Саша Боярская — об уходе Nike из России
текст:
саша боярская
25 мая в сети появилась информация о том, что Nike уходит из России. Тогда нас успокоили: это еще не официальное закрытие, а лишь приостановка работы. Но 23 июня стало ясно, что все по-настоящему. Теперь на сайте nike.com/ru висит сообщение «Компания Nike Inc. приняла решение уйти с российского рынка <...> Магазины Nike недавно временно закрылись и больше не откроются». Мы попросили журналистку и инфлюенсера Сашу Боярскую, много лет развивавшую сообщество Nike, высказаться о том, что мы потеряем с уходом Nike, а что — навсегда останется.
Спасибо Nike в России. Было здорово — и несмотря на уход бренда с рынка, останется кое-что долговечнее кроссовок.
Я работала с Nike с 2011 года — примерно десять лет. С Nike, а не в Nike — я никогда не была в штате этой американской корпорации, мое право написать что-то о случившемся не ограничено контрактами и соглашениями. Журналистка, администратор бегового клуба, амбассадор, креативный консультант. Ровно так же, в сменяющихся статусах, которые выпытывали журналисты, я имела право все эти десять лет давать интервью, читать лекции и разговаривать с кем угодно. Я даже могла говорить про политику: нет контракта, нет и ограничений. У меня есть татуировка — логотип Nike, знак «свуш» — там, где обычно он украшает футболку, слева на груди.
Все, чем я занималась, было так или иначе связано с бегом. В 2011 году я начала бегать — мне предложили попробовать подготовиться к полумарафону в Сан-Франциско и написать об этом пару статей для какого-нибудь медиа. Я завела личный блог, блог вырос в Беговой клуб Nike+ в Парке Горького, а потом и в стеклянный прямоугольник нарядного спортивного центра Nike BOX Msk. Знаете, сколько подобных спортивных центров работало в мире до вчерашнего дня? Один — в Москве. Сегодня уже ни одного.
Nike, безусловно, занимался разносторонним ретейлом в России. Не думаю, что беговые кроссовки приносили топовую прибыль — футбольную форму и спортивную одежду на каждый день продать проще, чем недешевую беговую обувь. Но то, что было важно мне и чем Nike запомнится десяткам тысяч людей в России, — это не просто кроссовки, в которых удобно бегать. Это сам бег, его возможность, его присутствие в жизни. Это очень простой слоган, фраза, которая принадлежит [одному из основателей Nike] Биллу Бауэрману: If you have a body, you are an athlete — ну и знакомое всем Just do it. Веришь, не веришь — не попробуй, а сделай. Не трать время на принятие решений, на сомнения. То, чего нам зачастую не хватало в детстве — веры в себя и веры в нас. Хорошо, когда есть бренд, который в нас верит.
саша боярская, фото: Иван Кайдаш
Именно это мы и строили в Парке Горького. А еще в дворовых коробках, в которых проходили футбольные матчи, а еще в «Лужниках», где десятки тысяч людей бежали свои первые забеги до появления Московского марафона — везде главным смыслом маркетингового бюджета была не продажа кроссовок. А демонстрация возможности: у тебя есть возможность. Даже если ты в себя не веришь, это ничего, ведь мы поверили в тебя — мы вот, живые люди, вот тебе ключик от шкафчика, бесплатная вода, тренер, мотивация, футболка и поддерживающая среда. Не веришь, что можешь пробежать километр, забить гол, выиграть матч, похудеть, найти друзей, справиться с депрессией, устроиться на работу, влюбиться? Давай маленькими шагами. Как говорила Ума Турман в «Убить Билла»: «Просто пошевели пальцем». Просто сделай это — пробеги километр. Нет гарантий со всем остальным, но мы обещали: пробежать километр ты сможешь. И это больше, чем ноль. И это то, чем можно гордиться.
Беговое сообщество росло в Парке Горького с 1 мая 2012 года. Вот эта возможность для абсолютно всех и каждого просто прийти и быть увиденным, услышанным и сделать что-то, что получится сделать. Сообщество передавало эту возможность веры друг в друга, соцсети многократно увеличивали аудиторию. И вот уже фотографии с пробежек с километражом от 500 метров до 200 километров есть в ленте у миллионов.
Я понимаю, что написать важно и про другое, большое и маленькое, значительное и незначительное (лишь на первый взгляд). Про дисконты, в которых за 1000 рублей можно было найти кроссовки, которые в США стоят $10 000, про беговые клубы в регионах, про юных спортсменов, у которых появлялся шанс, про девушек, которые менялись благодаря тренировкам, про друзей, про атмосферу бренда и его открытость, чистоту. Про эстетику, которой не было в спорте, а теперь она есть — и поэтому туда идут люди, а не как раньше. Про спорт как лайфстайл — в Москве не было этого до нас. Про карьеры в Nike для творческих ребят, которые начинали бегать, нетворкать и в итоге вырастали в суперпро. Про все пробежки с пончиками, про 92 дня лета, про гордость от легкоатлетической формы своей страны со свушем, про часть большого мира. И про то, что малый мир останется — и это факт. Этот мир удалось вырастить достаточно крепким, из него уже многое выросло и будет расти дальше.
Все начинается с одного маленького шага, идеи, человека, усилий. Nike как бизнес уходит из России. Но Nike как сообщество, как идея веры в себя и друг в друга — пожалуй, никуда не денется.
24 ИЮНЯ 2022
0