Colette Vs.
Opening Ceremony
Международная сеть магазинов Opening Ceremony и парижский концепт-стор Colette почти двадцать лет оставались флагманами инди-консюмеризма. Вспоминаем, как они пришли к оглушительному успеху, и разбираемся, почему этот успех оказался не бесконечен.
Вчера, 5 февраля, в нью-йоркском кинотеатре Metrograph прошла закрытая премьера документального фильма Colette, Mon Amour — о жизни культового концепт-стора, внезапно закрывшегося в 2017-м. Снял картину французский фэшн-фотограф и режиссер Хью Лоусон-Боди при участии немецкого издания о моде Highsnobiety. В фильме то и дело появляются знаменитости, которые в разное время сотрудничали с Colette и, что еще важнее, нежно его любили. Среди них Канье Уэст, Фаррелл Уильямс и Верджил Абло (Colette был первой площадкой, которая начала продавать его бренд Off-White). «Сара знала, что ты будешь хотеть, еще до того, как ты сам это захочешь», — говорит в фильме Фаррелл о Саре Андельман (дочери основательницы Colette), а Канье Уэст прямо во время съемки достает телефон и решает позвонить Саре с просьбой открыть новый Colette — совместно с ним. Она, к сожалению, на звонок не ответила.
Основательница Colette Колетт Руссо никогда не называла конкретную причину закрытия концепт-стора, но можно предположить, что это очередное свидетельство нерентабельности физических магазинов в мире побеждающих онлайн-продаж. Как и закрытие сети универмагов Opening Ceremony, на счету которой были коллаборации с Maison Margiela и Uniqlo, Хлоей Севиньи, художником Kaws. И даже с Colette. Самое время вспомнить, как эти магазины стали легендарными.
НАЧАЛО
Opening Ceremony
2001 год. Нью-Йорк. Старые друзья и инсайдеры фэшн-индустрии Умберто Леон и Кэрол Лим решили открыть собственный мультибрендовый магазин. Кэрол до этого работала менеджером-консультантом, а Умберто руководил отделом дизайна GAP. Леон и Лим поставили перед собой глобальную цель — сделать дизайнеров других стран достойной альтернативой американцам и открывать филиалы универмага по всему миру. Название Opening Ceremony — реверанс в сторону Олимпийских игр, в частности — торжественной части, «церемонии открытия», возрожденной бароном Пьером де Кубертеном. Каждый год Opening Ceremony будет выбирать страну, дизайнеров которой будет активно поддерживать.
В 2002-м открывается первый магазин Opening Ceremony в нью-йоркском Сохо, на Ховард-стрит. Сразу же Кэрол и Умберто запускают одноименную марку одежды, которая представлена в универмаге наряду с брендами, найденными основателями во время путешествий. Однако первым хитом продаж становятся бразильские шлепанцы Havaianas.
Магазин Opening Ceremony в Сохо
Colette
1997 год. Париж. Журналистка и предпринимательница Колетт Руссо решает закрыть свой магазин одежды в районе Сантье и начинает присматриваться к помещению на Rue Saint-Honoré, прямо под своей квартирой. Вместе с дочерью Сарой Андельман, выпускницей парижского École du Louvre, они открывают концепт-стор под названием Colette. Идея кажется одновременно гениальной и революционной в эпоху расцвета люксовых марок: разместить в одном помещении с ними streetwear-бренды.
Логотип для Colette разрабатывает графический дизайнер Гийом Вульф, а еще один дизайнер (а также стилист и фотограф) Милан Вукмирович становится сооснователем концепт-стора. Через пять лет он покинет бизнес, соблазнившись предложением Jil Sander, но и без него дела Colette продолжат идти в гору. Концепт-стор выпустит свой первый музыкальный сборник, научится сотрудничать с местными музыкантами, молодыми дизайнерами и деятелями искусства.
