T

Sold out

C 7 по 13 сентября в Москве прошло сразу две масштабные арт-ярмарки. Наши друзья и герои, побывавшие на обеих, рассказывали, что все самое интересное было продано еще в день открытия. Разбираемся, как было на самом деле.

Арт-марафон в сентябре: Cosmoscow, blazar, «Триеннале»

В этом году самые главные и авторитетные мировые ярмарки так и не состоялись: ни парижский Fiac, ни Art Basel в Майами, ни Liste в Базеле, ни Miart в Милане, ни Frieze в Нью-Йорке и другие. А вот в сентябрьской Москве, опережая накатывающую «вторую волну» пандемии, провели пару масштабных арт-торгов в одну неделю: восьмую по счету международную ярмарку современного искусства Cosmoscow и первую ярмарку молодого современного искусства blazar. Оба смотра проходили в двух форматах сразу: и онлайн на собственных сайтах, и офлайн — в Гостином Дворе и Музее Москвы соответственно.



И в то же самое время в столице открылись и Триеннале в Гараже, и Московская международная биеннале молодого искусства. Оба некоммерческих события были так или иначе связаны с вышеупомянутыми ярмарками: отдельные художники Триеннале были представлены на ярмарке blazar, а с Международной биеннале молодого искусства blazar была связана еще сильнее — фактически ярмарка стала спецпроектом выставки. Пересечения были видны невооруженным глазом: «Гараж» был объявлен «Музеем года» на Cosmoscow, а с закрытого превью Триеннале шаттлы возили гостей прямиком на ярмарку blazar. В результате на итоговых вечеринках начинающие и уже опытные коллекционеры хвастались друг перед другом, что работа художника, который теперь есть у него в коллекции, уже представлена в «Гараже».

Дмитрий Аске

Love Сurly, Making Love

2020-й как год sold out в российском современном искусстве. Успехи Cosmoscow

Насколько эти ярмарки оказались успешны? Более чем. Уже в день превью Cosmoscow более 30% работ были проданы с главных стендов — у Temnikova & Kasela, Marina Gisich Gallery, RuArts Gallery, MYTH Gallery, галереи «Треугольник», Syntax gallery, DiDi Gallery, pop/off/art gallery, Х.Л.А.М., Osnova Gallery и «АРТМОССФЕРЫ». В итоге более 90% работ были проданы у «Треугольника», Syntax gallery, Ruarts, а также проектов «ЛУЧ» и «Культпроект» (секция «Сделано в Москве»). Сотрудники питерской авторитетной галереи Anna Nova рассказывали, что к большим и дорогим работам, представленным на стенде, присматривались многие коллекционеры — и оставили свои контакты. Охотно и много покупали тиражные работы: владелица a-s-t-r-a gallery Алина Крюкова отмечает, что благодаря ярмарке работы Павла Бушуева попали в коллекцию Фонда Шалвы Бреуса, а небольшие тиражные работы Марии Агуреевой и вовсе стали хитом продаж. Уличный художник Дмитрий Аске, представленный в Ruarts, рассказал 11 сентября на своей странице в Facebook, что более половины его работ на стенде куплены или забронированы.

Бушуев Павел, DEF 3, 2019, a-s-t-r-a gallery

«Часовой III» Джонатан Монаган, 2019, Anna Nova Gallery

Яан Тоомик, Аction II, 2015, Temnikova & Kasela gallery

Booroom Gallery

Если в 2017 году общая сумма галерейных продаж на ярмарке Cosmoscow составила €1,2 млн, то в 2020-м общая сумма галерейных продаж составила €2,4 млн (из которых только около €250 тыс. были получены через онлайн-ярмарку). В 2018 и 2019 годах эти цифры составили €1,3 млн и €1,7 млн соответственно. Интересно, что эти финансовые результаты не связаны с количеством посетителей: в 2017 году ярмарку посетили 19 200 человек, в 2018 году 22 000 с учетом превью, в 2019-м — более 22 000 человек, а в 2020-м всего 9600 человек — больше не давали ограничения Роспотребнадзора. В итоге сумма продаж на ярмарке Cosmoscow за 2020 год превосходит прошлогоднюю почти на 30%. Рекордный и парадоксальный рост при падении посещаемости на 55%.


Можно также посмотреть на итоги аукционов Off White, которые ежегодно проводит Cosmoscow. Выручка аукциона в 2017 году составила €118 700, в 2018-м — 172 000, в 2019-м — 104 000, в 2020-м — 113 900.

Галерея Soldout

Успехи отдельных галлерей оценить пока невозможно — данные за этот год не разглашают. Но в 2018 году аналитическое агентство InArt выяснило, что средняя сумма продаж на Cosmoscow составляла €21 500. Среди самых дорогих проданных на ярмарке работ были «Леопард» Владимира Дубосарского за €35 000 в галерее «21» и Agatha Георгия Орехова в Orekhov gallery за €50 000. У 14 галерей продажи превысили отметку в €30 000 (в 2017 году сходные результаты продемонстрировали всего 8 галерей).

