T

Стиль в фильме: «Семейка Тененбаум»

ТЕКСТ: Катя Фисенко

 3 мая в российский прокат выходит «Остров собак», новый анимационный фильм Уэса Андерсона, девятый полный метр на его счету. По этому случаю вспоминаем «Семейку Тененбаум» — фильм, во многом определивший фирменный стиль режиссера.

Тененбаумы — семья детей-вундеркиндов, о которых мать семейства Эвелин напишет целую книгу. Но несмотря на выдающуюся гениальность каждого из них, судьба их складывается весьма неудачно. Марго, писавшая блистательные пьесы, несчастлива в браке, жизнерадостный когда-то Ричи бросил спортивную карьеру, умница-финансист Чес потерял жену в авиакатастрофе и озабочен безопасностью своих сыновей. И даже сама Эвелин вот уже 18 лет не проводила время с мужчиной.

Все так или иначе винят в этих проблемах отца — Рояла Тененбаума, бросившего семью двадцать лет назад. Однако когда его бывшая, но юридически все еще жена, собирается замуж за своего одетого с иголочки бухгалтера, Роял в припадке ревности решает вернуться. И, кажется, именно тут начинается история настоящей семьи и искренней любви.

Андерсон вдохновлялся фильмом Орсона Уэллса «Великолепные Эмберсоны», отсюда мотив падения великой семьи; повестью Сэлинджера «Фрэнни и Зуи» — историей про умных молодых людей с эмоциональными проблемами. Много отсылок здесь и к любимому мультфильму Андерсона «Рождество Чарли Брауна»: от говорящего внешнего вида героев до саундтрека — песни Christmas Time is Here Винса Гаролди, звучащей, когда отец и дочь наконец оказываются вдвоем.

У каждого в этом доме есть своя одежда, которой они остаются верны всю свою жизнь. Прагматичный Чес предпочитает костюмы: в детстве деловой с десятком одинаковых галстуков в шкафу, а позже — спортивный adidas, Роял — двубортный серый пиджак и затемненные очки, Эвелин — костюмы пастельных тонов, а влюбленные Ричи и Марго — бежевую верхнюю одежду поверх спортивной, он шерстяной костюм, она шубу. Над костюмами в фильме работала дизайнер Карен Пэтч. Уэс Андерсон поставил перед ней задачу ничего не покупать, а сделать все самостоятельно. В 2002-м за этот фильм она взяла главный приз премии Гильдии художников по костюмам.

ДОМ

«Семейка Тененбаум» — единственный фильм Андерсона, снятый в Нью-Йорке и про Нью-Йорк. Но несмотря на это режиссер нарочито избегал любых намеков на точные локации: все адреса были выдуманы, а уличные знаки изменены. Для него было принципиально важно, чтобы пространство фильма не идентифицировалось с Нью-Йорком. Тем не менее дом, который купил Роял Тененбаум, существует на самом деле и находится по адресу 339 Конвент-авеню в Гарлеме. По словам художника-постановщика фильма Дэвида Васко, стены в доме Тененбаумов перекрашивались несколько раз до тех пор, пока не стали розовыми. Именно того же цвета рубашка Рояла, костюмы Эвелин, кашемировые перчатки Марго и даже брюки дворецкого Пагоды. Дом оказывается не только хранителем семейной истории, но и частью самой семьи — это место, где выросли маленькие вундеркинды и куда они вернулись спустя два десятка лет.

МАРГО

Марго Тененбаум — приемная дочь с писательским талантом. Она курит с двенадцати лет, успела завести с десяток любовников, спит со всегда мечтавшим стать Тененбаумом Элаем Кэшем и мастерски скрывает все это от собственного мужа — невролога Ралея. Она носит полосатое теннисное платье Lacoste, норковую шубу в пол и кожаные лоферы G.H. Bass & Co., подводит черным глаза и дополняет идеальное каре яркой заколкой для волос. Чрезвычайная серьезность сочетается с откровенной инфантильностью.

По просьбе Карен Пэтч специально для фильма Fendi сшили две шубы карамельного цвета: одну для маленькой Марго, вторую для взрослой. С платьем пришлось чуть сложнее: Андерсон хотел, чтобы героиня носила именно Lacoste, но на тот момент бренд не выпускал вещи с полосатым принтом. Поэтому Пэтч сшила платье сама, попросив прислать ей ткани.

РИЧИ

Ричи Тененбаум — романтик и единственный ребенок, чувствовавший отцовские любовь и внимание. Он всегда одет в бежевый монохромный костюм из верблюжьей шерсти (напоминающий стиль самого Андерсона), белую рубашку поло, повязку и напульсники Fila. Взрослым он начинает носить солнцезащитные очки, в точности такие же, что надел его отец, объявляя детям о разводе.



Именно Ричи — центральная фигура фильма, и именно он вынуждает всю семью собраться вместе, а вскоре — наконец подружиться.

Ричи с детства влюблен в сестру Марго, и вся его жизнь пропитана зависимостью от нее: когда она выходит замуж, он трагично и немедленно прекращает блестящую теннисную карьеру, а когда становится известно о плеяде ее любовников, решает покончить с собой под песню Элиота Смита Needle in the Hay. Он состригает волосы, обнажая лицо: больше он не готов скрывать свои чувства. Но только в самом конце, уже после стрижки, он снимает темные очки — открывая перед зрителем и самим собой свои устало-грустные зеленые глаза. В этой сцене вместе с внешностью Ричи меняется и сама картинка: вместо насыщенных теплых тонов — холодно-голубые, а вместо одноплановых сцен— быстро сменяющиеся кадры-воспоминания.

Работая над героем Люка Уилсона, Пэтч вдохновлялась образом шведского теннисиста Бьорна Борга — звезды мирового тенниса 1970-х. Позже у Борга появился одноименный бренд одежды, чья весенняя коллекция 2018 года очевидно отсылает к фильму Андерсона — тут и спортивные костюмы красного и черного цветов, и шуба поверх них, и повязки на голову, и стрижки моделей в точности как у детей Тененбаум, и даже заколки для волос по правую сторону от пробора.



Бьорн Борг

Не исключено, что Борг со своей любовью к красному цвету послужил вдохновением не только для образа Ричи, но и для героя Бена Стиллера.

Björn Borg, весна-лето 2018

ЧЕС

Уже подростком Чес стал успешным финансистом и выкупил у собственного отца дом. В детстве он жил в самой аскетичной комнате, разводил пятнистых крыс и носил одинаковые рубашки, галстуки и пиджаки каждый день. Став старше, Чес не утратил прагматичную жилу, но костюм сменил — в универсальных спортивных брюках и олимпийке спасаться от потенциальной опасности куда удобнее.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}