрочем, не помешало фильму превратиться в гимн стилю Ральфа Лорена. Во многом, как считает дизайнер, это заслуга игры самой Дайан, сумевшей идеально передать эксцентричный характер героини и ее любовь к мужским костюмам.







Я

яппи

Клиентов Ralph Lauren можно описать одним, но очень емким словом yuppie — аббревиатура от Young Urban Professional Person, «молодой городской профессионал». С первого дня своего бренда Polo Fashion и спустя 50 лет, именно они — молодые, успешные, предприимчивые и в меру консервативные в вопросах стиля и моды — и составляют ядро целевой аудитории дизайнера. В исследовании 2016 года бренд Ralph Lauren вошел в пятерку самых популярных брендов одежды среди богатых мужчин, попав в один список с Calvin Klein, Hugo Boss, Burberry и Giorgio Armani. Дорогая одежда все еще остается мерилом успеха в мире политиков и бизнесменов, и Ralph Lauren может предложить не только качество и практичный дизайн, но и что-то важнее: собственную историю, философию и концепцию жизни. 

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true