Ювелирный пирсинг
Времена, когда пирсинг считался чем-то бунтарским, канули в Лету. В ней же вот-вот утонут и минималистичные украшения из хирургической стали и титана — на смену им приходят дорогие серьги-клаймберы и миниатюрные цепочки из белого золота с бриллиантами. А значит, пришло время разобраться, что такое ювелирный пирсинг и как в демократичном и осознанном 2020 году он оказался на острие моды.
Загляните в инстаграмы западных звезд, проведите там 5–10 минут, и станет очевидно: пирсинг вернулся, и это триумфальное возвращение. Речь не о проколах над губой, как у Эми Уайнхаус, и на бровях, как у юной Скарлетт Йоханссон, и даже не о пирсинге в пупке в духе поп-звезд нулевых.
Скарлетт Йоханссон
БЕЛЛА ТОРН
Белла Хадид
Кайя Гербер
В каком-то смысле актуальный пирсинг возвращается к корням, то есть — к ушам, но с важной оговоркой: старомодный принцип «меньше — значит лучше» больше не работает. В тренде множественные проколы ушей, так называемый constellation piercing — «пирсинг-созвездие», как у Кайи Гербер и Кайли Дженнер. По-прежнему актуален и пирсинг в носу — как у FKA Twigs и Уиллоу Смит, а также украшения в сосках, отчетливо виднеющиеся под тонкими хлопковыми платьями Кристен Стюарт, Беллы Торн и Беллы Хадид.
Ну а модель Чаикра Максимус в этом сезоне сделала, кажется, все возможные показы: от Acne Studios, Loewe, David Koma — до Chanel, Valentino, Burberry и Dior, не вынимая штанги из переносицы и носогубной складки. Велик соблазн назвать пирсинг актуальным ювелирным трендом, но не идет ли речь на самом деле о вечных ценностях?
Чаикра Максимус на показе Loewe, весна-лето 2019
ЧАИКРА МАКСИМУС НА ПОКАЗЕ Acne Studios, осень-зима 2019
FKA Twigs
«История пирсинга такая же древняя, как история ювелирного искусства, — комментирует Елизавета Фенькова, основатель первого в России ювелирного бренда для пирсинга El Piercing Jewelry: «Эти две области тесно взаимосвязаны и выполняют схожие задачи — украсить себя, подчеркнуть статус, выделиться». Пирсинг использовали и североамериканские племена, и древние римляне, и европейская знать XVI–XVII веков. «Есть гипотезы о терапевтическом эффекте дополнительных проколов, и о пирсинге в определенном месте как о способе противостояния дьявольским проискам. На сохранившихся изображениях, честно говоря, все это выглядит страшно круто», — комментирует дизайн-директор бренда украшений Avgvst Марина Касперович.
В XX веке пирсинг попал в оборот субкультуры. В 1960-х годах тренд возродили хиппи, а в 1970-х им на смену пришли куда более эстетически радикальные панки, заменившие привычные штанги и серьги шипами и английскими булавками. Ну а в 1990-х поп-культура забрала пирсинг себе — клип Aerosmith на песню Cryin’ с прокалыванием пупка хорошее доказательство этого присвоения. А добрая половина поклонниц, побежавшая «пробивать» — свидетели.
Кадр из клипа Aerosmith — Cryin'
Но сегодня пирсинг уже не вызов обществу, не символ протеста или принадлежности к какой-либо субкультуре. «Нам нравится наблюдать, как он превращается в „вежливый бунт“ — аккуратную, но настойчивую деталь в еще не привыкшем к такому обращению дресс-коде», — комментирует директор Avgvst Марина Касперович. Так что серьезные ювелирные бренды по всему миру решили приспособиться к тенденции, которую раньше предпочитали игнорировать.
Одним из «пионеров» ювелирного пирсинга считается нью-йоркский дизайнер Мария Таш. Мария открыла свою первую студию Venus Modern Body Art в 1993 году на Манхэттене. Здесь можно было проколоть пупок, а еще — подобрать украшение из качественных и безопасных материалов. Почувствовав спрос, Мария перешла к глобальной экспансии — увеличила ассортимент (добавила в коллекции MariaTash украшения для пирсинга носа и ушей) и открыла салоны по всему миру — в Риме, Дублине, Лондоне и в Дубае. Сейчас в числе ее постоянных клиенток Рианна, Бейонсе, Хейли Бибер, Кристина Агилера. И, судя по стремительно возрастающему интересу к ювелирному пирсингу, от новых клиенток отбоя также не будет. «Сейчас крайне популярна асимметрия, — сообщает Таш в интервью британскому Glamour. — Думаю, в ближайшее время мы еще увидим необычные камни в интересных сочетаниях».
