Ulyana Sergeenko Couture
ВЕСНА-ЛЕТО 2021
В Париже стартовала Неделя высокой моды весна—лето 2021. В рамках события свою кутюрную коллекцию показывает и российский дом Ulyana Sergeenko. На этот раз Ульяна Сергеенко привлекла к работе художников сразу пяти легендарных российских промыслов. Мы увидели и сфотографировали коллекцию первыми — и разобрались, какую роль в ней отвели елецкому кружеву, ростовской финифти, гусевскому хрусталю, кадомскому венизу и крестецкой строчке.
ТЕКСТ: НАСТЯ СОТНИК
фото: Сергей Леонтьев
продюсер: саша рожкова, макс кузин
ассистент продюсера: софия сурначева
Полгода назад всем как будто хотелось снять с себя лишнее, успокоиться и замедлиться — вот и коллекция Ulyana Sergeenko Couture осень—зима 2021 была сдержанной и в цветах, и в крое, и в декоративных элементах. Сейчас же душа, уставшая от аскезы, требует праздника, радости, короче говоря — излишеств. Сто лет назад, после Первой мировой войны, ответом на такую же жажду праздника стал стиль ар-деко. И сейчас Ульяна Сергеенко вступает в диалог с тем временем, используя язык, которым владеет лучше всего, — язык роскоши.
При этом говорит на этом языке Ульяна со все более заметным русским акцентом. Ростовская финифть, елецкое кружево и крестецкая строчка по-прежнему занимают в коллекции значимое место, однако в этом году Ульяна Сергеенко впервые работает также с мастерами из Гусь-Хрустального и Кадома. Великолепная пятерка промыслов, конечно, придает социокультурной значимости, но чистая эстетика тут все-таки на первом месте. Узнаваемые силуэтные платья из шелка, шифона и бархата искрятся бисером и льдинками хрусталя, стелются кружевом ручной работы и бросают блики от эмалевых пуговиц. Кажется, таким мог бы однажды стать российский модный ар-деко, не сменись НЭП индустриализацией. Во всяком случае, Сергеенко было на что равняться, по ее словам, в работе над коллекцией она в равной степени вдохновлялась и рисунками Эрте, и скульптурами Деметера Чипаруса, и нью-йоркскими небоскребами, и вестибюлями метро «Аэропорт».
Для новой коллекции модного дома на фабрике «Ростовская финифть» (в Ростове Великом традиции местной эмали поддерживают и развивают с XVIII века) создавались броши и пуговицы с уникальным рисунком. Покрытые стеклом эмали — с цветами, монограммой «УС» и геометрическими орнаментами — заняли почетное место на шелковых платьях, шерстяных пальто, костюмах, сумках и ремнях. Все рисунки разрабатывались в дизайн-бюро Ulyana Sergeenko совместно с художниками-эмальерами «Ростовской финифти». Конкретно это пальто также украшает авторский рисунок подсолнуха как символа солнца и надежды.
>
РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ
БРОШИ И ПУГОВИЦЫ С РИСУНКОМ РУЧНОЙ РАБОТЫ
>
На создание этого платья ушло 566 часов работы кружевниц в технике кадомского вениза. Особенность кадомской вышивки — плетение белых нитей по белому, совмещенное с игольным кружевом по венецианскому образцу (отсюда и название «вениз»). Кружевные элементы, которые вручную прирабатывались к платью в ателье Ulyana Sergeenko, украшены вставками из ростовской финифти.
>
566
часов ручной работы
>
КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ И РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ
>
Вышивка в виде роз (символа, ставшего для Ulyana Sergeenko уже привычным) покрывает жакет, платья и другие предметы коллекции. В этот раз они стали более графичными — вполне в духе ар-деко. При этом каждый лепесток — уникален. Цветы собраны из нескольких оттенков бисера, и за счет техники деграде создается эффект дополнительного объема. Дополнительный объем работы также впечатляет — более 100 часов кропотливого труда для одной вышивки на жакете.
