T

Костюмы из нового спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода»

24 февраля в МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера второго спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода». Дива вновь выступила и как драматург, и как режиссер, и как исполнительница главной роли. А еще как художница по костюмам, в которых мы ее и сфотографировали прямо в декорациях постановки.

текст: Настя сотник, ольга страховская

Фото: Абдулл Артуев

 Визажист: Евгения Ленц

Продюсер: АЛЕКСАНДР ПЕРЕПЕЛКИН, МАКС КУЗИН

 Фотодиректор: Саша Рожкова

«Весь мир — театр или кинопавильон» — так может звучать фраза классика в интерпретации Ренаты Литвиновой. Его декорации — будь то площадка условной киностудии или гостиная условного особняка — мертвы и пустынны без актеров, а точнее, актрисы. Ее жизнь, в свою очередь, столь же пуста без съемок и аплодисментов. В двух актах «Звезды вашего периода» Рената Литвинова доносит эту мысль до зрителя в самой разной манере: комично, трагично, гротескно и даже отчасти саморазоблачительно. Нанизывая классический сюжет (если вы не смотрели «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера, вас ждут спойлеры) на свой отточенный годами образ, она обращается с временем и пространством своевольно: советское смешивается с западным, прошлое с настоящим, Мосфильм и Голливуд сосуществуют тут также легко, как денщица с энкавэдешной выправкой и блогер с замашками папарацци.

Молодой и погрязший в долгах сценарист попадает в особняк сошедшей с экранов кинодивы Маргариты Леско — и в ее объятия. Драму женщины, нуждающейся в любви и поклонении настолько, что она согласна на их иллюзию, Литвинова сцена за сценой превращает в фарс. Вот она репетирует главную роль своей жизни, поднимаясь по лестнице и обращаясь в невидимый зал. Вот падает на кушетку, заламывая руки и разливая вокруг бутафорскую кровь. Вот кутит, окружая себя прихлебателями. Вот умоляет о взаимности — то ли по инерции, то ли всерьез. И на авансцену она каждый раз выходит как на красную дорожку.

Умопомрачительные наряды главной героини Литвинова тоже курировала сама — вместе 23-летним дизайнером (и по совместительству близким другом своей дочери Ульяны Добровской) Федором Дьяконовым. Федор окончил Антверпенскую королевскую академию искусств и там как раз познакомился с Ульяной — а позже и с самой Литвиновой. «Рената как-то упомянула, что ставит новый спектакль — это было еще, наверное, летом 2020 года. Во время пандемии я как раз решил переехать из Парижа в Москву (она оказалась свободнее закрытого на локдаун Парижа), и Рената предложила мне поработать ассистентом художника по костюмам, а потом и занять эту должность», — вспоминает дизайнер в разговоре с The Blueprint. Со временем стало понятно, что Дьяконов вполне может остаться на проекте и за главного. На вопрос, не придавило ли его ответственностью, Дьяконов, улыбаясь, отвечает: «Под чутким руководством Ренаты ничего не страшно».

Образы для спектакля родились буквально у Литвиновой на кухне. «Все наряды Ренаты мы придумали примерно за три дня. Я приходил каждый день к ней домой, приносил какие-то коллажи, рисунки, идеи, — рассказывает Дьяконов. — Рената их одобряла, добавляла какие-то свои метки, поправки. Но в основном мы сходились во мнении, поэтому работа шла быстро». Затем эскизы и идеи передали в руки более опытных дизайнеров: основателя Arsenicum Дмитрия Логинова, основательницы Yana Яны Расковаловой и сооснователя Viva Vox Олега Овсиева.