Колетт Руссо с дочерью Сарой Андельман
РАСЦВЕТ
Opening Ceremony
Через пять лет Opening Ceremony уже готов к экспансии. В апреле 2007-го они открывают магазин в Лос-Анджелесе, в Западном Голливуде, в бывшей танцевальной студии Чарли Чаплина. На первом этаже продают как прошлые, так и актуальные коллекции марки, а на втором представлена одежда других брендов: Acne Studios, Alexander Wang, Topshop, Band of Outsiders. Тогда же Opening Ceremony активно включаются в гонку коллабораций, выпуская совместные коллекции с актрисой Хлоей Севиньи, режиссером Спайком Джонзом и Uniqlo. А открытие флагманского универмага в Токио в 2009-м отмечают выпуском коллекции Opening Ceremony x KAWS x Kiehls. В 2010-м Maison Martin Margiela поучаствовал в своей первой коллаборации, как раз таки с Opening Ceremony — единственным предметом в этой коллекции стала шариковая ручка, украшенная пером.
Maison Martin Margiela x Opening Ceremony
Opening Ceremony x Сolette
Еще одна знаковая коллаборация 2010 года — совместная коллекция аксессуаров Opening Ceremony и парижского Сolette. Тогда зажигалки, сумки-тоуты и футболки с надписью Tout Va Bien были просто сувенирной продукцией двух культовых ретейлеров, а сегодня (для тех, кто успел приобрести этот мерч) — это напоминание о навсегда ушедшей эпохе.
2011-й становится для основателей Opening Ceremony знаковым годом — руководство LVMH предлагает Умберто и Кэрол занять пост креативных директоров Kenzo, и они соглашаются.
В 2012-м марка Opening Ceremony отмечает десятилетие. В честь этого бренд выпускает линию сумок, журнал и книгу, посвященную своей истории. На счету бренда уже 8 магазинов, а также два pop-up’а в Нью-Йорке и Лондоне. Коллекции одежды Opening Ceremony представлены в 400 точках, в том числе в Barneys, Nordstrom и Bergdorf Goodman в Нью-Йорке, Brown’s и Harvey Nichols в Лондоне, Printemps в Париже, Lane Crawford и Mitsukoshi в Японии и многих других. «Мы с Кэрол создали свой бизнес сами, поэтому нам известно, что представляет из себя эта индустрия на самом деле. Мы видим, на какие моменты нужно сделать упор и в чем совершенствоваться», — рассказывает Умберто.
Yoko Ono x Opening Ceremony
Следующие 7 лет Opening Ceremony продолжают сотрудничать со всемирно известными брендами и деятелями культуры. Терри Ричардсон снимает для них лукбук, Йоко Оно создает мужскую коллекцию, а Marques’Almeida выпускают совместно с брендом первую унисекс-линию. Более того, по просьбе покупателей Opening Ceremony запускают еще и линию детской одежды.
Opening Ceremony не боятся экспериментов — в 2018-м они проводят показ в калифорнийском Диснейленде, выпускают коллаборацию с Burberry на основе архивных силуэтов бренда и демонстрируют новые коллекции в формате дрэг-шоу.
Rene Magritte x Opening Ceremony
Показ Burberry в Диснейленде
Burberry x Opening Ceremony
The Gift of Showz
Colette
В 2008-м Colette устраивает реновацию, за которую отвечает японский архитектор Масамити Катаяма. Всего за два месяца он расширяет пространство концепт-стора, в нем появляется еще больше места для размещения косметической продукции и streetwear-брендов и открывается легендарный Le Water Bar.
После ремонта в истории Colette открывается новая глава. Концепт-стор (так же, как и Opening Ceremony) делает ставку на коллаборации. Первой и одной из самых знаковых становится сотрудничество с Barbie, в рамках которого Джереми Скотт, Роксанда Илинчич и еще несколько дизайнеров кастомизировали культовую куклу. В этом же году Colette выпускает эксклюзивные футболки с брендом BAPE в цвете colette blue. Такой оттенок синего они еще не раз будут использовать совместно с другими брендами, но самым знаковым станет ограниченный тираж платков Brides de Gala от Hermès. Ведь до того легендарный бренд сторонился коллабораций.
Платок Brides de Gala от Hermès
What About Yves
Colette становится центром притяжения как для модной парижской молодежи, так и для туристов и знаменитостей мировой величины. Карл Лагерфельд, один из главных поклонников концепт-стора, заявляет, что это единственный магазин, в котором он покупает вещи, ведь только здесь можно приобрести что-то эксклюзивное. В 2011-м дизайнер договаривается с Colette об открытии поп-ап-стора, в котором покупатели смогут кастомизировать свои сумки Chanel.
