специальный ПРОЕКТ
Конкурс adidas и нИУ ВШЭ: как это было
Победительницы конкурса НИУ ВШЭ и adidas — о будущем моды, дизайна и о том, что делать, чтобы в это будущее взяли тебя.
СТУДЕНТЫ НИУ ВШЭ
Новые коллаборации выходят каждый день. Модные бренды объединяются с современными художниками, Instagram-инфлюенсерами, сервисными службами, продуктовыми марками... Новое партнерство adidas даже на таком богатом фоне — особый случай. Бренд пригласил к сотрудничеству университет — НИУ ВШЭ с 40 тысячами его студентов. Сейчас выходит первая глава этой истории: студенты Вышки придумали и нарисовали патчи для новой университетской (varsity) куртки adidas VRCT. Участвовать в конкурсе, объявленном еще в мае, могли все, кто учится в ВШЭ — независимо от факультета и направления. В финал вышли четыре студентки Школы дизайна: Полина Парыгина, Мария Мякутина, Мария Песняева и Екатерина Санина. Именно их версии патчей с 12 сентября появятся в магазинах в комплекте с курткой. Финальную четверку выбрало экспертное жюри. А главную победительницу, которая поедет знакомиться с командой в штаб-квартиру adidas в Херцогенаурах, выберут сами студенты. В разгаре голосование, и каждый может отдать голос за патч, который считает идеальным воплощением духа Вышки.
Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Если выпускник Гарварда свою университетскую куртку будет хранить всю жизнь и надевать, чтобы везде распознать «своих», то выпускники российских университетов на память получают в основном только дипломы. С университетским мерчем у нас как-то не сложилось — пока. «Я один раз в жизни был в крупном американском университете — уже взрослым, давно не студентом, — рассказывает Анзор Канкулов, руководитель направления „Мода“ в Школе дизайна НИУ ВШЭ. — И все равно, когда там оказался, почувствовал что-то особенное в воздухе. Как будто я в очень важном, значимом месте. Это ощущение — не закрытости, элитарности, а именно значительности — вообще важно для хорошего вуза. Люди, когда в такие места поступают, чувствуют, что совершают важный шаг в жизни. Ты не просто учиться пошел — ты к чему-то приобщился. Ты проведешь здесь следующие несколько лет, и эти годы тебя целиком сформируют, во многом определят твою жизнь. А это, как ни крути, важно. Дальше перед нами стоит уже вопрос дизайна. Этим мы и занимаемся — рисуем достойную картинку, которую захочется носить на себе. Символ не должен быть формальностью. В нем должен чувствоваться дух места — мы же тут собрались все самые творческие и инициативные?»
Студенты и выпускники НИУ ВШЭ примеряют куртки adidas VRCT с новыми патчами
Почему совместный модный проект с adidas хорош для студентов Вышки, очевидно: реальные проекты помогают студентам понять, как работает индустрия. Почему такие проекты нужны самой моде? Бренды выпускают коллаборации не только ради новой аудитории, но и чтобы добавлять к образам новые смыслы. И образование становится той сферой, которая способна добавлять эти смыслы, как когда-то было с современным искусством.
«С молодежью долгое время никто вообще не разговаривал, — продолжает Анзор. — Она не интересовала никого — у нее ведь нет денег. А сейчас вектор изменился. Я вижу в этом возможность — это развязывает руки. Дает добро на эксперименты. То, что бренды выказывают желание говорить с молодыми людьми, с новым поколением — само по себе месседж, знак нового времени».
Мы поговорили с финалистками конкурса adidas и НИУ ВШЭ о будущем — моды, дизайна и всех нас.
Когда Вышка с adidas объявили конкурс, я в огне писала диплом — времени не было вообще. Но я решила, что даже не попробовать будет странно. И нарисовала концепцию, связав геральдику с моим кислотным стилем. Главной героиней я сделала ворону — символ Вышки. Вообще разных идей у меня было много: дерево с футбольными мячами, спорт... А выбрали в итоге ворону — самый первый патч, который я нарисовала.
ПОЛИНА ПАРЫГИНА
НАЗЫВАЕТ СЕБЯ «ДЖЕДАЙ-ДИЗАЙНЕР ИЛЛЮСТРАЦИЙ». ОКОНЧИЛА ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КОММУНИКАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН»
О секрете идеальной коллаборации
Самое классное — коллаборировать с обычными людьми. Со студентами теми же — это совсем не занятая ниша.
