Как мерч пришел
на смену коллаборациям
Мерчандайз — одежда и атрибутика с символикой бренда (будь то транснациональная корпорация или инди-музыкант) становится одновременно любимым инструментом продвижения для компаний и источником дохода для дизайнеров. Коллаборации, еще недавно считавшиеся главными двигателями модной индустрии, уступили мерчу окончательно и бесповоротно. Доказательства? В поисковых запросах слово «мерч» встречается в три раза чаще коллаборации. Так что и сами коллаборации мимикрируют под фирменную атрибутику — взять хотя бы кроссовки Asics x «Мосметро». Как мерч достиг такой популярности, зачем он нужен крупным компаниям и почему мы готовы платить за него любые деньги?
Офисная печать Tyler, the Creator
Футболка Nirvana
Ланчбокс The Beatles
Овсяные хлопья Reese’s Puff Bats edition
Трэвиса Скотта
Ланчбокс The Beatles
Журнал Фрэнка Оушена
Boys Don’t Cry
Сила кумиров
Бомбер из мерча Элвиса
Объявление о продаже шляпы, как у Элвиса
Тальк от The Beatles
О том, что люди купят даже дырку от бублика, если сумеешь написать на ней имя их кумира, хорошо знали еще Элвис Пресли и менеджеры спортивных команд. Доходы от продаж футболок с именами игроков (от Игоря Акинфеева до Криштиану Роналду), бейсболок NY Yankees и джерси Chicago Bulls зачастую составляют серьезную статью дохода клубов. И этот рынок продолжает расти: по оценкам аналитиков, только в США к 2022 году спортивный мерч будет приносить 5,3 миллиарда долларов в год. Музыканты тоже не отстают: в июне 2018-го Канье Уэст выпустил мерч своего альбома Ye, который раскупили за 30 минут. Лонгсливы и худи с надписью Wyoming (именно там Уэст устроил премьеру альбома) продавались за $65 и $145 — и всего за полчаса принесли Канье $500 тысяч.
Мерч Канье Уэста к выходу альбома Ye
Supreme & Black Sabbath
Balenciaga & Iron Maiden
Привычными сувенирными товарами дело не обходится. Так, Главная бейсбольная лига США еще в 2006-м объединилась с Союзом похоронных организаций, чтобы наносить логотипы команд на крышки гробов их покойных болельщиков. Такой вот personal touch. Фрэнк Оушен выпускает собственный зин Boys Don’t Cry, Трэвис Скотт — овсяные хлопья вместе с Reese’s Puff, только в несколько раз дороже обычных.
Успех музыкального или спортивного мерча — вроде бы дело привычное. На протяжении десятилетий это основа базового гардероба подростков, постепенно вырастающих в кидалтов — а теперь и примкнувших к ним миллениалов. Американские сатирики не устают шутить о нынешних 25-летних в майках панк-группы Ramones, никогда не слышавших ни одной песни этого коллектива, и их товарищах в футболках Nirvana, знающих только припев Smells Like Teen Spirit. Первым из дизайнеров высшего эшелона, решившим внедрить элементы мерчандайза в свою коллекцию был Николя Жескьер. Так, в осенней коллекции Balenciaga 2012 года появился лонгслив с обложкой альбома Iron Maiden. И стал хитом, что не осталось незамеченным. Чуть позже Supreme сделали совместную коллекцию с Black Sabbath, а сестры Дженнер попали в эпицентр пиар-катастрофы, попытавшись выпустить мерч с фото людей, удивительно похожих на мертвых суперзвезд — Курта Кобейна и Тупака Шакура. Модные бренды почувствовали силу поп-кумиров, так что коллекциями вроде Fendi Prints On, оказавшейся где-то на перепутье от мерча к коллабу, сейчас никого не удивишь, но всех обрадуешь.
ОТ DHL ДО NASA
Футболки, худи, солнцезащитные очки, кружки, флаги, плакаты, брелоки, носки, чехлы для телефона, бейсболки, пакеты, сумки и даже трусы с надписью I ♥ NY — пожалуй, один из самых популярных мерчей в истории. Этот культовый нью-йоркский логотип появился в 1970 году и в скором времени атрибутика с ним начала продаваться не только в Большом Яблоке, но и по всему миру, давая возможность «прикоснуться» к Нью-Йорку даже тем, кто в нем никогда не был. Похожим образом рассуждают и многие люксовые бренды вроде Saint Laurent, которые недавно начали выпускать презервативы с логотипом модного дома за 15 евро, штопоры для шампанского за 25 и зажигалки — всего за пять. Для людей, которым пока не по карману сумка Loulou, это прекрасная возможность стать клиентом бренда, а для модного дома — золотая середина между эксклюзивным и массовым продуктом.
