Blueprint
T

Как слеза: почему высокие ювелирные бренды снова и снова возвращаются к бесцветным бриллиантам

Как слеза: почему высокие ювелирные бренды снова
и снова возвращаются
к бесцветным бриллиантам

ТЕКСТ:
Лидия Агеева


РЕДАКТОР:
СВЕТЛАНА ТАНАКИНА

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":7,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Текст: ЛИДИЯ АГЕЕВА

выбор украшений: Светлана Танакина

В Париже прошли презентации коллекций высокого ювелирного искусства, и главным героем вновь стал бесцветный бриллиант. Почему ювелиры раз за разом выбирают классику? И как это связано с изменившейся экономической ситуацией?

Утро. Вандомская площадь. У бутика Chopard на углу с улицей Сент-Оноре очередь из журналистов и потенциальных покупателей новинок высокого ювелирного искусства. После тщательной проверки одного за другим гостей запускают в бутик через двойные прозрачные пуленепробиваемые двери.

Утро. Вандомская площадь. У бутика Chopard на углу с улицей Сент-Оноре очередь из журналистов и потенциальных покупателей новинок высокого ювелирного искусства. После тщательной проверки одного за другим гостей запускают в бутик через двойные прозрачные пуленепробиваемые двери.

На втором этаже нас ждет главный герой новой коллекции Каролины Шойфеле The Garden of Kalahari — алмаз «Королева Калахари» (The Queen of Kalahari) в 342 карата. Его нашли год назад в Ботсване на руднике Карове. Правда, целым мы его уже не увидели: огромный алмаз было решено распилить на 23 крупных бриллианта (пять из них общим весом более 20 каратов). Результат — уникальный сет из шести предметов (колье-трансформер, серьги, браслет-манжета, два кольца, часы с секретом) и 55-минутный документальный фильм Алексиса Веллера о создании коллекции. «Это особенный камень — у него ни с чем не сравнимая энергетика и эмоциональный заряд! Он не мог просто остаться нашим трофеем, поэтому мы решили придумать для него предназначение, достойное его статуса», — рассказала Каролина Шойфеле. Самый дорогой сет в истории ювелирного дома будут продавать комплектом: Каролина уверена, что части такого редкого камня ни в коем случае нельзя отправлять к разным владельцам. По слухам, в день презентации уже началась битва за эти украшения между двумя клиентами.

Алмаз
The Queen of Kalahari

Бриллианты были в центре внимания и по другую сторону Вандомской площади, ближе к улице Де ла Пе. Креативный директор Boucheron Клер Шуан представила мини-коллекцию Lierre de Paris, состоящую из сета четырех украшений: колье, часы с секретом, браслет и кольцо выполнены из белого золота в форме листьев плюща и богато усыпаны бриллиантами. У Chaumet в новой коллекции Insolence главный акцент тоже на бесцветные бриллианты, но уже в сочетании с белым и розовым золотом. Louis Vuitton обновили коллекцию Blossom: в отличие от летней версии в основе зимней — бледные драгоценные камни в окружении бесцветных бриллиантов. И исключительно бриллиантовые сеты. Даже Виктуар де Кастеллан, креативный директор ювелирного направления дома Dior, чьи работы невозможно представить без цветных камней, окружила любимые опалы бесцветными бриллиантами.

Insolence, Chaumet

Insolence, Chaumet

Dior et d’Opales, Dior

Любители украшений всегда с особым нетерпением ждут январские коллекции высокого ювелирного искусства. По сравнению с летними они более компактные, а значит, ювелиры могут смелее экспериментировать. Почему же вместо игры в цветные камни крупные ювелирные дома решили сделать ставку на бесцветный бриллиант — самый классический драгоценный камень, который с легкой руки героини Мэрилин Монро прозвали «лучшим другом девушек» еще в 1950-е годы?


«Бриллиант — общий знаменатель ювелирных украшений» — эту фразу я впервые услышала от Николы Булгари», — поясняет Марион Фейзел, ювелирный обозреватель американского InStyle, автор книги Diamonds: a Century of Spectacular Jewels и основательница сайта The Adventurine. — С ним сложно не согласиться, ведь по сути бриллианты есть в каждом произведении высокого ювелирного искусства, даже когда в центре — цветные драгоценные камни».

 The Garden of Kalahari, Chopard

Coco avant Chanel, Chanel

Blossom, Louis Vuitton

 The Garden of Kalahari, Chopard

До 1889 года, когда сокровища французской короны были выставлены на аукцион, бриллианты (как и другие драгоценные камни) были доступны только представителям королевских семей. С этого момента принято отсчитывать современную историю драгоценностей, которые мог купить любой, у кого были на то средства. Бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры стали доступны широкой публике. Но почему именно бриллианты вызывают такой трепет?

Александра Датская (1844-1925), 

супруга короля Великобритании Эдуарда VII


  

Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (1744-1818), супруга короля Великобритании Георга III 

Александра Датская (1844-1925),
супруга короля Великобритании Эдуарда VII

  

Мария Текская
(1867-1953), супруга короля Велико-британии Георга V 

Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (1744-1818), супруга короля Великобритании Георга III 

«О бриллиантах всегда ходило больше легенд, чем о любом другом драгоценном камне, — продолжает Марион. — Украшения с бриллиантами были на пике популярности в Эдвардианскую эпоху (1900–1910 гг. — Прим. ред.). Потом ювелиры вернулись к ним в конце 1920-х: после биржевого краха 1929 года, ознаменовавшего начало Великой депрессии, в моду вошли вечерние платья в черно-белой гамме, и все именитые ювелиры сосредоточили свои усилия на украшениях ар-деко, выполненных исключительно из белых бриллиантов, которые идеально подходили к классическим нарядам. Так бриллианты вошли в моду, и больше из нее не выходили. На мой взгляд, повальное увлечение украшениями из белых бриллиантов в новом сезоне — это верный знак, что ювелиры сейчас в поиске новых смыслов, ведь бесцветный бриллиант — как чистая палитра для художника».