Как была придумана ярмарка молодого искусства blazar

Lota Lota, тарелка «Ресторан»

Ольга Шурыгина, тарелка #2, серия «Шузбекистан»

Разговоры о создании такой ярмарки ходили, кажется, еще с первого года Cosmoscow — но обрели плоть только семь лет спустя. Blazar — естественное следствие роста интереса к молодому искусству. Онлайн-галерея Sample (сооснователь ярмарки blazar) во многом способствовала подогреванию этого интереса: проект, который первоначально задумывался как онлайн-платформа для покупки искусства молодых художников за небольшую (от 8000 рублей) стоимость, успел провести 7 аукционов, 3 выставки, в том числе в ММОМА и Музее Парка Горького, принять участие в «Ночи музеев» 2018 и продать более 700 работ. Sample организовывали коллаборации между молодыми художниками и коммерческими компаниями, консультировали и курировали проекты с привлечением молодых художников. Усилия оправдались — на ярмарке blazar было представлено 12 галерей, 6 образовательных учреждений и почти семь десятков художников, представляющих сами себя. Самая дешевая проданная работа — портрет Яна Тамковича-Фриске — стоила 5000 рублей, а самая дорогая — «Ужин в Тарусе» Алексея Дубинского — 195 000 рублей.

Саша Пастернак, «Нарциссы»

Алексей Дубинский «Ужин в Тарусе»

Александра Лекомцева, патрон «Гаража» и совладелец blazar, рассказывает, что на ярмарку родители приходили с детьми и выдавали им условно по 15 тысяч рублей, чтобы дети могли что-то выбрать сами. «Им было важно, чтобы дети включились в процесс коллекционирования и начали приобщаться к этому. Один мальчик на моих глазах купил смолу с киндер-сюрпризом (работа Маяны Насыбулловой), девочка — графику с качелями, еще один мальчик — работу «ТЧК, синие квадратики». Анна Дюльгерова, другой соучредитель проекта, отмечает важность того факта, что работы были представлены и онлайн, и офлайн: рисунки Наны Тотибадзе с трогательными — и нарядно одетыми леопардами — можно было и раньше увидеть онлайн или, например, в Vogue: «Но когда люди пришли к нам на blazar и увидели ее работы вживую на стенде Totibadze Gallery, случился настоящий взрыв интереса к ее работам».

Нана Тотибадзе, «Поцелуй»

Общая стоимость продаж на ярмарке blazar составила 4 582 500 рублей (за 102 работы) еще 28 работ на 900 000 рублей было продано онлайн. Самыми продаваемыми художниками стали: Саша Зубрицкая, чья графика оценивалась в 12–18 000 рублей, LotaLota с керамикой от 4000 рублей и Алексей Дубинский — чья живопись и поставила рекорд ярмарки.

Значит ли это, что в Москве появились новые коллекционеры?

Еще в июне этого года в интервью The Blueprint создатель популярной группы «Шар и Крест» Максим Боксер говорил, что за время локдауна в России появилось много новых коллекционеров, а значит, должен неизбежно увеличиваться интерес к рынку искусства в целом. Он оказался прав: вслед за волной эпидемии пришла волна интереса к современному искусству.


Маргарита Пушкина, (основательница Cosmoscow) считает, что пандемия и карантин очень сильно повлияли на людей: «Мы боялись, что ярмарки не будут успешны, — но получилось наоборот. У людей в этом году случилась, видимо, переоценка ценностей. Они поняли, что сами деньги не приносят никакого удовольствия, а искусство — да. Конечно, поскольку из-за карантина мы не знали, удастся ли нам провести ярмарку в этом году, мы разработали стресс-тест и попытались просчитать все риски и возможные потери. Но итоге все сложилось идеально».

Маргарита Пушкина

Парадоксальным образом в период глобальной неопределенности инвестиции в искусство становятся единственными доступными инвестициями в далекое будущее. Кроме того, коллекционирование, как отмечает Маргарита Пушкина — а с ней легко согласятся почти все галеристы и арт-дилеры, — имеет терапевтический характер и приносит в жизнь счастье. Одни из нас, переживая карантин, обнаружили себя внутри пустых стен, другие заметили, что в шпалерной развеске в квартире при желании можно найти место для новых произведений. Мы не знаем, когда удастся и удастся ли вернуться к прежней жизни — с прежней частотой посещать зарубежные премьеры, выставки и ярмарки. Мы не знаем, заключат ли нас еще раз в четырех стенах, закрыв заодно музеи, галереи, театры. Но уже знаем, что бок о бок с искусством переживать катаклизмы приятнее.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}