Темы
T

Стиль в сериале: Клан Сопрано


ТЕКСТ: Анна Родина

20 лет назад, в январе 1999 года, на телеканале HBO вышла криминальная драма «Клан Сопрано» о мафиозном боссе Нью-Джерси и его семье — на «работе» и дома. Сериал шел в эфире до 2007 года, но до сих пор не теряет актуальности — настолько, что в этом году в производство запустили его фильм-приквел, а на роль молодого Тони Сопрано взяли сына Джеймса Гандольфини, игравшего этого гангстера в оригинале. По такому поводу вспоминаем, за что телезрители так полюбили это шоу и как его авторам удалось создать чуть карикатурные, но максимально понятные образы гангстеров и их близких.

История обычного человека



Идею создания фильма об Энтони Сопрано, гангстере, переживающем кризис среднего возраста, сценарист Дэвид Чейз вынашивал почти десять лет. Чейз поместил своего героя в Нью-Джерси, так как сам вырос в этом штате и общался с представителями семьи Декавалканте, реальной преступной группировки, контролирующей штат. Своего персонажа он выписал сложным. Босс итальянской мафии, ежедневно сталкивающийся с насилием, вынужден одновременно разбираться с интригами дяди, который претендует на статус дона, и уговаривать маму отправиться в дом престарелых; решать, как рассказать сыну, что на самом деле он преступник, а не «консультант по переработке отходов», и как поступить со старым другом, на которого повесили прослушку агенты ФБР.


Позже кинокритики скажут, что именно многослойный персонаж Тони Сопрано изменил всю культуру телевидения, стал родоначальником сложных героев-антагонистов в телесериалах, а зрителей подготовил к тому, что далеко не все понравившиеся им герои будут положительными (и не у всех, кто им понравится, все хорошо кончится).



Однако в середине 1990-х картина о боссе мафии чуть было не легла на полку. Агент Чейза сказал, что «фильмы о гангстерах безнадежно устарели», канал FOX, который первым получил заявку на проект, отказался от него, чтобы «никого не обидеть», а CBS попросили «убрать из сценария всю психиатрию». «Я знал, что они думали, — вспоминает Чейз. — Черт возьми, психиатрия? Главный герой идет к психиатру? Но это же делает его слабым!»


Но именно слабость, по мнению Чейза, делала героя таким интересным. Он решил, что фильм может стать сериалом — так можно было бы показать не только «рабочие будни» Тони Сопрано, но и его семейную жизнь, с которой может идентифицировать себя любой телезритель.



«Это история о парне за сорок, который унаследовал от отца бизнес, пытается вести дела в современном мире, хочет освободиться от власти матери, любит жену, но изменяет ей, пытается решить проблемы своих детей-подростков, — говорил тогдашний глава HBO Крис Альбрехт. — Он лечит депрессию, ходит к психотерапевту и пытается найти в жизни хоть какой-то смысл. Единственное его отличие от меня и моих знакомых состоит в том, что он — глава мафии Нью-Джерси».




Главные лица шоу




Большинство актеров, сыгравших в «Клане Сопрано», — итало-американцы, как и сам Чейз (его настоящая фамилия — ДеЧезаре). Многие из них до этого уже играли в фильмах о гангстерах. Например, Лоррейн Бракко, Майкл Империоли и Тони Сирико в 1990 году снимались у Мартина Скорсезе в криминальной драме «Славные парни». На роль Тони Сопрано Чейз сначала хотел взять музыканта Стива ван Зандта, но передумал после того, как на кастинг пришел Джеймс Гандольфини. «Его лицо и то, как он говорил, помогли мне понять, каким должно быть все шоу», — рассказывает Чейз.



 «Славные парни», 1990

По словам сценариста, только Гандольфини мог правильно сыграть героя, который может выглядеть очень неприятным, но уже в следующую минуту быть душкой и всеобщим любимцем. На роль жены Тони Сопрано, Кармелы, сначала пробовалась Лоррейн Бракко — но Чейз сказал, что «где-то это уже видел» (Бракко играла жену главного героя в «Славных парнях»). Поэтому в «Клане Сопрано» ей досталась роль психиатра, которой босс мафии рассказывает о проблемах с матерью, детьми, любовницей и бизнесом. Жену Тони сыграла Эди Фалько, а Стив ван Зандт стал в сериале консильери Тони Сопрано, Сильвио Данте.