>
более
>
ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА БИСЕРОМ
100
часов ручной работы
Платье ручной вязки три вышивальщицы ателье Ulyana Sergeenko создавали больше 500 часов. Сложность техники заключается в том, что каждая нить продевается через бисер — так сантиметр за сантиметром и килограмм за килограммом выплетается все изделие.
более
>
3,5
КГ БИСЕРА
более
>
500
>
БИСЕРО-ПЛЕТЕНИЕ
часов ручной работы
В такой же технике выполнен и костюм из кардигана и юбки, связанный вручную крючком. На него у двух вязальщиц Ulyana Sergeenko ушло 350 часов, несколько километров шелковой нити толщиной 0,1 мм и 2,5 кг бисера. Пуговицы декорированы хрустальными вставками, ограненными мастерами Гусевского хрустального завода, впервые начавшего свою работу еще в 1756 году.
>
ХРУСТАЛЬНЫЕ ВСТАВКИ
>
350
часов работы
>
КИЛОМЕТРЫ НИТИ
>
2,5
кг бисера
Внесли свой неоценимый вклад и художники ателье «Кружевной Край», специализирующиеся на елецком кружеве. Всего для Ulyana Sergeenko Couture весна—лето 2021 елецкие мастерицы создали 37 деталей из кружева, на работу над которыми ушло более 1400 часов и 10 тысяч метров ниток. Это платье на 70% результат их труда: все его кружевные элементы в течение четырех месяцев кружевницы плели на коклюшках в авторской технике. Параллельно в производственном цехе Ulyana Sergeenko шили стан платья из сетчатого корсета и шелковой юбки.
>
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО
более
>
1400
часов работы
>
10000
метров ниток
Специально для новой коллекции на заводе хрусталя в Гусь-Хрустальном изготовили детали с алмазной гранью. По задумке Ульяны Сергеенко, это должны были быть миниатюрные детали, какими на Гусевском хрустальном заводе уже много лет не занимаются (основное направление работы здесь — крупные изделия по авторским заказам). В итоге, чтобы получить нужные Ульяне детали, мастера выдували вазы, которые затем разбивали — и в итоге покрывали алмазным напылением получившиеся осколки. Осколки также декорированы выполненными вручную изображениями цветов и инициалами «УС». Детали из бесцветного, изумрудного, рубинового и янтарного хрусталя украшают платья, головные уборы, сумки, а также пояс и ремень.
>
ГУСЕВСКОЙ ХРУСТАЛЬ РУЧНОЙ РАБОТЫ С АЛМАЗНЫМ НАПЫЛЕНИЕМ
>
КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА
Вновь ателье Ulyana Sergeenko привлекло к работе вышивальщиц, владеющих техникой крестецкой строчки — промысла, появившегося в России в 1860-х годах. Узнаваемая вышивка, использованная в предыдущей кутюрной коллекции бренда для декорирования нагрудных элементов и воротников, в этот раз акцентирует внимание на плечах.
АКСЕССУАРЫ
В аксессуарах мастерицы ателье Ulyana Sergeenko Couture также использовали авторские ремесленные техники. Сумка, полностью покрытая бисером с цветочным орнаментом, вышивалась более 120 часов. Дополнительную сложность добавляло то, что вышивка делалась на очень мелкой канве черного цвета. На бисерный пояс, который выплетался мозаичной техникой низания мелкого бисера, ушло более 110 часов. Черная ажурная сумочка вышита и частично гальванирована золотом — когда смотришь на нее, складывается впечатление, что сумку окунули в раскаленный металл. Как рассказывают в Ulyana Sergeenko, в процессе работы нитка и, соответственно, вышивка выкладывается на водорастворимом стабилизаторе, в дальнейшем стабилизатор выстирывается, и вышивка будто «парит в воздухе». После элементы гальванируются для достижения еще более выраженного декоративного эффекта.
Отдельное внимание стоит обратить на очки. Привычный, казалось бы, cat-eye приобретает особую выразительность за счет линз Carl Zeiss — единственных, на которых мастерам удалось повторить рисунок и алмазное напыление, похожее на работу мастеров из Гусь-Хрустального.
25 ЯНВАРЯ 2021
0