справочник
современного искусства
Как назвать выставку, которая является целостным произведением искусства? Чем отличается выставка, которую курируют художники? И еще 10 терминов в области современного искусства.
Про «Закрытую рыбную выставку» в Центре Вознесенского (спецпроект Московской молодежной биеннале) рассказывать непросто. Этот проект — реконструкция важной для российского современного искусства «Закрытой рыбной выставки» Игоря Макаревича и Елены Елагиной 1990 года. А она, в свою очередь, была реконструкцией знаменитой астраханской «Закрытой рыбной выставки» 1935 года, объединившей работы соцреалистических художников на тему рыбной промышленности. В современной выставке в Центре Вознесенского приняло участие 20 молодых художников института «База» , которые исследовали оба проекта, — и произведения искусства, которые они создали, основаны на исследовании и истории. Куратор выставки Дмитрий Хворостов и автор идеи Ян Гинзбург перечислили The Blueprint список понятий и терминов, без которых будет непросто понять «Рыбную выставку» — как в принципе и большинство проектов в области современного искусства.
Выставка как медиум. Некоторые выставки можно рассматривать как самостоятельный жанр искусства — такой же, как живопись, скульптура или графика. Хорошим примером тут становится творчество Роберта Смитсона — ленд-артиста, который пространство выставки представлял как единое высказывание.
Роберт Смитсон, 2004
Музей Современного Искусства
MOCA Grand Avenue в Лос-Анджелесе,
фото: Brian Forrest
«Закрытая рыбная выставка», Центр Вознесенского
Реди-мейд — один из самых важных терминов. Помните работу Марселя Дюшана «Фонтан» — это и есть первый в истории искусства реди-мейд. Художник берет бытовой предмет и, показывая его в музее или галерее, встраивает его в поле искусства.
Марсель Дюшан, «Фонтан»
Ян Гинзбург, «Приемный мотор в море»
Хистори-мейд. Этот термин появился несколько лет назад в российском художественном контексте. Его придумал художник Анатолий Осмоловский, он описал этим термином один из элементов, на котором строится искусство другого художника, Яна Гинзбурга. Последний использует в своих работах исторические предметы, фрагменты другого искусства либо чужое искусство тоже как элемент своего произведения, то есть он встраивает чужие работы в тело своих произведений либо частично, либо полностью вставляет как объект. Какой здесь механизм создания произведения? Он берет уже принадлежащий истории искусства объект полностью или его часть и дает ему иное описание — в соответствии со своими фантазиями художника.
Работы Яна Гинзбурга
Художник как куратор. Обычно выставку создает куратор. Его задача — показать некоторую объективную реальность. Например, он показывает срез работ других художников, их общие темы и методы, должен убедить зрителей в том, что у этих художников как раз есть что-то общее — и вот это и есть объективная реальность. Но иногда выставку курирует художник — и в этом случае всю выставку стоит рассматривать как его художественное произведение — как, например, картину или скульптуру. Такая выставка не имеет задачи показать объективную реальность, она более субъективна, она преследует интересы самого художника и раскрывает важные для него темы, транслирует его представления о прекрасном.
Реконструкция — воссоздание художественной работы или целого проекта. Можно вспомнить несколько примеров. Куратор галереи XL Елена Селина сделала в фонде «Екатерина» выставку «Реконструкция». Эта выставка реконструировала российское искусство 1990-х и 2000-х. Залы фонда воспроизводили галереи, которые существовали в России в 1990-х годах. На выставке были представлены главные герои того времени: либо реальными работами, либо их документацией. Другой пример реконструкции в мире искусства — работы Ричарда Гамильтона, который сделал несколько точных копий произведений Марселя Дюшана для его ретроспективной выставки в Лондоне. Одну из работ Дюшана было невозможно привезти на выставку, поэтому Ричард Гамильтон сделал точную копию этой работы и провел огромное исследование каждого ее момента, он решил разобраться во всех текстах, документах, которые были связаны с этой работой, и, таким образом, создал реконструкцию не только самой работы, но и смыслов, которые за ней стоят. Получается, что есть несколько ступеней реконструкции: можно воспроизвести формальную сторону работы, то есть ее внешний вид, можно — концептуальную, то есть смыслы, которые за ней стоят, а можно попытаться ее «оживить», продлить дальше, добавить к ней новых смыслов, которые свяжут ее с современностью.
