Мода, искусство или хайп?
текст:
алена важенина, Глеб Шишеня
Белая майка с треугольником Prada, за которую бренд запросил ни много ни мало $1000, открыла ящик Пандоры. Модные журналисты, авторы Telegram-каналов и их читатели уже больше недели спорят, насколько это справедливо — как в басне, вертят майкой так и сяк, пытаясь оправдать или осудить бренд за такое ценообразование. Масла в огонь подлили и серьги Balenciaga — обычные веревочные шнурки, завязанные бантиком, за $160. Редакция The Blueprint тоже долго обсуждала новинки раздора, пока в конце концов не пришла к выводу, что все это — продолжение одного давнего, известного и вообще-то уже набившего оскомину спора.
«На первый взгляд хлопковая майка Prada из коллекции Fall 2022 выглядит как обычный базовый топ, который можно приобрести у Uniqlo. Что тут происходит?» — озвучивает назревший у всех вопрос журналист Highsnobiety. Он заполучил новую it-вещь на краш-тест и пытается выяснить, какими чудо-свойствами она обладает, если за нее просят в разы больше, чем за многие зимние пальто. В своем обзоре он удивляет читателей тем, что а) майка хороша по длине — ее легко заправить, а можно симпатично носить навыпуск; б) она на совесть прострочена. Но в конце концов автор приходит к плачевному ожидаемому выводу: платить здесь все-таки придется за треугольник Prada, красующийся на груди, нежели за выдающиеся характеристики вещи.
Balenciaga, осень–зима 2022
Prada, осень–зима 2022
Balenciaga
С новыми серьгами Balenciaga история — сюрприз — та же. Если нашумевшая сумка Trash Pouch, которую Демна назвал самым дорогим в мире мусорным мешком, только прикидывается трэшем (а сама на самом деле сшита из телячьей кожи, так что ценник в $1790 можно принять), то это — действительно просто шнурки. И чтобы вы не чувствовали себя обманутыми, Matchesfashion подает их под авторским соусом Демны: «Эти серьги отражают способность дизайнера включать предметы повседневного обихода в ювелирные коллекции дома». Читай: поздравляем — вы обладатель вещи, фиксирующей уникальный дар завязывать шнурки. И всего за $160. С нетерпением ждем следующую новинку сезона — обычное махровое полотенце, в которое кутались модели на показе FW22, — его, по слухам, скоро выставят в витрины Balenciaga за $3150. В копилку бренда еще одна вещь с маржой, кажется, даже не в 100, а в 1000%.
махровое полотенце Balenciaga
Впрочем, все это человечество уже проходило. И спор о шнурках и майках — не что иное, как еще одна итерация вечных прений под названием «Это искусство! Или нет?». Тут спасибо арт-сообществу XX столетия во главе с Марселем Дюшаном, которое долго учило нас тому, что ценность вещи не всегда определяется количеством затраченных на нее сил, человеко-часов и материалов. Дадаисты и концептуалисты весь век прощупывали границы между искусством и НЕискусством. Помещали то писсуар, то стул, то банан на скотче в музейное пространство и тем самым превращали их в арт-объекты. Сегодняшние дизайнеры, очевидно, идут по их стопам. Что будет, если на обычную майку налепить узнаваемый логотип и поместить ее в фешенебельный бутик? А если завязать шнурок в бант и презентовать его от громкого имени? Вынести полотенце на подиум и продать его в 1000 раз дороже себестоимости?
«ФОНТАН» (1917), Марсель Дюшан
«СУШИЛКА ДЛЯ БУТЫЛОК» (1914), МАРСЕЛЬ ДЮШАН
«Один и три стула» (1965), Джозеф Кошут
Исход одинаков: критикуя Марселя Дюшана или Маурицио Каттелана, автора того самого банана, публика возводит их работы в культ; критикуя шнурки Демны — делает то же самое, способствуя их онлайн-популярности и росту продаж. Причем не только шнурков, но и пальто с джинсами. Приему в буквальном смысле сто лет, и он работает как часы. И отдельные дизайнеры успешно им пользуются.
«Комедиант» (2019), Маурицио Каттелан
Вспомните опыт Supreme — их кирпич с логотипом, который в конце концов перепродавали на ресейл-платформах за $1000, — чистой воды реди-мейд. В 2016-м, когда он вышел, модные критики стали называть основателя бренда Джеймса Джеббиа художником, творящим в мире ретейла. Позже он удивит их еще не раз, начав штамповать свое лого на пластиковых пакетах Ziploc, картриджах для полароидов Instax и печенье Oreo, цена за пачку которого будет доходить до $17 000.
Supreme
Вспомните ранние работы Демны в Vetements — как он «перепридумал» курьерские футболки DHL и продавал их по $840 (под всеобщие возгласы «Это гениально»). И его же до талого изношенные (или сожженные?) кеды Paris для Balenciaga — за $1850 (что примерно на $1845 больше, чем предполагает их внешний вид). Их он, к слову, по всем заветам искусства, продавал в строго ограниченном количестве — всего 100 штук, сущий пустяк для такой махины, как Balenciaga.
Кеды Balenciaga Paris
VETEMENTS, ВЕСНА–ЛЕТО 2016
Молился на реди-мейд в моде, как мы знаем, и Верджил Абло с его ремнями — оградительными лентами, украшениями-гайками и икеевскими баулами. Свой свитшот Vlone он и вовсе сравнивал с дюшановским писсуаром. И говорил «Дюшан — мой адвокат» всякий раз, когда его обвиняли во вторичности (хозяйке на заметку). Немного удивляет, когда на территорию хайпа ступают такие исконно высоколобые бренды, как Prada. Хотя в общем-то Миучча никогда не скрывала, что о том, как прокормить свой штат, она думает не в последнюю очередь. Да и Раф Симонс, как мы помним, уже зондировал эту почву — в 2017-м выпустил брендированный скотч за $200. Так что благородный нарратив про логотип без логотипа, которым отмечались первые совместные коллекции дизайнеров, вполне логично сменился обычной логоманией. Простая белая «алкоголичка» обзавелась треугольником Prada и ценником в $1000. Делать деньги из ничего — в конце концов, тоже искусство. Или, как сказал древнеримский поэт, всякая вещь стоит столько, сколько за нее заплатит покупатель.
Кольца OFF-WHITE
Моносерьга AMBUSH
Скотч Raf Simons
Для всех несогласных, озлобленных и обиженных художники давно придумали выход (а заодно нашли, как монетизировать ваше негодование). Используйте спички Бена Вотье, чтобы сжечь, как он завещает на коробке, все эти чертовы реди-мейды.
«Спичечный коробок для тотального искусства» (1966/1968), Бен Вотье
22 АВГУСТА 2022
0