Blueprint
T

Стиль в сериале The New Look

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

14 февраля на Apple TV+ выходят три первых эпизода сериала The New Look («New Look: Революция стиля» — в российской адаптации) о Кристиане Диоре и его современниках, создающих моду в условиях оккупированной Франции. Рассказываем, как костюмер сериала Карен Мюллер Серро по крупицам воссоздала модели из дебютной коллекции дизайнера, где допустила неточности и почему придумывала гардероб Габриэль Шанель почти с нуля.


О ЧЕМ СЕРИАЛ

Формально — «New Look: Революция стиля» рассказывает о том, как Кристиан Диор меняет силуэт женского платья после Второй мировой войны. По существу, сюжет обещает раскрыть подробности жизни французских кутюрье и их семей в оккупированном Париже. Человеконенавистническая политика нацистов и коллаборационистов (так, более 70 000 французских евреев были депортированы в лагеря смерти) не обошла и семью Кристиана Диора: сестра кутюрье Катерин (ее играет звезда «Игры престолов» Мэйси Уильямс) была участницей Сопротивления и угодила в концлагерь Равенсбрюк; правда, в итоге дожила не только до победы, но и до третьего тысячелетия.

Именно ситуация столкновения с новыми, жуткими обстоятельствами заставила шоураннера и автора сценария Тодда А. Кесслера (также известен как сопродюсер и один из сценаристов «Клана Сопрано») взяться за проект. Основное действие шоу начинается в 1943 году: Шанель (Жюльет Бинош) живет в отеле «Ритц», служившем штаб-квартирой нацистов, спит с немецким шпионом и сквернословит обо всех современниках, за исключением Баленсиаги; молодой Диор работает на Люсьена Лелона (Джон Малкович), президента Chambre Syndicale de la Haute Couture. Четыре года спустя, 12 февраля 1947 года, ровно в 10:30 Диор представит силуэты Corolle и En huit в салоне на авеню Монтень. Несмотря на дефицит, для своего дебюта Диор использовал более 9800 ярдов роскошных тканей — Габриэль Шанель язвила, что «он одевает женщин так, будто обивает мебель». Однако благодаря Кармел Сноу, главному редактору американского журнала Harper’s Bazaar, ностальгически-женственная, но радикальная для послевоенного времени коллекция войдет в историю моды как New Look.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА КОСТЮМЫ

Художница по костюмам Карен Мюллер Серро не первый раз работает над фильмом, так или иначе затрагивающим историю моды, — она была помощницей костюмера в фильме «Коко до Шанель» (2009). Среди других ее «костюмных работ» биографический фильм «Ван Гог. На пороге вечности» и сериал о Екатерине Медичи «Королева змей».

Над сериалом о Кристиане Диоре в команде Серро работали сразу 33 человека. В частности, съемочную группу консультировала французский историк моды Кэролайн Бонгран, автор четырех книг, посвященных Кристиану Диору. Кроме того, команда наняла эксперта по униформе. Также большой вклад в проект внесла Хелен Старкман, менеджер культурных проектов Dior: бренд открыл архивы для Кесслера и Серро, помогая воссоздать ранние творения кутюрье и утверждая подходящие ткани.


Дом Chanel в создании сериала не участвовал.


ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДЕБЮТНОГО ПОКАЗА И ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕТОЧНОСТИ

Чтобы костюмы «сидели правильно», Карен Мюллер Серро начала с пошива белья и утягивающих корсетов для актрис, играющих моделей Диора. Платья для сцены показа пришлось создавать с нуля: в архивах дома Dior не оказалось нарядов 1947 года. Команда Серро опиралась на сохранившиеся образцы тканей, эскизы и вырезки из газет, чтобы воссоздать, например, вечернее платье «Фигаро», изначально сшитое из плиссированного фая и драпированное черным тюлем. Пару оригинальных платьев Серро нашла в музейных архивах в Париже, однако их состояние не позволило позаимствовать эти вещи для съемок, зато на их основе команда Серро изучала детали кроя. Для сцены показа оказалось достаточно двадцати платьев — их пошивом занимались в мастерской Atelier Caraco в Париже.

