Blueprint
T

Вампир среди нас

KION и «Художественный» выпускают в повторный прокат фильм «Реальные упыри». Ему мы так или иначе уже признавались в любви, а вот Тайке Вайтити, который мало того что его срежиссировал, так еще и сыграл там вампира и самого обаятельного денди в одном лице, — нет. Исправляемся и рассказываем, почему этот оскароносный новозеландец — не только выдающийся кинематографист, но еще и икона стиля и просто отличный чувак.

«Кто такой Тайка Вайтити? Спросите у моего терапевта! — есть ролик, в котором режиссер отвечает на популярные в Google вопросы о себе. — Это то, над чем мы бьемся с ним прямо сейчас»‎. Нам, впрочем, кажется, что в этих словах Тайки все кокетство и скромность одновременно. На его фан-сайте (да, такой существует!) уже давно сформулировали четкий ответ на вопрос: «Для таких людей, как Вайтити, и был придуман дефис, ведь он — режиссер-комик-художник-писатель-фотограф-актер». У редакции The Blueprint, которая могла бы открыть российский филиал фанатского сообщества, есть еще несколько штрихов к портрету.

Белоснежный костюм + черные носки? Yes, please! 

Это сочетание, увидевшее свет на гала-ужине Time 100 в 2022 году, вполне могло бы оказаться в каком-нибудь списке worst dressed, но погодите — речь идет о Тайке, для которого шутка — суть всего, что он делает. Ключ к этому образу, как и ко многим другим выходам (и выходкам) Вайтити, подобрал Саша Барон Коэн — он написал эссе, когда журнал Time объявил Тайку одним из 100 самых влиятельных людей мира. Перечислял там заслуги режиссера, а потом осекся: «Извините, но этот парень реально начинает меня бесить. Мистер „Я чертов гений, но все равно весельчак“». Все так. Лавирование между интеллектуальным и идиотским, конвенционально нормальным и пощечиной общественному вкусу (именно так выглядел идеально сидящий белый смокинг и отвратительные в своей неуместности черные носки) — в этом весь Тайка.


Еще в этом образе читался пусть и маленький, но бунт. В 2017-м, когда Вайтити только-только представил свой фильм «Тор: Рагнарек» и его, выражаясь языком журналистов The Hollywood Reporter, «пригласили в высшую лигу режиссеров», он с порога заявил, что мужчины в Голливуде скучные. «Их стиль стерильный. Люди просто надевают уродливые брюки и запихивают в них уродливые белые рубашки. Для меня это не значит „хорошо одеваться“», — сказал тогда Тайка. При этом на съемки «Тора» он каждый день являлся в самом классическом костюме, точно на праздник. Свой перформанс объяснял так: «Я с самого детства хотел ходить на работу, не мог этого дождаться. Сейчас я в деле, и мне нравится прикладывать небольшие усилия, чтобы показать себя». Впрочем, уже через пять лет он сменит риторику на «Как я могу описать свой стиль? Ну, я просыпаюсь и надеваю то, что не пахнет дерьмом».


Мальчик с чувством юмора

Остроумие, которое теперь позволяет Тайке сочетать несочетаемое и снимать в кино, по его же словам, «всю неуклюжесть человечества», режиссер оттачивал с юности. Например, в середине 1990-х, собрав четырех парней из Университета Виктории в Веллингтоне в комический бэнд So You’re A Man (среди них был будущий постоянный соавтор Вайтити, Джемейн Клемент a.k.a Владислав из «Реальных упырей»), Тайка ездил по Новой Зеландии и Австралии, учил мужчин, как им справляться со своей тяжелой ношей — маскулинностью. Комики поднимали такие важные темы, как этикет в туалетах с писсуарами. Или подсказывали, где искать у женщины клитор. Иногда, если требовалась наглядность, надевали длинные парики и короткие юбки. Играли на гитарах, раздевались догола — в общем, развлекались как могли.


В начале нулевых Тайка, уже получивший Billy T Award (награда, которую в Новой Зеландии присуждают выдающимся молодым комикам), созрел для личного проекта и назвал его «Невероятное шоу Тайки». Спустя годы, правда, признался, что шоу было не таким уж невероятным, зато у него была классная афиша, которую Вайтити нарисовал сам.

Талант устраивать (не)вероятные шоу Тайка несет с собой сквозь года. В 2005-м, впервые получив приглашение на «Оскар» (жюри обратило внимание на его вторую короткометражку «Две машины, одна ночь»), он во время оглашения номинантов притворился спящим. Не выиграл. Спустя 15 лет взял реванш — получил статуэтку за лучший адаптированный сценарий к «Кролику Джоджо» и, сойдя со сцены и усевшись в зале, попытался запихнуть ее под сиденье перед ним (фанаты тогда шутили, что он ее там забудет, как пакет из-под попкорна). Но он не забыл и, более того, выразительно исполнил с ней в руках песню мести — напомнил журналистам, что в 2012-м этот его сценарий попал в черный список Голливуда, никто не хотел за него браться.

Король позинга и джентльмен

Если вы когда-нибудь умилялись тому, как Йе открывал двери машины перед Ким Кардашьян или одевался в черное, чтобы не затмить ее образ на ковровой дорожке, значит, вы не видели Тайку Вайтити, ползающего на коленях вокруг Риты Оры и расправляющего подол ее платья перед толпой фотографов. Или раздувающего ей на фотосессии волосы из садового фена. Или отбирающего у прессы технику, чтобы показать, КАК именно надо снимать его любимую женщину (естественно, снизу, чтобы ноги казались длиннее и стройнее).

