Fashion Forum Yerevan-2019
Нужна ли еще одна неделя моды? Иногда — да. На примере Fashion Forum Yerevan рассказываем, зачем нужны локальные модные инициативы и как сделать так, чтобы они приносили пользу.
Fashion Forum Yerevan создали в Армении два дизайнера одежды: Ваан Хачатрян (основатель одноименной марки Vahan Khachatryan) и Элен Манукян (у нее с сестрой Ингой своя марка LOOM Weaving). У Ваана уже был международный опыт в индустрии: получив в Армении филологическое образование, Хачатрян понял, что хочет профессионально работать дизайнером, и поехал учиться во Флоренцию, в Accademia Italiana. После учебы Ваан несколько лет работал в Dolce & Gabbana, а вернувшись, основал собственную марку. После этого он участвовал в нескольких сезонах Mercedes-Benz Kiev Fashion Days Дарьи Шаповаловой, победил в Vogue Talents Франки Соццани, показал коллекцию на Pitti Super.
Пару лет назад Ваан решил, что участия в зарубежных мероприятиях мало, нужно объединяться и показывать срез локальной моды. В 2018 году Ваан и его единомышленники нашли финансирование (фонд GIZ), и в Киев на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days отправились сразу 11 армянских дизайнеров, чтобы сделать там шоурум. «В этот момент мы поняли, что вместе легче, что это уже заявка на то, что в Армении есть мода, дизайнеры, — рассказал Ваан. — Мне тогда уже говорили, что нужно создать организацию, которая будет соединять дизайнеров. Так появилась идея сделать Fashion & Design Chamber. Мы подали на грант Евросоюза — буквально через неделю после того, как сформировались. И через месяц нам сказали, что мы выиграли грант — на который и провели два сезона Fashion Forum Yerevan. В этом году нам еще помог комитет по туризму, хотя глобально сказать, что правительство поддерживает индустрию, я пока не могу». Сейчас организация подала заявку на еще один грант, но планирует продолжать деятельность в любом случае — разве что программа может стать менее насыщенной.
В отсутствие индустрии даже небольшие точечные мероприятия могут пригодиться дизайнерам. Вот несколько шагов, которые помогут сделать локальное модное мероприятие полезным, — на примере Fashion Forum Yerevan.
1.
Сделайте образовательный проект и пригласите экспертов со всего мира
Личный опыт и знания, полученные непосредственно от специалиста, всегда пригодятся — особенно если в стране в общем-то негде их получить. На форуме 2019 года старший редактор Marie Claire Italia Антонио Манчинелли рассказывал о политизации моды и культурной апроприации, стритстайл-фотограф Иван Родич — об эволюции уличной модной фотографии, журналистка и экс-директор моды Daily Telegraph Хилари Александр — про журналистику в эпоху диджитала, а Private-Client-стилист Farfetch и в прошлом байер Карина Арутюнова — про то, как марке заинтересовать байера. Все это вместе вполне складывалось в небольшой курс, полезный и журналистам, и маркам. Важный момент: потом эксперты разъедутся и напишут про то, что увидели, — и сейчас уже не важно, куда напишут: в журнал, на сайт, в инстаграм, в Twitter, все вместе в любом случае сработает для индустрии как сарафанное радио.
2.
Организуйте консультации
Невероятно полезной была сессия коротких консультаций марок на основе их портфолио — ее вел Лука Рицци, директор Pitti Tutorship (подразделения Pitti Immagine, которое занимается консультированием фэшн-дизайнеров), а помогал ему Антонио Манчинелли и автор этого материала. Какое направление деятельности выбрать, как вести инстаграм, как уравновесить свои желания и потребности рынка и как снимать лукбук — для молодого бренда, который географически и экономически находится далеко от какого-либо модного центра (Париж, Милан, Лондон), короткие, но четкие советы могут быть очень ценными. Но тут важно, чтобы консультант быстро соображал и не боялся открыто критиковать — Лука Рицци, например, именно так и делал.
3.
Сделайте выставку
И не просто выставку: нужно продемонстрировать связь между культурами. На выставке «Наследие» в музее ковров Vordan Karmir работы армянских дизайнеров показывали вместе со старинными коврами и национальными костюмами, и отсылки прослеживались достаточно явно.
4.
Проведите мероприятие в месте, которым вы гордитесь
Отдельного упоминания заслуживает образовательный центр Tumo, где проходил форум. В современном здании, щедро оборудованном компьютерами iMac, после школы встречаются тысячи подростков, которые изучают программирование, робототехнику, сочиняют музыку, снимают клипы, а также — что немаловажно в контексте форума — на отдельных мастер-классах занимаются традиционными ремесленными техниками. Кстати, результаты их труда в числе прочих экспонатов показывались на выставке «Наследие», а магазин 5Concept (о нем речь чуть ниже) их продает.
5.
Покажите участникам и гостям магазины
5Concept — пространство в центре Еревана, которое открыли основатели пяти локальных марок и где собраны вещи нескольких десятков локальных дизайнеров. В 5Concept можно купить платья с принтами-живописью Vahan Khachatryan, причудливое вязание LOOM Weaving, архитектурные украшения и цветастые платья Petoor, работы мастерских Tumo, сложноскроенные наряды Nelly Serobyan, сумки Sonçess, строгие вещи RUZANĒ и другие марки, а еще посуду и предметы для дома.
Sonçess
LOOM Weaving
Petoor
Nelly Serobyan
RUZANĒ
Vahan Khachatryan
Tumo
6.
Погрузите в свою культуру
«Поймите, мы ищем в вас именно вашу моду, а не ту, что мы умеем делать сами», — сказал в конце своего выступления старший редактор Marie Claire Italia Антонио Манчинелли. Иногда бывает не так просто признать, что иностранца в любой локальной моде скорее привлечет именно национальная самобытность. Но армянским дизайнерам такая идея понятна и близка — они гордятся своей культурой и ремеслами и черпают в них вдохновение. Гостей форума отвезли в Тавушский район, чтобы показать, как работают армянские ремесленники, показать страну. Возможность продемонстрировать моду во взаимосвязи с местной культурой — главная ценность локальных недель моды, для этого они и нужны.