У некоторых актеров, снявшихся в сериале, и в действительности было криминальное прошлое. Так, например, Тони Сирико, до того как он стал актером, не раз привлекали к ответственности за вымогательство, угрозы и хранение оружия. Он метил на роль антагониста Тони, его дяди «Джуниора» Сопрано, но в итоге сыграл Поли Галтиери, ближайшего друга Тони Сопрано. По слухам, Сирико согласился на эту роль с одним условием: по сценарию его герой никогда не станет стукачом.


Съемки шести сезонов сериала продолжались почти восемь лет. За это время актеры успели сдружиться и стать настоящей семьей — как их герои. «Это было здорово, — рассказал Доминик Кьянезе, сыгравший дядю «Джуниора». — Мы действительно любили друг друга и были одной семьей».

У такого погружения в материал была и темная сторона: интуитивно чувствующий своего героя Джеймс Гандольфини настолько вжился в образ Тони Сопрано, что иногда не выходил из него даже за пределами площадки. Например, носил тяжелый халат — любимую домашнюю одежду Тони — даже в перерывах между съемками, в середине лета, под софитами. Актеру было жарко, но ему казалось, что так у него получится лучше понять героя. Коллеги по площадке наблюдали, как Гандольфини, так же, как его персонаж, страдает от нелюбви к себе: если Джеймс не мог запомнить строчки из роли, он крушил свой трейлер, запускал в стену бумбокс, при всех проклинал себя или отвешивал самому себе пощечину.





Коллеги вспоминают, что в жизни Гандольфини был очень застенчив, и если Эди Фалько достаточно было снять накладные ногти с французским маникюром, чтобы затеряться в толпе, то Джеймсу с его высоким ростом приходилось нелегко — его узнавали, называли Тони, а он страдал от такой известности. На вопрос, как ему удалось настолько достоверно вжиться в роль, актер пожимал плечами: «Я итальянец — и он итальянец. Я вырос в 20 минутах от того места, где в сериале живет мой герой». О том, связывало ли что-то его лично с членами преступных группировок, Гандольфини всегда отказывался говорить.






«Реальные парни не носят шорты»






Художником по костюмам в сериале была дизайнер Джульет Полча. По ее словам, у Дэвида Чейза было свое видение того, как должны выглядеть главные герои, но он оставлял ей простор для экспериментов.


Основу гардероба Тони Сопрано — поло и рубашки — она собирала из разных источников: закупала как в нью-йоркском Macy’s, так и в маленьких магазинчиках Бруклина. Один из продавцов такого бутика стал для дизайнера консультантом. «Многие настоящие парни посещали его магазин, — рассказывает Полча. — После окончания первого сезона он сделал мне замечание: «Никаких шортов» (в одном из эпизодов первого сезона Тони жарит барбекю в шортах на заднем дворе своего дома. — Прим. ред.)». Полча рассказала о том, что мафиози не носят шортов, Дэвиду Чейзу, он пришел в восторг и вложил эти слова в уста босса нью-йоркской мафии в сериале. Там же, в маленьких магазинах Бруклина, Полча нашла и гардероб Поли, правой руки Тони Сопрано. Он наполовину состоит из спортивных костюмов. В реальной жизни они также называются «смокингами Бенсонхерст» — именно такие носили «мафиози старой школы» в Бенсонхерсте, районе Бруклина, где живет много итальянцев, и таким героем и является Поли.

Кармелу Сопрано Полча переодела после первых же эпизодов сериала: по словам дизайнера, ей хотелось отойти от стереотипных представлений о том, как выглядит жена мафиози. «Кармела гораздо сложнее обычных «жен боссов». Я ходила в торговые центры и изучала женщин, — вспоминает дизайнер. — Кармеле было нужно больше украшений, «правильных» ногтей, облегающей одежды». Она заставила героиню «балансировать на грани безвкусицы и утонченности»: так у жены Тони Сопрано появились сложносочиненные наряды, «требующие у женщин старше 30 или 40 уверенности, чтобы надеть их». Наряды Кармелы, демонстрирующие, что она следует моде, но не сиюминутным трендам, показывали, насколько сильный у нее характер. А еще отражали то, чем в данный момент наполнена ее жизнь. Так, во время путешествия в Париж, где Кармеле было комфортно, она не носила ничего обтягивающего, предпочитая вещи с мягкими силуэтами, а когда Тони впал в кому и нужно было показать, как ее мир практически рухнул, появлялась в кадре без макияжа и укладок.