В 2012-м Colette отмечает пятнадцатилетие и приглашает жителей и гостей Парижа на двухдневный «карнавал» с воркшопами от парфюмеров, соревнованиями кондитеров, пин-понгом и уличными художниками, рисующими на майках.
Следующие два года истории Colette были омрачены скандалом с Saint Laurent и ограблением. В 2013-м Эди Слиман становится креативным директором французского модного дома и избавляется от Yves в названии бренда. Colette оперативно реагирует на революционный жест Слимана и закупает у бренда What About Yves футболки с надписью Ain’t Laurent Without Yves. После этого Saint Laurent отказывается выставлять свои вещи в концепт-сторе и просит ликвидировать еще не распроданные экземпляры. А в конце марта 2014 года в Colette врываются двое грабителей и, проведя в магазине около 5 минут, уносят часы и украшения общей стоимостью 600 тысяч евро. Оба эти события стали для Colette проверкой на прочность, но также безусловно повысили число упоминаний концепт-стора в прессе.
В 2014-м Colette выпускают едва ли не рекордное число совместных коллекций: The Simpsons X ELEVEN PARIS, Billionaires Boys club, Apple Watch и довольно эпатажную Hello Kitty X Playboy X Colette. Запуск последней отмечают в кабаре Crazy Horse, с Канье Уэстом за диджейским пультом.
В 2017-м Colette начинает сотрудничество со Style.com. Теперь все эксклюзивные вещи из коллабораций можно будет приобрести на сайте онлайн-ретейлера.
Концепт-стор отмечает свое двадцатилетие инсталляцией в Париже и коллаборациями с 20 брендами — от Nike до Balenciaga. Карл Лагерфельд размещает на первом этаже магазина коллекцию чехлов для телефона, футболок и постеров со своими рисунками, а новый креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарело возобновляет сотрудничество модного дома с Colette и выпускает к юбилею концепт-стора кастомизированные доски для скейтбординга, аксессуары, рубашки, свитеры и даже скутеры Vespa.
Падение
Opening Ceremony
В 2019-м жизнь и деятельность Умберто Леона и Кэрол Лим круто меняются: дизайнеры покидают Kenzo и продают торговую марку Opening Ceremony и интеллектуальную собственность итальянской компании New Guards Group. Той самой, которой принадлежат Off-White, Heron Preston и другие успешные streetwear-бренды. В заявленных планах New Guards Group: перезапуск сайта бренда на базе платформы Farfetch (который приобрел компанию в августе 2019 года), открытие нового шоурума марки в Париже и перенос производства в Милан. Лим и Леон по-прежнему занимают позицию креативных директоров Opening Ceremony.
14 января 2020 года Opening Ceremony через собственный Instagram объявляют о закрытии всех мультибрендовых магазинов компании и переносе продаж собственных коллекций в онлайн. «Мы ненадолго отходим от мультибрендового ретейла, чтобы вернуться с новым опытом, вдохновленными и окрыленными любовью, чувством, которое всегда отличало Opening Ceremony», — отметили Лим и Леон.
Colette
В отличие от Opening Ceremony Colette не имел филиалов и был единственным в своем роде, поэтому для многих туристов именно посещение концепт-стора было важной причиной приехать в Париж. За 20 лет существования Colette успел стать крайне модной точкой на карте города, здесь не только продавали одежду. Здесь выступали звезды, проводились автограф-сессии и вечеринки. По количеству модной молодежи на Rue Saint-Honoré можно было понять, что Colette где-то поблизости, но мало кто понимал, что и конец эпохи буквально за углом.
Колетт Руссо и ее дочь Сара Андельман всегда предвидели глобальные тенденции. Они первыми закупили Off-White Верджила Абло и поверили в выпускницу Saint Martin’s Мари Катранзу. Они же, судя по всему, знали, какая судьба ждет универмаги, и самостоятельно закрыли двери Colette за несколько лет до того, как это пришлось сделать Opening Ceremony или Barney’s.
20 декабря 2017 года Colette закрывается. Как признается сама мадам Руссо, она решила оставить магазин и «заняться собой», а «Colette никак не может существовать без Колетт». Сара Андельман написала в официальном Instagram @colette: «Все хорошее когда-нибудь заканчивается». Уходить на пике популярности — большая редкость в современном мире, тем более что для Colette не составило бы труда найти нового генерального директора или продать концепт-стор крупному конгломерату. Но Сара и Колетт решили поставить точку.