Впрочем, Тайка бесподобен по обе стороны от камеры. Может снимать — может и сниматься: мастерство в области позинга он освоил в совершенстве. Вот на дорожке Time 100 он задумчиво кусает дужку очков. А вот на Met Gala жеманно кладет руки на плечи Риты Оры, а затем демонстративно лезет обниматься к Джимми Фэллону. На фотоколле в Сиднее принимает практически роденовскую позу. На спецпоказе «Тор: Рагнарек» вытягивает губы уточкой.

И да, никто лучше Тайки не сделает вид, что в разгар большой премьеры ему нужно узнать который час — чтобы продемонстрировать часы дружественного бренда. Cartier, Omega и Rolex, снаряжающие Тайку на красные дорожки, любят его особой любовью. Как и светские хроникеры, которых Вайтити обязательно указывает в своих соцсетях или хотя бы пишет что-то вроде «Эй, не знаю, как тебя найти, но я тебя ценю. Отметь себя, baby!»

Мастер цвета. И ярких аксессуаров

«Знаете всех этих режиссеров, которые стали режиссерами, когда им было восемь лет? — спрашивает Тайка в видео с Google-запросами о себе. — Так вот. Мне было около 30. До этого я был художником. Писал картины, — и продолжает с видом высоколобого критика: — Образные, немного вроде как экспериментальные. Писал маслом, — морщит нос: — Никакого акрила».

Найти картины Тайки в сети — большой квест. Мы уверены только насчет инсталляции из разноцветных кофейных капсул Nespresso, графического оформления альбома Shanks Pony новозеландского музыканта Эйджа Прайора и яркой, как наркотрип, обложки для журнала Exposure Lifestyles. Но почерк художника легко угадывается в том, как Вайтити одевается. Кстати, подбирать носки он умеет: смотрите, как ловко они перекликаются с его желтой шляпой на съемочной площадке (полагаем, «Кролика Джоджо»). И костюмы сложных оттенков он носит очень художественно: персиковую тройку Dzojchen на премии «Независимый дух», лавандовую пару на премьере финальных «Мстителей», кроваво-красный, очень вампирский наряд (тоже Dzojchen) на церемонии ICG Publicists Awards. И оцените сочетание на премьере «Вечных»: волосы цвета соль с перцем и костюм в серых оттенках Thom Browne — это серьезное графическое искусство.

Традиционные по цвету костюмы Тайка украшает акцентами — например, колье, которые по-панковски надевает поверх галстука или под бабочку. Темно-синий классический комплект Prada в его прочтении сочетается с увесистым изумрудом в ожерелье Cartier. А полосатый Louis Vuitton — с яркими бусами. Последние Вайтити вообще носит часто, как ДНК личного бренда, — не исключено, что так передает привет народу своего отца, маори. Маори он также посвятил некоторые из своих тату. Предки мамы Вайтити, кстати, — из русских евреев.

Бог гавайских рубашек

Неофициально Тайка Вайтити — обладатель самой большой коллекции рубашек с гавайскими мотивами. Официально — человек, которому они идут больше всего. Даже если это не так, он убедит вас в обратном. Взять хотя бы его легендарное появление на фестивале Comic-Con в 2017-м: костюм из рубашки и шортов в ананасах (по-честному напоминающий детский комбинезон-песочник). Тайка потом подпишет его в соцсетях так: «Простите, что вы — не я. #Бог». И тут же сделает кассу автору ананасов — лос-анджелесскому бренду Wallpapr, основанному оператором Кевином Госселином. Госселин еще долго будет благодарить Вайтити и рассказывать, как после знаменательного выхода режиссера принимал заказы со всего мира. Потом Тайка найдет себе верного единомышленника в лице Джеффа Голдблюма и соучредит с ним «круг анонимных тайгоголиков» (читай: любителей рубашек с пальмами, бананами и ананасами).

Вайтити с детства любил ярких людей и к ним тянулся — в маленьком городке с населением в 300 человек. По его воспоминаниям, он мог часами разглядывать журналы в поисках похожих на себя персонажей — так он влюбился, например, в Боба Марли. И до сих пор отмечает его fashion-влияние: «Боб Марли очень ценил качественную ткань, как и я».


На вопрос, где Вайтити берет все свои рубашки (без шуток, это один из самых популярных запросов в поисковике), Тайка отвечает: «Большую часть своих вещей я украл. У меня великолепный стилист [Жанна Ян. — Прим. ред.]», она доставляет мне одежду, я ее примеряю, а потом не всегда отдаю".


Место в модном ряду

Последние несколько сезонов Тайка Вайтити вместе с Ритой Орой активно отмечается в первых рядах больших шоу — от Fendi и Dior до Prada. Это тот случай, когда селебрити-дрессинг не портит, а, напротив, украшает показы домов. Режиссер и его стилист как будто сознательно избегают самых хитовых и китчевых (а значит, успевших замылить глаз) вещей, делая ставку на классические позиции. Не лишая себя при этом возможности развлечься — например, срифмовать серый классический костюм с расстегнутой на верхние пуговицы гавайской по крою рубашкой и шузами.


Близкого приятеля Вайтити, актера Джеффа Голдблюма, мы прямо сейчас видим в осенней рекламной кампании Prada. С нетерпением ждем момента, когда этот или другой модный дом придет с аналогичным предложением к Тайке. Ведь он, как мы уже убедились, своей божественной харизмой может сделать кассу любому бренду.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}