СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Модный промысел
Пять фактов о бренде, которые доказывают, как русский культурный код вдохновляет высокую моду
рекалама • ООО «ТД «Хохлома»
текст: Полина Федотова
Мировая и, в особенности, локальная модная индустрия чаще обращаются к истокам. Фокус на наследии, национальных особенностях и артизанальный подход к одежде стали глобальной тенденцией последних лет.
Для отечественного рынка культурный код — особенно важная история. Всё больше российских марок погружаются в поиск своей идентичности, вместо того чтобы гнаться за массовыми трендами. Так, в конце 2024 года появился бренд «Хохлома», который представил свою первую коллекцию с дизайнером Аленой Ахмадуллиной. В капсуле переосмысляется и филигранно встраивается в модный контекст традиционный народный промысел.
В пяти фактах рассказали, почему «Хохлома x Алена Ахмадуллина» — действительно новаторский и уникальный бренд, и каким образом традиции из маленького города Семенова Нижегородской области могут стать источником вдохновения для модной коллекции.
Один из главных трендов будущего года — фокус на персональном стиле, индивидуальности и самобытности. Например, Prada, Chloe и Valentino в этот раз не объединяли показы какой-то одной темой, а, наоборот, демонстрировали разнообразие и целостность каждого отдельного выхода. Кажется, мир потихоньку устает от одинаковых трендов и похожих аутфитов в соцсетях.
Поэтому сейчас особенно ценятся бренды с собственным голосом и видением. Отсюда рождается еще одна яркая тенденция — внимание к локальному производству и использование ремесленных техник в коллекциях. Например, Джонатан Андерсон, креативный директор Loewe и большой поклонник искусства, вдохновляется работами британского керамиста Викторианской эпохи Уильяма де Моргана. Некоторые международные бренды, такие как J.Kim или Nanushka, строят на этнических кодах свое ДНК. А Chanel проводит ежегодные показы Métiers d’Art, чтобы отдать дань искусству старинных ремесленных мастерских Франции.
Креативная команда проекта «Хохлома» тоже пошла в глубину — Алёна Ахмадуллина провела масштабный ресерч и переосмыслила уникальные образцы XIX века, найденные в музее хохломы в Семенове и Российском музее прикладного искусства. И хотя традиционному промыслу в этом году исполнилось 365 лет, никто до этого не решался на настолько глубокую и вдумчивую работу с архивами.
В фэшн-индустрии, где все повторяют друг за другом, а микротренды меняются со скоростью света, особенно важна аутентичность и приверженность собственным ценностям.
1
Посуда хохломского промысла уже в XIX веке отличалась высоким качеством, что способствовало росту ее известности за пределами города Семенова. Затем, во второй половине XIX века к промыслу возрос интерес уже как к искусству, когда в моду у интеллигенции вошел «русский стиль».
В 1853 году изделия из хохломы появились на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а потом на выставках в Петербурге, Нижнем Новгороде и даже в Париже. На традиционную роспись обратила внимание и царская семья. Так, императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила главного мастера Михаила Красильникова золотыми часами за то, что он изготовил и расписал под хохлому стол, за которым император впоследствии принимал послов. А в 1889 году хохломская роспись получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Все это время хохлома была за пределами фэшн-индустрии и модного контекста. Бренд «Хохлома» поставил себе амбициозную задачу — сделать промысел стильным и современным, пригласив дизайнера из мира высокой моды. Также над первым кампейном работали талантливые российские креаторы — экс-шеф-редактор Vogue, создатель ресейл-проекта Merceria, фотограф Маша Попова и экс-главный редактор Elle Russia, стилист Катя Мухина. А в лукбуке снялись известные модели Ана Россолович, которая дефилирует на показах Gucci, Dior и Khaite, и Гена Малинин, которого вы могли видеть в рекламных кампаниях Tom Ford и Valentino.
Ценителями хохломской росписи в свое время была царская семья, а затем промысел получил и мировое признание. Теперь пришло время подсветить ценность хохломы с помощью движущей силы моды.