Российская марка El Piercing Jewelry честно признается, что вдохновлялась именно Таш. Об этом говорит и схожий дизайн некоторых украшений. «Конечно, некоторые модели у нас совпадают, так как вся классика (например, украшения, в которых один камень) встречается у нескольких брендов, — говорит Елизавета Фенькова. — Также, как и у тех, кто вдохновлялся нами, тоже встречаются такие модели. Там не пофантазируешь, но наш ассортимент гораздо шире, чем у Марии Таш, и есть модели именно авторские, которые не повторяются нигде. (В онлайн-магазине El Piercing Jewelry 161 позиция, у Maria Tash - 720, - Прим. The Blueprint). Да, можно сказать, что изначально я увидела ее украшения и, вдохновленная это идеей, создала свою линию более доступную по цене».
Еще одна женщина, которой доверяют свои уши Рианна и Бейонсе, — Памела Лав. Она основала одноименную марку Pamela Love в 2007 году и с тех пор выпускает кольца, подвески и серьги из драгоценных металлов и натуральных камней, отдаленно напоминающие украшения коренных жителей Юго-Западной Америки. Недавно у нее появилась линия ювелирного пирсинга. «Пирсинг становится популярным, поскольку позволяет людям выражать себя очень личным способом — ведь мы задействуем собственные лицо и тело», — комментирует Памела в интервью The Blueprint. — Когда я только задумывалась о коллекции украшений для пирсинга, я представляла что-то легкое, романтичное; что-то, что в корне отличается от изделий других брендов. Поэтому мы много экспериментировали с ручной резьбой и инкрустацией камнями".
В России тренд, как водится, заявил о себе с некоторым опозданием. «За границей проще ко всему относятся, в том числе и к пирсингу — люди делают множественные проколы, и никто их не осуждает, — комментирует Елизавета Фенькова. — У нас такого не будет, к тому же в России другая эстетика: совсем не обязательно иметь 10–15 сережек, чтобы выделиться. Можно сделать пару проколов в правильных местах и выглядеть гораздо более изысканно — думаю, по этому пути пойдут российские трендсеттеры». Украшения El Piercing Jewelry гипоаллергенны, сделаны преимущественно из белого или желтого золота 585-й пробы и украшены драгоценными камнями. Бренд уже выпустил две коллекции украшений — в первой собраны классические женские модели, а во второй — пирсинги с бриллиантами. Пока что El Piercing сильно полюбился Алесе Кафельниковой — она не только сделала сразу пять проколов в левом ухе, но и стала лицом марки.
Пару лет назад пирсинг своим клиентам начал делать и екатеринбургский бренд Avgvst, а сейчас эти поп-ап-пирсинг-бары стали визитной карточкой марки. «Мы привозим в магазин лучшего пирсинг-мастера и делаем новые проколы отважным записавшимся, а всем сочувствующим полагается скидка на серьги, — комментирует дизайн-директор Avgvst Марина Касперович. — Отдельную линейку ювелирного пирсинга мы запустили в начале лета: долго готовились, откладывали запуск из-за пандемии. В первом релизе многие модели появились по просьбе клиентов — они вспоминали любимые серьги из разных коллекций». Совсем скоро у Avgvst планируется презентация второй коллекции украшений для пирсинга, а еще — открытие собственной пирсинг-студии, но детали запусков бренд пока держит в секрете.
El Piercing Jewelry
Avgvst
Технически основное отличие пирсинга классического от ювелирного — сами украшения, которые можно смело отнести к категории fine jewellery. Рассчитывать можно и на более высокое качество сервиса: украшение подбирается индивидуально под клиента, вам дают гарантию на чистку и ремонт. Однако продается прежде всего индивидуальность. «Ювелирный пирсинг чаще становится высказыванием, эдакой единицей дизайна, — говорит Марина Касперович. — За таким украшением будет идея и история, а еще ручной труд мастера».