Ричард Гамильтон, копия произведения Марселя Дюшана
Работы Елены Селиной на выставке «Реконструкция» в Фонде Екатерины
Экспонатизм — это термин, который предложил художник Андрей Монастырский как раз относительно той самой выставки-реконструкции Елагиной и Макаревича. В самом широком смысле этим термином называется художественный прием, когда художник в свою выставку включает реальные музейные экспонаты либо делает их симуляцию.
Вернисаж в музее МАНИ, архив Елены Елагиной и Игоря Макаревича, 1990
Политика эстетики. Чтобы понимать современное искусство, нужно понимать и некоторые политические проблемы его производства. Современное искусство нельзя воспринимать в отрыве от различных политических дискурсов, идеологий и так далее. И современное искусство может к этим политическим системам обращаться, обыгрывать их, а может, их разделяя, создавать принципиально новые подходы. Например, либеральные модели современного искусства строятся на идее освобождения, избавления от недоразумений и предрассудков прошлого. Есть левые эстетики, в которых создаются новые модели коммуникации и новые агентности: когда на выставке, например, художник кормит зрителей едой. Активизм относится тоже к левой политической эстетике. Есть еще так называемые правые эстетики, или коммерческие, или салонные. Этот термин обычно сейчас употребляется негативно: такое искусство, которое в общем-то не особо и стремится к каким-то изменениям в обществе и просто существует как предмет роскоши, украшение.
Research-based art. В самом широком смысле это искусство, которое основано на исследовании. Например, художественные практики, в которых мы обнаруживаем наглядно присутствие рассказов о том, как проходило исследование, каких-то архивных данных. Мы видим в произведении искусства, что происходил какой-то анализ. Это может быть иногда очевидно: прямо в скульптуре или в каком-то объекте — мы видим составные части, которые представляют из себя результаты либо промежуточные этапы исследований. Исследование в самом широком смысле — работа с материалами, с архивом, работа с философией, с концептами, проработка различных тем. Исследование может быть и субъективным — просто некоторое художественное исследование, которое проводит художник, например, делая этюды и наблюдая за состоянием света. В широком смысле research-based art — это вообще любое хорошее искусство, не побоюсь этого слова, потому что так или иначе оно должно быть связано с исследованием.
Проблема антропоцена и экологии. Это суперважная тема, она идет магистральной линией сейчас в искусстве и культурном производстве. Она — часть политической эстетики. Человек, его влияние на мир (антропоцен — это геологическая эра Земли, в которой на геологию планеты сильно влияет человек) — центральная проблема сегодняшних философских рассуждений, проблема того ужасающего следа, который оставляет человек на планете и в культуре, в цивилизации в целом. Часть этой линии — образ человека в культуре и искусстве. Иногда этот подход реализуется очень узко: искусство становится формой иллюстрации экологических проблем.
Фрагмент инсталляции Дмитрия Хворостова, «Натюрморт. Рыба»
Произведение искусства. Что такое произведение искусства? Это такой объект, который называет себя произведением искусства. То есть, условно говоря, любая вещь, действие или слово, которое показывают в музее и галерее среди произведений искусства, будет произведением искусства.
Зритель. Зачем он нужен в искусстве? Зритель — это активный участник производства искусства, без которого произведение не может состояться. Дюшан говорит, что зритель, который встречается с произведением искусства, дополняет его, завершает своими интерпретациями, своим откликом, фидбэком. И произведение искусства существует только тогда, когда возникает отклик от зрителя, который на него смотрит или думает о нем. Зритель — это струна, которая звенит, когда встречается с произведением искусства. Очень важно, что некоторые работы остаются у зрителя в памяти, оставляют впечатления. Это очень важно — это и есть работа искусства, его такой странный смысл. Озадачивать, мучить, оседать и тревожить человека. Таким образом проявляется красота.
«Закрытая рыбная выставка», Центр Вознесенского
Нарратив. Если произведение искусства построено на исследовании, то оно представляет из себя рассказ — последовательность каких-то процедур, логических, концептуальных, соблюдение которых приводит в результате к произведению искусства. Рядом с произведением искусства или через него, когда ты слушаешь экскурсовода или изучаешь сам его описание, ты узнаешь какую-то историю. Очень часто выставки построены как некий рассказ, они все погружают зрителя в какой-то сюжет и его аккуратно разворачивают.