Поначалу, вполне в духе «Бульвара Сансет» (который Литвинова называет одним из своих любимых фильмов), главная героиня не должна была вылезать из роскошных халатов — вроде тех, что когда-то Эдит Хэд придумала для Глории Суонсон. «Потом мы захотели сделать какой-то более дьявольский образ, более современный. Потому что действие фильма «Бульвар Сансет», на котором строится спектакль, происходит в 1950-х. У нас же четкого периода как такового нет. Персонаж Ренаты существует вне времени. Поэтому мы изучали образы кинодив разных периодов, вплоть до 1980-х и 1990-х, — чтобы такой массивный, тяжелый образ героини был актуален всегда. Пытались сделать такую гламурную женщину а-ля Круэлла Де Виль, которая очень любит себя», — говорит Федор. В итоге халат остался всего один — белый, с отделкой в виде страусиных перьев, работы Яны Расковаловой.

эскиз халата Yana Dress

Креативный директор Viva Vox Олег Овсиев же взялся доработать зеленый винтажный костюм Mugler, который Дьяконов и Литвинова нашли в Париже. Сокровище ждало их в винтажном магазине друга Дьяконова, коллекционера Моджи Фархэта. «Он большой фанат Mugler 80-х и 90-х. Очень много коллекционирует Jean Paul Gaultier, Maison Margiela. Я попросил его отыскать старого Мюглера, скинул референсы. Он нашел нам очень крутые жакеты — их мы и купили. Зеленый костюм, который зрители видят в конце первого акта, создан как раз на базе Mugler», — рассказывает Дьяконов.



Кульминацией всех этих усилий стало финальное платье-кейп, усыпанное бисером и пайетками и сделанное в соавторстве с основателем Arsenicum Дмитрием Логиновым. Неожиданным прообразом здесь выступил ксеноморф из «Чужого» Ридли Скотта: наряд должен был получиться самым зловещим, ужасающим, чтобы под занавес окончательно обнажить демоническую натуру героини. «Мы хотели привнести в женственный силуэт полукруглые, горбатые формы. Превратить гламурную диву в не менее гламурного полумонстра», — говорит Дьяконов. Эту трансформацию подчеркнули утрированной линией плеча. «Ренате сейчас особенно нравятся платья с массивными плечами», — объясняет Дьяконов, откуда в спектакле такие наряды. Но в финальном образе эта деталь смотрится выразительнее всего.


Генеральным спонсором спектакля выступил часовой бренд Richard Mille — так что не удивительно, что Литвинова демонстративно надевает эти часы как браслеты поверх левого рукава каждого платья, в котором появляется на сцене. Однако встречаются и более неожиданные аксессуары, например, «демонические» очки FKSHM. «Я сделал макет этих очков из бумаги, показал его Косте Шиляеву (основатель бренда FKSHM). Он предоставил свою базовую модель очков, которую мы со скульптором видоизменили, добавив вот эти наросты, такие рога, — а Костя уже преобразовал их в полноценные очки», — объясняет Дьяконов. Еще есть рубиновые серьги в виде красных кремлевских звезд, над которыми работали любимые ювелиры Литвиновой Ninotchka Jewels. Державные серьги пока не появлялись на сцене, так как их не успели сделать в срок, но их куранты вот-вот пробьют. Как говорит Дьяконов, это и к лучшему: «Вся прелесть театра в том, что образы эволюционируют. От спектакля к спектаклю их можно наращивать, изменять, привносить что-то новое». Еще Федор называет отдельным аксессуаром плод своего совместного творчества с художницей-гримером Татьяной Шмыковой — «рогатый» парик дивы, опять же обнажающий ее самовлюбленную зловещую натуру.



эскизы костюмов для спектакля

эскизы очков FKSHM

Кстати, параллельно с костюмами для спектакля Федор готовил первую коллекцию своего бренда и одну любопытную коллаборацию, о которой, как водится, «пока никому нельзя говорить». Все эти дизайнерские премьеры запланированы на май, и есть основания рассчитывать, что там, как и в «Звезде вашего периода», будет на что посмотреть.



Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
Логотип The Blueprint
The Blueprint запрашивает разрешение на push-уведомление
Логотип The Blueprint

×