Битва:
Crocs против Birkenstock
Кроксы и биркенштоки переживают свои лучшие времена. «Уродливая, но удобная» обувь прочно вошла не только в базовый гардероб, но и в высокую моду: Демна Гвасалия ставит кроксы на каблуки, а Birkenstock делают коллаборацию с Jil Sander, которая поступит в продажу сегодня и, уверены, соберет в ЦУМе очередь, соразмерную той, что стоит за вакциной. Основательница телеграм-канала «ШМОТ» Залина Амирова разбирается, как обувь, которая всегда считалась совсем не модной, проделала путь до подиумов и статуса абсолютного маст-хэва и кто же все-таки моднее — Crocs или Birkenstock?
Crocs
Birkenstock
vs.
ПРАКТИЧНОЕ ПРОШЛОЕ
История возникновения кроксов — это про дружбу, предприимчивость и немного про плагиат. Большой сказ о галошах с дырками начался во время морской прогулки трех друзей-бизнесменов, один из которых — Скотт Симанс — похвастался удобной резиновой обувью, которая не скользила на палубе и не натирала ноги. На нем была пара канадского бренда Foam Creations — позже, в 2004 году, он станет частью Crocs.
Джорджу Бодекеру и Линдону Хэнсону настолько понравились шлепки из вспененной смолы, что они увидели в ней большой коммерческий потенциал. Вскоре друзья закупили материал у Foam Creations, добавили к канадской модели ремешок и выпустили 200 кроксов, которые распродались на ближайшей выставке яхт Fort Lauderdale International Boat Show. Официальная дата основания Crocs — 2002 год. Тогда была зарегистрирована торговая марка. Кстати, первое название резиновой обуви было Beach, но потом кто-то заметил, что она очень похожа на морду крокодила.
В отличие от кроксов, биркенштоки не были результатом заимствований — в основе их дизайна лежит настоящее революционное изобретение. В 1892 году немецкий сапожник Конрад Биркеншток создал стельку, повторяющую неровности стопы, и стал выпускать с ней обувь. Она вызвала такой ажиотаж, что сапожнику пришлось купить большую фабрику и работать буквально днем и ночью. Сандалии с ортопедической стелькой, которые приходят на ум при упоминании имени Birkenstock сегодня, выпустил в начале 1960-х сын Конрада, Карл. Он предметно изучал ортопедические свойства обуви и предположил, что в таких шлепках занятия спортом будут более эффективными. Логика была простой: чтобы сандалии не спадали, придется напрягать пальцы ног, благодаря чему пойдет дополнительная нагрузка на икроножные мышцы.
ОЧЕНЬ УДОБНЫЕ, НО ПОКА ОЧЕНЬ НЕ МОДНЫЕ
Кроксы тоже постигла безрадостная участь. Они закрепились в сознании многих как обувь врачей, поваров, официантов и дачников: их носили те, кому долго приходилось стоять на ногах в течение рабочего дня. В 2010-м журнал Time и вовсе включил Crocs в список 50 худших изобретений. В издании посчитали, что в резиновых тапках лучше всего стирать одежду, но не ходить по улице, а лицо школы Parsons и проекта «Подиум» Тим Ганн назвал кроксы «пластиковыми копытами». «Я знаю, что это удобно. Я это понимаю. Но если вы хотите одеваться так, будто вы никогда не вставали с постели, лучше не вставайте с постели», — сказал он. Казалось, это была модная смерть Crocs.
Видимо, только практичные немцы могли оценить комфорт биркештоков. За пределами Германии их не поняли. В США, где в 1971 году открылось первое представительство Birkenstock, продажи шли плохо, продавцы розничных магазинов буквально отказывались торговать «уродливой» обувью. Шлепки удавалось продавать только в магазинах, которые специализировались на здоровом образе жизни. В это время за биркенштоками прочно закрепилась репутация «обуви для пенсионеров»: в основном их носили пожилые люди, у которых болели ноги.
А ТЕПЕРЬ — МОДНЫЕ!
Все изменилось в 2016-м: топ-менеджеры Crocs каким-то чудом уговорили шотландского дизайнера Кристофера Кейна на коллаборацию — так появились кроксы с камнями и минералами в отверстиях. Хотя официальная версия гласит, будто Кейн сам пришел к Crocs с предложением о коллаборации: «Меня вдохновляет то, что многие считают их „уродливыми“ и совсем не женственными, созданными точно не для того, чтобы украшать образ. Для меня лично самое главное в них — это то, что они крайне функциональны и комфортны, и поэтому они мне так нравятся», — сказал дизайнер журналистам. Как ни парадоксально, обувь с мордой крокодила стала ассоциироваться с модой, когда стала еще уродливее. Причем стоили дизайнерские кроксы, как полноценные туфли люксового бренда: 26 тысяч против 3 тысяч рублей за обычную модель Crocs. Эта коллаборация стала счастливым билетом для бренда.
Биркенштоки сделали это чуть раньше кроксов, с легкой руки Фиби Файло. В 2010-м она показала коллекцию Celine, в которую вошли тапки, похожие на модель Arizona, только с цветным мехом. Хоть это было подражание, а не сотрудничество с авторами оригинала, шлепки заметили — и пошла череда уже настоящих коллабораций, которую открыла коллекция с Opening Ceremony в 2019-м.
