Blueprint
T

Неизнаси
лованная
Шотландия 

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В этом году для проведения круизного показа Dior отправились в Шотландию. Коллекция Марии Грации Кьюри, чьи мудборды обычно рассматривать интереснее, чем созданную по ним одежду, вряд ли шокирует публику так же, как Highland Rape Александра Маккуина. Хотя бы потому, что отсылки Кьюри куда спокойнее — вместо институционального насилия и внутренней колонизации у нее сплошные единороги.

Показ Dior 1955 года

В Шотландию Марию Грацию Кьюри потянуло неспроста. Почти 70 лет назад, в 1955-м, Кристиан Диор провел в самой северной стране Соединенного Королевства два показа коллекции весна—лето 1955 — с целью собрать деньги для благотворительной организации Friends of France, занимавшейся обменом между французскими и шотландскими школьниками. Одно шоу проходило в стенах Central Hotel в Глазго, другое, более веселое — в бальном зале Gleneagles Hotels в Оштерардере. Веселое потому, что сразу после показа 172 образов (доставленных из Франции частным самолетом и застрахованных на 70 тысяч евро) зрители пустились в пляс. О чем сам Диор писал в своих мемуарах: «Я обнаружил неожиданный контраст, который восхитил мои французские глаза: парад девушек в изящных вечерних платьях сменился шотландскими танцами, которые исполняли великолепные джентльмены в килтах». Эту атмосферу Мария Грация обещается воссоздать на показе грядущей круизной коллекции.

Замок Драммонд 

Только локацией для камбэка дизайнер выбрала не отель, а место куда более романтичное — замок Драммонд. Показ пройдет в саду, история которого началась еще в XV веке с нескольких фруктовых деревьев, высаженных шотландским дворянином и политиком, графом Джеймсом Драммондом. Его сын Джон Драммонд начал облагораживать сад в начале XVII века, но то, как он выглядит сегодня, — заслуга дизайнера Льюиса Кеннеди. Он, проектировавший сад усадьбы Мальмезон, частной резиденции Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне под Парижем, в 1830-х привнес в Драммонд французский стиль. А именно симметричные аллеи, стройные ряды самшитов и, главное, цветники из роз, к которым сам Диор был неравнодушен еще с детства, проведенного в семейном поместье в Гранвиле.

Королева Шотландии Мария

Королева Шотландии Мария
Королева Шотландии Мария

В качестве одного из ключевых референсов коллекции Мария Грация выбрала свою тезку — Марию Стюарт, ставшую королевой Шотландии в 1542-м, спустя всего шесть дней с рождения. В 1567-м шотландский народ заподозрил ее в убийстве мужа Генри Стюарта — подозрения усилились, когда Стюарт вскоре вышла замуж за графа Ботвелла. Как итог: мятеж среди лордов-протестантов, отречение Марии от престола и тюремное заключение. Из него Стюарт бежала в Англию под крыло королевы Елизаветы I, но нашла не убежище, а плен — виной тому слухи об участии Марии в заговорах против Елизаветы.

В общем, перед смертью не надышишься (неугодную Стюарт казнили почти двадцать лет спустя, в 1587-м), но Мария пыталась — с помощью увлечения вышивкой. «Ее мог посещать только ограниченный круг лиц, а ее письма подвергались цензуре, — пишет Кьюри в инстаграме. — Вышивка стала ее единственным способом оставить свидетельство своей жизни. Она использовала простые стежки, но замысловатая символика, которую она поместила на свои холсты, дает захватывающее представление о ее чувствах и мыслях». К слову, символику королева Шотландии черпала из французских басен, мемуаров путешественников, а еще из книги швейцарского ученого-энциклопедиста Конрада Геснера Icones Animalium — отсюда на вышивках фазаны, коты и дельфины.

Единороги

Гобелен с единорогом
Гобелен с единорогом

Неясно, были ли единороги героями книги Геснера, но их Мария Стюарт ценила явно выше земных животных: в 1565-м королева учредила герб Шотландии с двумя единорогами, держащими флаги и меч. Образ этого мифологического животного, традиционного символа чистоты, а также благоразумия и осмотрительности, гордости и силы, Мария Грация разглядела не только на вышивках и гербе, но и в цикле из шести гобеленов «Дама с единорогом». Это датированное концом XV века произведение неизвестного автора — самый известный экспонат парижского Национального музея Средних веков (он же музей Клюни). Согласно наиболее распространенной трактовке на пяти гобеленах цикла главные герои — среди которых единороги, львы и леди — символизируют пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Шестой, самый загадочный, рассказывает то ли об отказе от мирских удовольствий, то ли о «шестом чувстве», которое в нас собирается пробудить Кьюри — предполагаем, летящими платьями с вышивкой и очередной версией жакета Bar, сшитой, например, из гобелена. Удастся ли, вопрос открытый.

Гобелен
Гобелен
Гобелен
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}