Несмотря на то что из-за временных и бюджетных ограничений некоторые платья пришлось упрощать, в интервью WWD Серро утверждала, что неточности «не будут бросаться в глаза». Тем не менее одно из любопытных упущений обнаружил журналист Александр Фьюри, посмотрев трейлер: модель, представляющая легендарный жакет Bar, носит соломенную шляпу, которую явно позаимствовали из будущего — ее можно увидеть на снимках Вилли Мэйволда, сделанных уже в 1950-е. Кадр 1957 года за авторством Кеннета Хайльбронна подтверждает: модель была одета в копию оригинального жакета Bar и соломенную шляпу на показе в американском универмаге Marshall Fields. На фотографии Сержа Балкина с дебютного показа Christian Dior модель носит черную шляпу-«блюдце» из органзы — деталь, которую, к слову, точно воссоздали авторы другого сериала о великом кутюрье, «Кристобаль Баленсиага» (2024).


ЧТО НОСЯТ ДИОР, ШАНЕЛЬ И СНОУ 


Наряды главных и второстепенных героев изначально не задумывались как исторически точные. Они — скорее фантазия на тему того, что могли бы носить персонажи.


Костюмы Кристиана Диора шились специально по меркам австралийского актера Бена Мендельсона. Обладатель холодной внешности, Мендельсон совершенно не похож на месье Диора и мог бы сыграть хоть Дриса ван Нотена, хоть Шона Стусси, хоть Баленсиагу, хоть Бернара Арно, однако выбор режиссера пал на Бена из-за его умения изображать внутреннюю хрупкость. Поэтому Карен Мюллер Серро отказалась от идеи придавать актеру грузности с помощью ухищрений в крое костюмов. Диор в этом сериале — скорее идея о кутюрье, чем реальный человек.


Поскольку мода Диора была максимально далека от того, чем прославилась Шанель, Серро решила сделать Габриэль несколько маскулинной — ради контраста с чувствительным Кристианом. Она пересмотрела все доступные фотоархивы того времени, но фотографий Шанель в них оказалось недостаточно. Чтобы воссоздать силу духа и беспринципность коллаборантки, Серро решает пуститься в интерпретации, придумывая костюмы Шанель на основе ее ценностей: комфорт, прагматизм, шик. Так в гардеробе героини предсказуемо оказались брюки с высокой талией, тренчи, кружево и крупные украшения. Не обошлось и без знаменитого белого костюма с черным кантом. Триумф воли Габриэль, хоть и запятнанной связями с нацистами, раскрывается в сцене освобождения Парижа от нацистов: Коко облачена в белое, костюм украшает большой красный цветок. В итоге Шанель вернется в большую моду лишь спустя 10 лет после окончания войны, буквально восстав из забвения, а Диор умрет всего через 11 лет после своего дебюта.


Судьбоносной для Диора оказывается Кармел Сноу (Гленн Клоуз), главный редактор американского журнала Harper’s Bazaar и автор фразы «Месье Диор, да вы придумали новый образ!». Клиентка Кристобаля Баленсиаги, Сноу носила его творения большую часть своей жизни, что не помешало ей разглядеть талант Кристиана. Поскольку у нее был особый, слегка эксцентричный стиль, Серро решила интерпретировать его не только через фотоматериал, но и использовав разные работы Баленсиаги как источники вдохновения. Ее Кармел Сноу оказалась все же чуть консервативней оригинала: редактриса носит не только костюмы ярких цветов, но и шляпку с вуалью, меховую горжетку и жемчуга.


Еще один ключевой персонаж — сестра Диора Катерин. Антифашистка и участница движения Сопротивления, она, не теряя самообладания, пройдет пытки и заточение. Для нее Серро создает гардероб в сдержанных тонах: Катерин носит повседневные, комфортные вещи — блузки с бантами или шитьем и вязаный жилет. Той же цветовой гаммы костюмер придерживается в лагерных сценах плюс одевает людей в настоящий винтаж, чтобы мизансцены выглядели реалистично. После освобождения мисс Диор облачится в цветочные ткани как символ расцвета новой эпохи и, наконец, свободы.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}