2
В локальной индустрии раньше фокус был больше смещен на Запад — хотелось делать как мировые бренды, следовать трендам, постоянно оглядываться на то, что создают другие. Сейчас стало важным исследовать собственную идентичность. Тем более, что русское культурное наследие — то, чем действительно стоит гордиться. Не зря ему в разное время делали оммажи великие кутюрье и талантливые дизайнеры.
В 1976 году Ив Сен-Лоран представил коллекцию «Opéras — Ballets russes» с отсылкой к балетам Дягилева и традиционным национальным мотивам. А Коко Шанель не только создавала одежду для «Русских сезонов», но и вдохновлялась элементами русского костюма, как и Поль Пуаре. В 1986 году Жан-Поль Готье показал линию «Конструктивизм», отсылающую к книге о советском авангарде, а в 2009 году Карл Лагерфельд выпустил коллекцию Paris-Moscou. Грузинский дизайнер Демна Гвасалия до сих пор искусно вплетает советскую эстетику в современную моду, а показы Гоши Рубчинского, пропитанные российской уличной культурой, наделали много шума в 2010-х годах. И это лишь несколько примеров.
Русская культура всегда была предметом восхищения для многих зарубежных дизайнеров, поэтому опираться на собственное наследие в создании российского бренда — еще более органично.
3
Кутюр, как антипод массового производства и высшая форма модного искусства, отличается большой долей ручного труда и превосходным портновским мастерством. При создании изделий креативная команда использовала технику купонного принтования на шелке и интарсию при работе с кашемиром и мехом.
В дебютной коллекции одежды бренда «Хохлома x Алена Ахмадуллина» также применяются уникальные техники ручной вышивки, а над некоторыми изделиями работали мастера фабрики «Хохломская роспись» по эскизам Алены Ахмадуллиной.
В разработке предметов мебели «Хохлома x Алена Ахмадуллина» участвует одноименное дизайн-бюро с опытными дизайнерами и архитекторами, благодаря которому «русский стиль» в интерьере выглядит действительно модно и современно.
Сам хохломской промысел тоже может похвастаться эксклюзивной технологией производства. Этому искусству специально обучают мастеров в Семеновской школе хохломы, что позволяет не только сохранить безупречное качество изделий, но и внедрить в роспись новые элементы, добавить промыслу свежего звучания и усложнить визуальные формы орнамента.
Превосходное качество, эксклюзивность и ручной труд — синонимы высокой моды.
4
Раньше хохлома практически дословно цитировалась в разных изделиях, но Алена Ахмадуллина решила использовать новаторский подход, тонко и изящно переработав традиционный орнамент.
Поэтому он воплотился в коллекции в самых разных проявлениях: палитре, принтах, тиснении, аппликациях и других декоративных элементах. Так, узнаваемые завитки расположились на домашней утвари новой формы, трикотажных лонгсливах, превратились в оперенье на классических жакетах, стали вышивкой на худи и платьях, выступили в качестве объемного мехового декора на шубах.
В современном мире все давно придумано, поэтому единственный способ сказать что-то новое — это творчески переосмыслить то, что уже сделано. Иметь смелость пропустить это через себя, представить в совершенно новых воплощениях, рассказать историю, которая будет близка всем, ведь хохлома — это не только промысел с большой историей, но и нечто личное и трепетное для каждого из нас.
Именно с помощью такого креативного метода и появилась коллекция бренда, в которую вошла одежда и бытовые предметы. А ее физическим продолжением стал двухэтажный бутик в ГУМе, напоминающий волшебную шкатулку. Туда стоит сходить, как минимум, на экскурсию — это светлое и стильное пространство сразу обволакивает каким-то родным чувством теплоты и приятной ностальгии, но при этом выглядит как актуальный интерьер, где каждая деталь находится на своем месте.
Настоящее искусство может быть гибким, перерождаться и представать в новых и неизвестных ранее формах.
5
25 ДЕКАБРЯ 2024
0