Что хорошего
сделал для моды
Демна Гвасалия
с Vetements
ТЕКСТ: Зарина Рахбанова
На днях сайт Highsnobiety опубликовал статью на тему, которую давно уже обсуждали между собой инсайдеры индустрии моды: что Vetements — короли хайпа, знаменитые авторы футболки DHL — перестали продаваться и дни бренда сочтены. Интернет стал активно обсуждать материал: не секрет, что качество вещей оставляет желать лучшего, цены — $1000 за футболку — поражают воображение, а силуэты oversized-худи особенно не меняются от сезона к сезону. Тем не менее Vetements успел оказать на индустрию большое влияние. The Blueprint решил вспомнить, что же хорошего марка сделала для моды.
Возрождение интереса к архивам
1
Vetements с самого начала существования не без оснований обвиняли в прямом цитировании Мартина Маржелы. Креативный директор Vetements Демна Гвасалия действительно работал когда-то в бренде — а еще откровенно копировал идеи Маржелы. С самого запуска Vetements в сети стали появляться фотографии многочисленных референсов к показам Vetements, взятых из архивов бельгийского дома, начиная с 1989 года. Как итог у молодой аудитории, следившей за деятельностью Демны, но незнакомой с творчеством Маржелы, появился интерес к архивам бельгийского дизайнера. Все это привело к настоящему помешательству на архивах Маржелы: открылись секонд-хенды с очень схожей селекцией одежды, специализирующиеся в основном на бельгийском и японском авангарде, архивные вещи на онлайн-маркетплейсах вроде Grailed резко выросли в цене, появились поп-ап-распродажи знаковых вещей дизайнера (Margiela Porn by Byronesque), прошли масштабные ретроспективы дизайнера: выставка в парижском Galliera, приуроченная к двадцатилетнему юбилею дома Margiela, и ретроспектива, прошедшая летом 2017-го в антверпенском Mode Museum и сейчас переехавшая в Парижский музей декоративных искусств.
MARTIN MARGIELA, осень-зима 2000
vetements, ВЕСНА-ЛЕТО 2017
MARTIN MARGIELA, весна-лето 1999
Слева: Таби, знаменитая модель Martin Margiela. справа: сапоги на показе VETEMENTS
MARTIN MARGIELA, осень-зима 2000
VETEMENTS, осень-зима 2015
MARTIN MARGIELA, ОСЕНЬ-ЗИМА 2008
VETEMENTS, ОСЕНЬ-ЗИМА 2015
Новый виток демократизации моды
2
Демна виртуозно эстетизирует обыденное, повседневное (каблук-зажигалка, каблук-фломастер, футболки DHL, сувенирные футболки), тем самым наделяя массовый продукт новым значением, делая массовое соблазнительным и вместе с тем доступным для каждого во всем мире. Не обязательно покупать футболку DHL за 200 евро, Vetements показал, что, используя те же несложные приемы, ты можешь почувствовать себя крутым. Главное — идея и уверенность в себе.
Встряска модной системы
3
Vetements со своей ценовой политикой определенно направлен на покупателей тяжелого люкса. При этом методы, которые использует Демна, мягко говоря, непривычны для его покупателей. Рекордное количество коллабораций, замена показа фотовыставкой на парковке, отказ от шоу в рамках привычного расписания недель моды, антироскошь по цене роскоши — Демна на протяжении четырех лет не переставал эпатировать модный истеблишмент, и, как выяснилось, это было именно то, чего так не хватало закостенелой индустрии моды. Сейчас и эта концепция стала себя изживать — несмотря на бодрый ответ прессе в инстаграме Vetements, легко заметить, что вещи бренда переполняют разделы скидок в магазинах. Посмотрим, сможет ли Демна извлечь из рукава очередную идею, которая заставит прессу и покупателей вновь поверить в бренд.
презентация VETEMENTS весна-лето 2018 в виде фотовыставки на парковке
витрина vetements