1930

Но можно ли назвать этот подход — возвращение к бесцветным бриллиантам, вечной классике — антикризисной мерой? Чувствуют ли сами ювелиры, в каком состоянии сегодня находится мировая экономика? «Во-первых, кризис в мировой экономике действительно налицо, и ювелиры это признают: сегодня им зачастую приходится работать себе в убыток, — объясняет текущую ситуацию на рынке высокого ювелирного искусства ювелирный консультант Александр Фалькович. — Для таких крупных брендов, как Dior и Chanel, это не так страшно, ведь они могут получить компенсацию за счет других активов, но многие маленькие игроки разоряются. Во-вторых, сами покупатели стали лучше разбираться в том, во что они вкладывают деньги, — вся информация есть в открытом доступе в интернете. Они понимают, что могут приобретать украшения и камни напрямую у ювелиров, в обход брендов, потому что любой бренд в цену изделия закладывает свои издержки, связанные с арендой помещений, зарплатой сотрудников и прочим. Плюс наценки на камни: не забывайте, если цены на бриллианты строго регламентированы по шкале Раппопорта, наценку на цветной камень намного сложнее отследить, зачастую без помощи профессионалов в этом просто невозможно разобраться. Осмотрительные покупатели обращают внимание и на вторичный рынок: они прекрасно понимают, что при возможной продаже украшения бренда к ним вернется только себестоимость камня».


С ним соглашается и Марго Раффаэлли, основатель независимого ресурса о драгоценностях margoraffaelli.com и автор книги «Ювелирные украшения. Искусство выбирать лучшее»: «Ощущение кризиса у меня возникало и в прошлые сезоны, но сейчас это более чем очевидно. Но любой кризис — это повод проверить себя на креативность. Например, мне очень понравился подход Виктуар в этом году. Взять любимые опалы и поставить их в центр украшений высокого ювелирного искусства! Это лучшее антикризисное решение: опалы визуально создают дорогой эффект, а стоят значительно дешевле, чем более дорогие цветные камни такого же размера. А представить Виктуар без цвета просто невозможно».



«Я выбрала бриллиант, потому что, даже маленький, он представляет большую ценность», — говорила Коко Шанель о выборе главного драгоценного камня ее единственной ювелирной коллекции 1932 года. Все украшения были выполнены из бесцветных бриллиантов — Мадемуазель предпочитала классику. Теперь такая классика — хорошая традиция: в коллекциях высокого ювелирного искусства Chanel всегда есть сеты только с бесцветными бриллиантами. Новая коллекция Coco avant Chanel — не исключение. Здесь каждый сет назван в честь женщин, окружавших Шанель в начале ее пути (до 1920 года, когда она прославится на весь Париж) — Emilienne, Maud, Marthe, Lucienne, Jeanne, Zina, Suzanne, Antoinette. И как нетрудно догадаться, сет из белого золота с бесцветными бриллиантами назвали Gabrielle Chanel.

Еще шесть тенденций в зимних коллекциях высокого ювелирного искусства

Бесцветные бриллианты и цветное золото

«Бриллианты хорошо смотрятся в любом обрамлении. Если платина и белое золото придают им налет формальности, то розовое золото как нельзя лучше подчеркивает блеск прозрачного бриллианта», — поясняет Марион Фейзел. В новом сезоне такой выбор сделали Chaumet и Dior.

Браслеты с секретом

«И совершенно случайно ваш браслет подскажет вам и время» — так о восьми часах из новой коллекции Dior et d’Opales говорит ее создательница Виктуар де Кастеллан. Ювелирные браслеты с секретом в новом сезоне можно было встретить у Boucheron, Chopard и Chanel.

Банты и кружево

Бант — излюбленный мотив произведений высокого ювелирного искусства, который напоминает об их связи с haute couture. У Chaumet появились минималистичные элегантные банты с бриллиантовым паве и переплетением «грубых веревок» из розового золота, а у Chanel лаконичные ювелирные ленты и кружевное паве напоминают о начале пути Коко, когда она украшала так свои шляпки.

Изобилие

Виктуар де Кастеллан обожает цвет. Поэтому в новой коллекции ее любимый опал окружен не только бесцветными бриллиантами, но и красными рубинами, желтыми, пурпурными и розовыми сапфирами, зелеными изумрудами и нежно-голубыми турмалинами параиба.

Серьги-медальоны

Серьги-медальоны под старину — украшение, созданное, чтобы передаваться из поколения в поколение. В новом сезоне такие серьги по форме напоминают ордена и медали.

Бледные камни

«Зимой в коллекциях всегда меньше цвета» — так объясняет обилие бледных камней в новых коллекциях Марго Раффаэлли. Лавандовая шпинель, голубой берилл и бледно-розовые сапфиры падпараджа выгодно подчеркивают блеск бриллиантов.

{"width":1200,"column_width":175,"columns_n":6,"gutter":30,"line":30}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}