Статус it-обуви ортопедические шлепки получили летом 2020-го. Proenza Schouler заменили у самой популярной модели Arizona пряжки на липучки и добавили белую строчку. Стефано Пилати сделал биркенштоки с эластичными резинками и в леопардовом принте. Valentino вывели на целиком черных и красных шлепках буквы VLTN. А в коллаборации со Stussy мы увидели клоги, обтянутые вельветом. Пока многие бренды подсчитывали убытки из-за пандемии, Birkenstock отчитался о рекордном количестве проданных пар — 20 миллионов. В 2021-м компания пополнила свой список коллекциями с Toogood и Rick Owens. На подходе — шлепки и клоги, придуманные Jil Sander.
Crocs x Christopher Kane
После же совместной коллекции с Christopher Kane последовала еще одна. В 2017 году Демна Гвасалия вывел на подиум Balenciaga кроксы на 10-сантиметровой платформе, с джибитсами (специальными значками для украшения кроксов) в виде цветов и собак. Он предлагал их носить с летящими платьями. Обувь была распродана за три часа, моментально завирусилась в сетях и стала предметом шуток, но это не помешало кроксам превратиться из удобных, но страшных тапок в модную пару. На Forbes вышла статья с заголовком «Balenciaga x Crocs — самая уродливая обувь на свете, и я их люблю», Washington Post напиcал про возвращение резиновых сабо и про невероятный взлет прибыли Crocs, а сами кроксы наконец стали частью модного контекста.
Birkenstock x Rick Owens
Celine, 2010
Birkenstock x Proenza Schouler
Birkenstock x Opening Ceremony
Balenciaga x Crocs
ОБУВЬ-МЕМ
Параллельно с тем, как Crocs входили в моду, они превращались в поп-культурный феномен, обрастая не только фан-базой, но и мемами. Отчасти бренд сам провоцировал аудиторию своими коллаборациями. Мы видели «взбесившиеся» панк-клоги с металлическими шипами — результат союза с универмагом Barneys. В коллекции с KFC были клоги с корочкой, как у жареной курочки. Резиновые сабо не только выглядели как фастфуд, но и пахли соответствующе: солд-аут случился за 30 минут, но в соцсетях еще долго не могли забыть ту пару. Стоит ли говорить о недавнем «хите» Crocs x Balenciaga из коллекции весна-лето 2022 французского бренда? Кроксы на каблуках на несколько недель погрузили модное сообщество в шок и недоумение, а среди аудитории породили массу поводов для мемов.
Этот бренд поддерживает более солидный статус, поэтому сам мемы не провоцирует. Но ничего, поклонникам марки хватило воображения. Так, в феврале этого года мир узнал о бренде MSCHF, который специализируется на кастомизации вещей. Дизайнеры марки сделали биркенштоки из сумки Hermès Birkin и назвали их Birkinstock. Такую «уродливую обувь» могут себе позволить далеко не все: цена за пару достигает $76 тысяч. Новость быстро разлетелась по соцсетям в сопровождении комплиментов гениальности дизайнеров. Давно пора было заметить созвучность этих названий — бренда доступной ортопедической обуви и одной из самых дорогих сумок.
Hermès Birkin
Crocs x KFC
Crocs x Barneys
ЛЮБОВЬ ЗВЕЗД
Помимо дизайнеров Crocs активно вовлекли в свою модную банду звезд. Бренд регулярно выпускает коллаборации с артистами. Дырявые сабо по дизайну Джастина Бибера раскупили за считаные минуты, за кроксами со светящимися грибами от диджея Diplo выстроилась очередь, а Post Malone выпустил аж пять дропов с Crocs. Коллаборацию с брендом сделала даже российская группа Little Big. Неудивительно, что самые известные инфлюенсеры переобулись в резиновые клоги. Фото Ники Минаж в розовых сабо спровоцировало сбой в работе сайта Crocs: фанаты понеслись скупать такие же. А падчерица вице-президента Камалы Харрис Элла Эмхофф, выпустила свою линию трикотажа и сказала, что ее «платья можно носить только с Crocs».
В какой-то момент кроксы стали такими популярными, что появились на красной дорожке. Амир Томпсон, известный как Questlove, пришел на церемонию «Оскар» 2021 в золотых дырявых сабо.
Биркенштоки на красной дорожке мы пока не видели, но они компенсируют присутствием в соцсетях. Нет обуви удобнее сандалий с анатомической подошвой, так что сегодня их носят все, от Кайи Гербер и Кендалл Дженнер до Шарлиз Терон.
Сегодня «дедовских тапок» не чураются даже редакторы глянца — от внушительной коллекции биркенштоков бывшего шеф-редактора Vogue.ru Маши Поповой изрядно кружилась голова. Кроксы регулярно фигурируют в модных съемках, а Birkenstock радуют красивыми и качественными рекламными кампаниями. Кадры для коллаборации с Jil Sander лично мы не устаем пересматривать. Так и до заметных светских выходов недалеко.
Birkenstock x Jil Sander