Икона стиля:
ファッションアイコン
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
сейлор мун
美少女戦士セーラームーン
(≧▽≦)/
Сегодня, 9 июня, состоялась премьера первой из двух частей полнометражного аниме «Красавица-воин Сейлор Мун: Космос». Сценарий к нему писали по манге «Сейлор Мун» Наоко Такэути — именно благодаря последней мир узнал фразу «Лунная Призма,
дай мне силу!», а младший
редактор моды The Blueprint
вместе с миллионами других
детей и подростков 1990-х
мечтала о волшебной кошке
по кличке Луна, и двух светло-русых «фрикадельках» на голове. Вспоминаем, что еще подарили нам Такеучи и ее героиня Сейлор Мун.
Для тех, кто смутно помнит японский аниме-сериал 1990-х или не знаком с ним, вот суть: группа школьниц, или «Сейлор Скаутов», во главе с Сейлор Мун сражается с межгалактическими (и, надо сказать, часто симпатичными) злодеями в перерывах между вполне земными уроками, свиданиями и шопингом. Это сегодня, в 2023-м, сюжет, мягко говоря, не поражает оригинальностью — поколения, выросшие на Totally Spies!, "Чародейках« и «Винкс», уже успели пережить собственные свадьбы и разводы. Но тогда, в начале 1990-х, «Сейлор Мун», очень мощно прокачала жанр махо-сёдзё (это когда главный персонаж аниме и манги — молодая девушка со сверхъестественными способностями). Во-первых, она его страшно популяризовала: плеяду последовавших за ней историй про супердевчонок мы уже перечислили, упомянем и тот факт, что в начале нулевых количество фан-сайтов о Сейлор Мун переваливало за 3,5 миллиона, тогда как, например, количество веб-страниц о Микки-Маусе — казалось бы, самом попсовом мультперсонаже — недотягивало и до 500 тысяч. Во-вторых, «Сейлор Мун» впервые явила миру историю сразу о нескольких героинях со сверхспособностями, которые еще и по-новому своей силой распоряжались — пользовались не развлечения ради, как в махо-сёдзё было принято до этого, а во спасение человечества.
Girl Power
女の子のパワー
Такой каст и сеттинг удачно наложились на третью волну феминизма, захлестнувшую мир как раз в начале 1990-х. Еще до Spice Girls, которым приписывают популяризацию фразы Girl Power, «Сейлор Скауты» демонстрировали в прямом смысле силу женской дружбы, причем такой, где у каждой из компании, подобно участницам брит-поп-группы, есть свой яркий (и, что немаловажно, правдоподобный и изменчивый, а не выхолощенно стереотипный) характер. Наравне с решающими битвами, в которых победа воительниц во многом подстегивалась дружбой, о Girl Power в аниме говорят и абсолютно бытовые ситуации. Влюбиться в одного мальчика, но сохранить между собой теплые отношения. Прийти поддержать подругу после расставания и расчесывать ей волосы, пока та рыдает. В одной из серий Сейлор Мун прямо проговаривает: «Ненависть к женщинам не должна существовать». В другой: «Ты зря недооцениваешь нас, девушек. Не такие уж мы и беспомощные, как считают некоторые мужчины». Подкрепляются слова и действиями — собственно, Сейлор Мун — первая в своем жанре героиня, которая не ждет спасения от мужчины, а лишь принимает от него моральную поддержку.
Поднималась в «Сейлор Мун» и созвучная с третьей феминистской волной квир-тематика. Так, например, о половой принадлежности Сейлор Уран до сих пор ходят споры — долгое время школьную ипостась героини, Харуку Тэнно, описывали как «и мужчина, и женщина», хотя позднее создательница вроде как объяснила, что «Харука всегда была девушкой». При этом героиня испытывает чувства к Сейлор Нептун и иногда, забавы ради, заигрывает с Сейлор Мун. В ряде стран (в том числе в США и в России) эта линия подверглась цензуре. Та же участь постигла, например, и любовь антагонистов Кунсайта и Зойсайта — их отношениям попытались придать семейный характер. Были андрогины и среди злодеев Сейлор-вселенной — например, Рыбий глаз, персонаж с мужской грудью и голосом, который носил женскую одежду. В странах с квир-цензурой его дали озвучивать женщине.
Тот факт, что сила Сейлор Мун и ее подруг буквально основана на традиционно приписываемых женщинам качествах (любовь, способность исцелять, эмпатия и так далее), можно считать недостатком и архаикой, а можно воспринимать и как антитезу токсично-маскулинным супергероям, так или иначе разрушающим в ходе схваток со злом все вокруг. К тому же идея того, что можно быть одновременно сильной и конвенционально женственной (хотя характер Сейлор Мун, особенно в первых сериях, часто характеризуют словом «мальчишеский», имея в виду задиристость, рассеянность, грубоватость в общении), самозабвенно переживать о судьбе мира и мечтать о собственной свадьбе — вполне себе в духе феминисток третьей волны. Другой вопрос, что для последних было принципиальным осознавать свой выбор, а капризная девочка-подросток Усаги Цукино (так зовут в миру Сейлор Мун) едва ли могла этим похвастаться.