О нашей одежде через 10 лет
Появится виртуальная одежда, которую можно носить в реальной жизни — как фильтр из Instagram. Все будут ходить в трико зеленых, а фильтры будут на них проецироваться. Так мы и спасемся от перепроизводства и перепотребления — ведь физически такая одежда просто не будет существовать!
О главных качествах современного дизайнера
Иметь свое мнение, свой взгляд — быть личностью. Еще насмотренность важна. И быть добрым.
Об искусственном интеллекте
Технологии созданы для того, чтобы помогать людям. В каких-то сферах алгоритмы смогут заменить людей — в моде, может, исчезнет профессия конструктора. Вместо конструкторов идеальные параметры рассчитает робот. Но в творческих профессиях, где важны свое мнение и свой взгляд, с человеком никакой робот не сможет соревноваться.
О профессиях будущего
Специальные писатели, которые для виртуальных инфлюенсеров будут придумывать истории жизни. А еще должен появиться какой-то стоп-человек, который будет напоминать всем: «Хватит, не производите больше! Давайте что-то другое придумаем!»
О модной технологии мечты
Кроме нарядов-фильтров пусть будет еще биоодежда — ты ее разорвал, а она потом срослась снова. Саморегенерирующаяся ткань.
За свой проект я села за пару дней до дедлайна — до этого писала диплом. Я очень хотела поучаствовать, потому что этот проект про мерч — и мерч для Вышки мне хотелось сделать. Я подумала: а что для меня Вышка? Я здесь нашла друзей, мы все друг друга поддерживаем, друг другу помогаем. Мой патч, посвященный этому чувству общности, поддержки в итоге и отобрали.
ЕКАТЕРИНА САНИНА
ОКОНЧИЛА ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС НАПРАВЛЕНИЯ «КОММУНИКАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН». СПЕЦИАЛИЗИРУЕТСЯ НА БРЕНДИНГЕ И ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ
О секрете идеальной коллаборации
Люблю, когда модные бренды делают коллаборации с не имеющими к моде отношения. Интересно всегда получается. Вышка-то тоже не про моду в целом, если смотреть не только на наше подразделение.
О нашей одежде через 10 лет
Думаю, что все будет очень экологично — одежда из переработанного мусора, например. Еще наверняка люди потянутся к простоте, к натуральным материалам и цветам. Мечты о космосе и супертехнологичном будущем остались в 60-х, в реальности все будет намного проще.
О главных качествах современного дизайнера
Дизайнер должен четко понимать проблему, которую решает. В любой форме. А технические скиллы можно всегда прокачать. Жизнь не стоит на месте — появляются новые программы, дополненная реальность. Ты просто развиваешься вместе с индустрией.
Об искусственном интеллекте
Пока искусственный интеллект — это подмена понятий. Абсолютно с нуля он ничего создать не может, его обучают люди. И в ближайшее время — до моей пенсии точно — искусственный интеллект нас не заменит. Да, это направление будет развиваться, а мы как дизайнеры будем обучать ИИ. Они будут облегчать нашу жизнь, а не конкурировать с нами.
Было бы здорово, если бы другие технологии, например, 3D-печать, стали достаточно эффективными и дешевыми, чтобы заменить рабский труд людей. Чтобы бедные женщины, шьющие масс-маркет где-нибудь в Бангладеш, отдыхали, а их заменили роботы или машины.
Об искусственном интеллекте
Пока искусственный интеллект — это подмена понятий. Абсолютно с нуля он ничего создать не может, его обучают люди. И в ближайшее время — до моей пенсии точно — искусственный интеллект нас не заменит. Да, это направление будет развиваться, а мы как дизайнеры будем обучать ИИ. Они будут облегчать нашу жизнь, а не конкурировать с нами.
Было бы здорово, если бы другие технологии, например, 3D-печать, стали достаточно эффективными и дешевыми, чтобы заменить рабский труд людей. Чтобы бедные женщины, шьющие масс-маркет где-нибудь в Бангладеш, отдыхали, а их заменили роботы или машины.
О модной технологии мечты
Мне бы хотелось, чтобы появились какие-нибудь суперлегкие вещи, которые на себе не чувствуешь. И чтобы в разную погоду они поддерживали бы нужную температуру. Но наверняка появится и что-то из разряда «Черного зеркала»: все будут ходить с AR-фильтрами на все тело. Как сейчас развиваются маски в Instagram — чуть-чуть увеличил глаза, губы, нос уменьшил, у тебя facemash на всем лице... А появятся такие маски еще и для тел.