Первым, кто решил полностью переосмыслить мерчендайз и превратить логотип в симулякр (то есть знак без обозначаемого, ценный сам по себе) был Демна Гвасалия. Причем действительно ценный: главным хитом коллекции Vetements весна—лето 2016 стала скромная футболка курьера DHL. Заурядный предмет униформы за нескромные 185 фунтов раскупили в первые же недели продаж. А для всех инсайдеров мира моды стало очевидным — в мире постпостмодернизма фирменный мерчандайз обречен на успех. Главное, выбрать бренд, не вызывающий ни у кого противоречивых ассоциаций.
Так, кепки трамповской предвыборной кампании Make America Great Again пользовались большим спросом у его поклонников, но связываться с токсичным президентом никто из дизайнеров не захотел. Зато Balenciaga, вдохновившись популярностью Берни Сандерса, выпустили сумки и рюкзаки, на которых логотип бренда напоминал лого его предвыборной кампании. Но, наверное, самым бесспорным брендом для сотрудничества оказалось Национальное аэрокосмическое агентство, более известное как NASA. С ними сотрудничали и Nike, и Херон Престон, а сами они выпустили совместный мерч с Арианой Гранде.
DHL
NASA & Херон Престон
Мерч из предвыборной кампании Трампа «Make America Great Again»
Капсульная коллекция Верджила Абло для Louis Vuitton
NASA & Ариана Гранде
«Рассвет» & Пушкинский музей
Культурные институции тоже не отставали: так появилось множество знаковых арт-коллабов — Верджил Абло разработал капсулу для Чикагского музея современного искусства, а Пушкинский музей выпустил коллекцию рубашек с полотнами Поля Гогена при участии супермодного скейтерского бренда «Рассвет» Толи Титаева и Гоши Рубчинского. Последний коллаб, что примечательно, можно было купить не только в музее или магазине Титаева «Октябрь», но и в Dover Street Market.
сувенирная лавка
Российский мерч до недавнего времени сводился к базовой сувенирной продукции для преданной армии фанатов — неважно, «Спартака», «Зенита», «Арии» или «Короля и Шута». Группы, известные в более узких кругах, и вовсе не спешат серьезно вкладываться в массовое производство фирменных футболок и бейсболок. «Мерч групп — это траты самих музыкантов. Крупная компания может себе позволить нанять агентство или команду дизайнеров, которые разработают коллекцию, а у музыканта возможности значительно скромнее, и будет здорово, если в команде есть хотя бы один человек со вкусом и пониманием того, что ей нужно», — говорит директор группы «СБПЧ» Екатерина Волкова.
Дизайнер молодого российского бренда Liars Collective Антон Горбунов считает, что, если качество может пострадать от недостатка средств, лучше вообще этим не заниматься: «Не все могут себе это позволить, поэтому (если говорить о том, что делают в России) часто получается так, что лучше бы вообще без мерча, чем с таким».
Мерч «СБПЧ»
Liars Collective
Коллекция «Яндекс.Такси» и #myreality
КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ
«Сперва мы хотели просто сделать специальный дизайн ремней безопасности в автомобилях, чтобы люди не забывали пристегиваться. Напомнить о безопасности в машинах. Мы уже начали прорабатывать идею, когда познакомились с Гарри — оказалось, эта тема лично ему очень близка. Как архитектор и дизайнер, он все знает про сочетание функциональности и эстетики в каждом отдельно взятом предмете и про социальную значимость. К тому же он уже сделал несколько очень успешных коллабораций в разных форматах — с Nike, Balenciaga, Opening Ceremony, — которые были близки нам по духу. Гарри, такой же реактивный, как и мы, загорелся идеей безопасности в движении, и в итоге у нас родилась целая коллекция одежды и аксессуаров. В этом проекте мода выступила как инструмент, помогающий донести социально важную мысль: нет ничего важнее безопасности. Не только на дороге», — говорит директор по маркетингу «Яндекс.Такси» Дарья Золотухина.
Мерч Альфа-Банка
И для «Яндекса», это, похоже стало началом новой главы в маркетинге. Скоро «Яндекс.Еда» начнет продавать официальный мерч компании: желтые рюкзаки, как у курьеров (только маленькие), кольца в виде вилок, футболки и брюки. Над проектом работало три российских бренда, один из них — Tigran Avetisyan. Зачем? Отвечает креативный директор «Яндекс.Еды» Геннадий Лохтин: «Курьеры в желтой форме стали неотъемлемой частью облика тех городов, где работает наш сервис. К нам за последние полтора года постоянно приходили разные люди — друзья, коллеги, артисты, блогеры — с просьбой дать им сумку, футболку, дождевик. В какой-то момент желающих стало так много, что дать „поносить“ форму всем мы просто не могли — курьерам тогда нечего было бы носить. Мы поставили перед собой амбициозную задачу — не просто выпустить сувенирные наборы футболок с логотипом, а сделать коллекцию, которую люди носили бы с удовольствием».