Племянника Тони, Кристофера Молтисанти, Полча одела как «молодого фэшиониста», которого «легко представить как в спортивном костюме, так и в костюме от Gucci или Versace». А гардероб его подруги Адрианы дизайнер составила с поправкой на то, «как выглядит девушка из Джерси», которая к тому же настоящая гангста-герл и знает, чего хочет добиться (Адриана работает официанткой, но собирается стать музыкальным продюсером). В сериале она носит обтягивающие платья, любит леопардовый принт, глубокое декольте, длинные ногти и высокие каблуки. По словам актрисы Дреа де Маттео, сыгравшей эту роль, ее героиня «одевается так, чтобы казалось, что на ней ничего нет». По мнению Джульет Полча, такие наряды подчеркивают ее смелость. «Много вы знаете девушек, которые наденут виниловое платье и не будут при этом выглядеть непристойно?»


По мнению дизайнера, иногда именно гардероб помогал актеру или актрисе настроиться на нужный лад. Сестра Тони, Дженис, сначала называет себя Парвати и одевается как хиппи. Полча вспоминает, что игравшей ее Аиде Туртурро в этом образе было не слишком комфортно. «Она замечательная актриса, но в жизни скорее девушка из Джерси, — говорит дизайнер. — Поэтому, когда она не может быть сексуальной, ей тяжело».






Но самым интересным — и самым смешным — персонажем Полча называет Сильвио, которого играл Стив ван Зандт. Он владеет стрип-клубом, где часто собираются члены клана, и образ гангстера ему нравится. По сюжету, Сильвио подражает в одежде герою Роберта Де Ниро в фильме «Казино». Дизайнер подбирала ему похожие костюмы, а шил их Джо Камелия, портной из Нью-Джерси. «Есть очень немного людей, которые могут надеть бордовый костюм в сочетании с фиолетовым галстуком», — говорит Полча. По мнению дизайнера, одежда ван Зандта в сочетании с его непроницаемым выражением лица выглядела особенно забавно — именно этого и хотел добиться Чейз.


После окончания съемок Джеймс Гандольфини, чей контракт разрешал оставить одежду персонажа себе, продал вещи Тони Сопрано на благотворительном аукционе в Нью-Йорке. За 25 предметов одежды выручили 187 тысяч долларов, деньги были переданы в фонд помощи солдатам, пострадавшим в Ираке и Афганистане. Одну из футболок поло — ту, в которой Тони во втором сезоне навещает в тюрьме своего дядю, — Гандольфини подарил менеджеру сериала. На воротнике было указано имя героя, а к рукаву пришита бирка с информацией, в каком эпизоде она была использована. В 2014 году поклонник выставил вещь на eBay за 41 800 рублей.

Новый Тони




Джеймс Гандольфини с женой Марси на церемонии вручения «Эмми», 2000

Эди Фалько и Джеймс Гандольфини на 57-й церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2000

За девять лет в эфире сериал номинировался на различные кинопремии 301 раз и выиграл 118 наград, в числе которых — пять «Золотых глобусов»: два из них достались Эди Фалько, по одной статуэтке получили Джеймс Гандольфини и Нэнси Марчанд. Кроме того, «Клан Сопрано» был признан лучшим сериалом 2000 года.


Неудивительно, что Дэвид Чейз решил взяться за приквел своего культового фильма: на днях было объявлено о начале работы над сериалом The Many Saints of Newark — о противостоянии этнических банд в Ньюарке 60-х и юности Тони Сопрано. Уже известно, что режиссером нового шоу станет Алан Тейлор, работавший над «Сексом в большом городе», «Римом» и «Игрой престолов».



Молодого Тони сыграет 19-летний Майкл Гандольфини, сын Джеймса Гандольфини, умершего от сердечного приступа в 2013 году. В послужном списке молодого актера — пять эпизодов сериала «Двойка» и роль в «Восеми подругах Оушена». По словам инсайдеров, в проект The Many Saints of Newark Гандольфини-младшего взяли не благодаря родственным связям, а потому, что на прослушивании он лучше всех сумел почувствовать персонажа. Сам молодой актер сказал, что для него эта работа будет «большой честью».  



Майкл Гандольфини, сын Джеймса Гандольфини

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}