Одним из условий в брифе проекта было использовать в своем дизайне что-то от Вышки и что-то от adidas — объединить две эти большие компании. И у меня в голове сразу выстроилась картинка: символ adidas — три полоски, в аббревиатуре HSE — три буквы. Этот патч стал первым из трех моих вариантов и попал, видимо, в точку — его в итоге и выбрали.
МАРИЯ ПЕСНЯЕВА
ГРАФИЧЕСКИЙ МЕДИАДИЗАЙНЕР, ОКОНЧИЛА ВТОРОЙ КУРС МАГИСТРАТУРЫ «АРТ-ДИРЕКШН»
О секрете идеальной коллаборации
Самое крутое — когда встречаются несколько очень разных медиа, систем, групп. Тогда получается что-то совершенно неожиданное.
О нашей одежде через 10 лет
Сейчас вокруг так много информации, что в визуальном плане, думаю, люди потянутся к минимализму. Сложные структурные формы, может, и останутся, но в плане принтов мы выйдем в чистые цвета.
Об искусственном интеллекте
Не думаю, что роботы и алгоритмы заменят дизайнеров. Кто-то, конечно, будет счастлив купить идеальную со всех сторон вещь, созданную каким-нибудь дизайн-ботом. Но останутся и приверженцы вещей авторских, созданных человеческими руками. Технический прогресс — первое, чему надо радоваться. Может, появится какой-нибудь классный робот, который изобретет общий дизайн-язык для всех стран, чтобы все его понимали. Или появится робот-переводчик, который сможет транслировать язык прямо в голову!
О главных качествах современного дизайнера
Техническая база и насмотренность. Постоянно нужно развиваться, ходить на выставки, смотреть, что делают другие ребята. Если не расширять кругозор, можно застрять в каких-то вещах и не разглядеть что-то классное, новое.
О модном изобретении мечты
Хочу сумку Гермионы! Чтобы в нее помещался мой ноутбук и все шнуры, а выглядела бы и весила она как маленький клатч.
Я все сделала очень быстро — практически сразу, как узнала о конкурсе. И отрисовала все за пару дней. К моменту, когда начали подводить итоги, даже успела забыть о нем. Ну а потом, когда наши работы отобрали в финал, начался новый этап — мы обсуждали дизайны с adidas, корректировали. Это, конечно, классно — необычный опыт, вытягивает тебя из привычной жизни.
МАРИЯ МЯКУТИНА
СТУДЕНТКА ЧЕТВЕРТОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «АНИМАЦИЯ И ИЛЛЮСТРАЦИЯ». ПРЕДПОЧИТАЕТ ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ, — БОЛЬШЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТСЯ АНИМАЦИЕЙ.
О секрете идеальной коллаборации
Больше всего мне нравятся коллаборации брендов с современными художниками — к кому еще идти за новым взглядом? Здорово, когда андерграундные, малоизвестные герои и истории получают выход на массовую аудиторию. И мне как мультимедийному дизайнеру интересны, конечно, больше всего невещественные коллаборации — когда выпускают в итоге не просто вещи, а медиапроекты, видео, что-то такое.
О нашей одежде через 10 лет
Через 10 лет начнет умирать планета, поменяется климат. Так что все будут носить безумные дизайнерские защитные костюмы. И респираторы как аксессуары.
О главных качествах современного дизайнера
Насмотренность и самообразование — это помогает держаться на волне, понимать, что современно, что интересно. Еще каждому не мешает сегодня осваивать 3D-технологии, научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.
О профессиях будущего
Чем ограниченнее твоя область, тем выше вероятность, что ты в какой-то момент останешься не у дел. Сегодня выгодно быть мультизадачным, уметь совмещать, работать одновременно на несколько областей.
Об искусственном интеллекте
ИИ пока сложно воспринимать как что-то, что заменит человека. Это скорее что-то отдельно существующее, то, за чем интересно наблюдать. Видеть, как идет прогресс. В будущем, может, ИИ и заменит человеческий труд в каких-то областях. Но пока в это не особо верится.
О модной технологии мечты
Ткань, которая делает тебя невидимым — и для людей вокруг, и для камер наблюдения. Я с детства мечтала о плаще-невидимке. В больших городах слишком много людей. Такое изобретение порадовало бы любого человека, который ценит свое личное пространство.
КОМАНДА
Режиссер: Халиль Ахметзянов | Оператор: Саша Пономарев | Фотограф: Андрей Стекачев | Продакшн: Бюро «Рабочее название»
Локация: Школа дизайна ниу ВШЭ