Схема коллаборации обычно довольно проста: компания либо сама решает, какой мерч ей нужен, и направляет запрос дизайнеру, с которым хочет этот мерч выпустить, либо предоставляет ему полную свободу творчества — главное, чтобы продукт отражал ДНК бренда. Пикник «Афиши» пошел по первой схеме — креативный директор Пикника Михаил Ганнушкин обратился к независимому российскому бренду Nina Donis с идеей разместить на их футболках полный лайнап Пикника 2019. Идею воплотили в жизнь и выпустили ограниченным тиражом. «Мерч нужен для того, чтобы популяризировать бренд, — считает Михаил. — Или напомнить о нем людям. И самое главное, на мой взгляд, — грамотно выбрать тех, с кем вы будете его делать, если речь идет о коллаборации. Это покажет, где вы находитесь в координатах моды».
имиджевые очки
Для больших компаний мерч — способ заработать имиджевые очки и привлечь новую аудиторию, считает основатель онлайн-издания о стритвире SLOWW Кирилл Астраханцев: «Носители мерча могут прибавить узнаваемости бренду. У банков и больших компаний будет уже не такой безликий образ прагматичной корпорации. Также подобного рода бренды пробуют говорить на языке молодого поколения, за которым будет стоять их прибыль в будущем. Компании понимают взаимосвязь физического и диджитал-опыта клиента, видят, что именно это сочетание формирует благоприятный имидж».
Новая аудитория — не единственная цель, которую ставят перед собой компании. Еще один важный аспект — выручка. Но, как правило, большую часть получает заказчик, а не приглашенный дизайнер. Это подтверждает Namer, участник российской граффити-группировки A.D.E.D. [All Day Every Day], которая разработала коллаб с Верджилом Абло для КМ20 и в скором времени планирует второй: «Если ты выпускаешь с кем-то коллаборацию, у тебя есть два варианта получения прибыли: либо тебе просто платят фиксированный гонорар за участие в проекте другого бренда, либо ты получаешь процент от продаж». Сегодня крупные компании могут позволить себе заплатить дизайнерам большой — даже если и фиксированный — гонорар, поэтому те все чаще сотрудничают с корпорациями, а мерч все чаще приобретает форму коллабораций.
Футболка Nina Donis, выпущенная специально для пикника «Афиши»
Основатель Telegram-канала Golden Chihuahua Саша Амато, впрочем, считает, что сравнивать мерч и коллабы — все равно что теплое с мягким. «Коллаборации создаются для того, чтобы поддерживать интерес к бренду. Неважно, „зайдет“ ли она, купят ли ее, перепродадут ли ее реселлеры, — это никого не интересует, — считает Амато. — Значение имеет только попадание в топы Twitter, Instagram и других соцсетей. Это вообще не про продажи, просто твой бренд должен постоянно наполняться контентом. Мерч же делается для поддержания интереса к рынку и потреблению, поэтому сравнивать его с коллаборациями нельзя, так как цели совершенно разные».
И хотя Амато считает, что мерч и коллаборации — это две параллельные линии дизайнерского развития, которые никогда не пересекутся, отличить одно от второго становится все сложнее. Так, 1 ноября в продажу поступит, пожалуй, самая ожидаемая мерч-коллаборация года: IKEA x Virgil Abloh, которую Верджил показал еще в 2018-м на Неделе моды в Лондоне. Чтобы ее заполучить, придется сначала купить онлайн-билет (их продажа откроется 18 октября в 10 утра по лондонскому времени), и только потом — в выделенный промежуток времени — прийти в лондонский или дублинский магазин IKEA. И даже после этого вам продадут в одни руки не более пяти товаров.
Другой пример — корнер Даниэля Аршама в Selfridges, который начнет работать уже 21 октября. Американский художник (на счету которого коллаборация с мужской линией Dior) и лондонский универмаг сделали совместную коллекцию футболок, худи, елочных игрушек, и даже «переосмысленной» банки томатного супа Heinz. Все это вам уложат в специально разработанный Аршамом бумажный пакет. Коллаборация ли это? Мерчендайз? Кажется, и то, и другое. Selfridges и так настолько известен, что ему не обязательно ставить на консервную банку свой штамп — достаточно того, что она просто в нем продается. И по самой приятной для мерча цене — ровно такой, которую вы заплатите в супермаркете за обычную банку супа.
A.D.E.D. & OFF WHITE
Мерч Juice WRLD
Обновление от 19:30 16 октября: материал был дополнен после публикации. Приносим извинения читателям.