Нормализация неидеальности
非理想性の正規化
В сущности, быть обычным подростком для Усаги Цукино едва ли не важнее спасения мира. «Я просто хочу быть нормальной девушкой», — произносит она в заключительном эпизоде первого сезона. Сейлор Мун — супергерой поневоле. И ее желание во что бы то ни стало оставаться такой, какой она была до того, как получила суперсилу, то есть быть гиперэмоциональной, пугливой, часто ленивой и потакать своим слабостям — во многом задерживало школьниц у экранов и сеяло в них вполне небесполезную и небанальную в этом возрасте мысль: быть неидеальной — это нормально. Бояться всего на свете и раз за разом спасать мир — не взаимоисключающие вещи. Совершить подвиг, а потом прийти поплакать в подушку и отрубиться, чтобы как можно скорее все это забыть, — это окей. «Она ноет о том, что ей нужно готовиться к вступительным экзаменам в старшую школу, а затем не дает астероиду размером с Техас врезаться в Токио», — описывала героиню Джоан Роулинг. В общем, Сейлор Мун выдавала своим поклонницам «право на провал» задолго до того, как появились соцсети и хештег #girlfailure. Точнее, делала все возможное, чтобы потом им не сообщал об их «правах» какой-то хештег.
Набор так называемых провалов, а на самом деле типичных подростковых и женских паттернов у Сейлор Мун достаточно солидный: начиная от нелюбви к учебе и заканчивая одержимостью видеоиграми и сложными отношениями с едой и собственным телом. Так, например, в первом сезоне героиню буквально потрясает тот факт, что она набрала полтора килограмма, — она тут же садится на жесткую диету, но не может ее выдержать и скатывается в переедание. На этом фоне как будто хочется посетовать на фигуры воительниц, недалеко ушедшие от Барби-стандартов тех лет. Но давайте все-таки помнить, что 1990-е — эра супермоделей, да и кроме того, попробуйте взвалить на себя ответственность за мир во всем мире: есть вероятность похудеть на одном только стрессе. Некоторые защищают выточенные тела Сейлор-скаутов еще и так: Power body не может не быть в отличной спортивной форме, потому что оно всегда должно быть готово дать злу мощный отпор.
Разговор о Male gaze здесь, впрочем, тоже имеет место. Да, героинь рисовала женщина, причем, как она сама говорит, изначально ее манга «была нарисована девушкой для девочек». Однако известно, что прежде чем адаптировать работу Наоко Такэути для телевидения, руководство Toei Animation — естественно, в лице мужчин — выкатило мангаке некоторые свои условия по изображению героинь. В частности, например, многие объясняют то, что перевоплощения в откровенно сексуальных матросок-скаутов преподносятся в аниме как целое зрелище со спецэффектами и обнаженными силуэтами.
Гид по моде 1990-х. В том числе, кутюрной
ファッションガイド
И все же то, как будут выглядеть герои, в основном определяла сама Наоко Такэути, фармацевт по образованию, с кружками по астрологии и манге в анамнезе и Робертом Мэпплторпом в кумирах. В частности, по одной из версий, именно ей (по другой — ее редактору в издательстве) принадлежала идея создать самые узнаваемые, «матросские» образы воительниц по мотивам японской школьной формы сейфуку (во вселенной Сейлор Мун это название, естественно, трансформировалось в сейлорфуку). Это была некая ирония над аниме, чьи героини, превращаясь в волшебниц, оказывались разряженными в вычурные наряды, в то время как в обычной жизни носили рубашки и юбки в складку. Для Такэути униформа стала отражением еще и личной истории: старшие классы принесли ей немало проблем с самоопределением, так что соответствующая одежда для ее героинь стала отличным способом подчеркнуть то, что они переживают аналогичные злоключения.
Что касается остальных образов, здесь Наоко очевидно держала руку на пульсе трендов своего времени, так что аниме-сериал легко мог служить модной шпаргалкой тогда, в 1990-х, и делает это сейчас, когда декада снова прокралась на подиумы и в молодежные гардеробы (о количестве тиктоков, где девушки примеряют образы в духе героинь «Сейлор Мун» вы, думаем, догадываетесь). Это ярко иллюстрируют не только рубашки и жакеты с мощными плечами (такие, судя по видеоинтервью, обожала и сама мангака), классные джинсовые комбинезоны с ободками и мини-юбки в тандеме с цветными колготками, но и прямые цитаты с подиумов того времени.
Одна из самых известных цитат здесь — белое платье-колонна из коллекции Christian Dior Haute Couture весна—лето 1992, в котором в одном из эпизодов появляется Принцесса Серенити, она же альтер эго Усаги Цукино из лунного королевства. На других воительницах в сериале можно увидеть, например, черное платье с цепочками из кутюрной коллекции Chanel осень—зима 1992 или платье с многочисленными вырезами, как на показе Thierry Mugler весна—лето 1991. Злодейки Сейлор-Вселенной тем временем также носят комбинезоны Thierry Mugler и могут в точности повторить, например, образ Кейт Мосс из кампании парфюма YSL Opium.
Christian Dior весна-лето 1992
Chanel осень-зима 1992-1993
Thierry Mugler весна-лето 1991-1992
В какой-то момент подиум и аниме-франшиза поменялись местами — и уже «Сейлор Мун» стала появляться в мудбордах дизайнеров, а не наоборот. Количество посвящений воительнице в модных коллекциях не уменьшается и по сей день, спустя 30 лет после выхода мультсериала. Сейлор Мун блистает на футболках массмаркет-гигантов вроде Uniqlo и вещах люксовых брендов типа KITH, незримо присутствует на подиуме Sandy Liang в виде бантиков на волосах моделей. Jimmy Choo воссоздают знаменитые сапожки Сейлор Мун с лунной символикой, а Vans и Casio выпускают навеянные франшизой кроссовки и часы. И без сомнений, с выходом нового фильма этот ряд значительно пополнится.