![](/upload/11537/7926d8766492cacb4e260271ba5edeac.jpg)
Возвращение
«платьев-тортов»
![](/upload/11537/cbc210909bf5b5e632ea458402124869.gif)
Вечерние платья с пышным подолом и обилием рюшей, популярные в 1980-е, в последние десятилетия считались признаком дурного вкуса. Их избегали и невесты, и выпускницы, и звезды первой величины. Но в 2019 году все больше знаменитостей категории А появляются в таких нарядах на красных дорожках, а масс-маркет-гигант H&M выпустил коллаборацию с Giambattista Valli, брендом, для которого «принцессины» платья — важная часть ДНК. Журналистка и автор телеграм-канала superficial space cadet Яна Лукина попыталась понять, что происходит.
По-русски презрительным «тортик» могут назвать пышное, многослойное платье в рюшах и органзе. По-английски это — prom dress, платье для выпускного. Очень понятное название — такие «принцессины» наряды помимо невест часто выбирают именно старшеклассницы. Точнее, выбирали — сейчас выпускницы стремятся надеть что-нибудь попрактичнее, чтобы можно было танцевать или слэмиться. И то правда — в «платье-торте» удобнее всего стоять или позировать для фотографий. И звезды об этом отлично знают.
«Платья-торты» годами были достоянием фестивальных красных дорожек (в первую очередь, конечно, Канн и Венеции), где их практически монополизировали представительницы Восточной и Южной Азии — Айшвария Рай, Арая Харгейт, Дипика Падуконе и опальная ныне Фань Бинбин бесстрашно взваливали на себя километры тюля и килограммы атласа. Секрет устойчивости барышень был максимально прост: прогулявшись перед папарацци, они чаще всего отправлялись не в кинозал Palais des Festivals et des Congrès, а прямиком в отель — переодеваться. Трехчасовой фильм Терренса Малика в таком платье и правда не высидишь!
Aйшвария Рай, Канны, 2017
![](/upload/11537/5af1f1404fb74857692437b025fdb9ee.jpg)
![](/upload/11537/59f4d79501e3246be9b8052b33e69739.png)
Джемма Чан, «Оскар», 2019
Дипика Падуконе, Канны, 2019
«Оскар» отметился платьями принцессы в 2013 году, этот фасон выбрали сразу две номинантки: Эми Адамс и Дженнифер Лоуренс. Первая — пыльно-голубое Oscar de la Renta с малоповоротливой юбкой из рюшей, обрамленных «ресничками»; вторая — кутюрный Christian Dior авторства Рафа Симонса с пышной юбкой, расходящейся чуть ниже линии бедер. Адамс в тот вечер не выиграла в своей категории, зато победу — она была очень предсказуемая! — одержала Лоуренс. И наглядно обозначила, чем опасны «торты»: поднимаясь за наградой из зала, блондинка запуталась в собственном подоле — и припала к ведущим на сцену ступеням. К счастью, все закончилось благополучно: на помощь старлетке пришел Хью Джекман, обошлось без травм, а сам момент стал едва ли не самым ярким за четыре часа церемонии.
После этого номинантки — особенно те, кто всерьез рассчитывал на победу, — не рисковали и выбирали силуэты попроще. А вот на других площадках за два года появились сразу два розовых «тортика» Giambattista Valli: Лина Данэм выбрала очень пышную юбку для «Эмми», Рианна — массивное платье для «Грэмми». Кинематографистку, как водится, раскритиковали. Один блог, комментирующий наряды знаменитостей, зло отшутился: «Кто-то оставил торт Барби под дождем». Певицу, напротив, хвалили; выход получился эффектный — особенно для возвращения на красную дорожку (предыдущую церемонию «Грэмми» РиРи пропустила). Но тренд задать не удалось.
![](/upload/11537/9eef4c634657b4332348200669311676.jpg)
![](/upload/11537/a0ae93286e112c41b6def9a94c2f7c2a.jpg)
![](/upload/11537/faadc40eba1f05f5938e3489795162b2.jpg)
Синтия Эриво, BAFTA, 2019
Кейси Масгрейвс, «Оскар», 2019
Леди Гага, Венецианский кинофестиваль, 2018
Меж тем минувшие двенадцать месяцев оказались очень богаты на «тортики». И в этом хочется полушутя обвинить Леди Гагу. Сыграв свою первую главную роль в фильме Брэдли Купера «Звезда родилась», исполнительница с присущими ей театральностью и усердием принялась косплеить звезд золотой эры Голливуда. Душа Гаги явно просила больше драмы (хотя куда уж, если вспомнить сюжет картины, больше?), и та нашлась в гиперболизированных объемах. На венецианскую премьеру ленты Стефани выплыла в похожем даже не столько на платье, сколько на гору розовых перьев Valentino Haute Couture — ни дать ни взять кусок праздничного торта! Этот союз с модным домом (в конце концов, у нее тоже итальянские корни) оказался настолько удачным, что Гага еще не раз выходила в Valentino во время так называемого оскаровского сезона — например, на «Золотой глобус» она пришла просто-таки гигантским лавандовым облаком с переходящей в шлейф накидкой.
На BAFTA Гагу, не попавшую в число номинанток по географическим причинам, неплохо подменила Синтия Эриво в своем почти что необъятном Vera Wang (к слову, почти такой же весомый игрок в деле реабилитации «платьев-тортов», как уже упомянутые Valentino и Valli, — достаточно вспомнить Констанс Ву и Элисон Бри на «Золотом глобусе»). Ну а к самому «Оскару» тенденция стала абсолютно очевидной. Под ярко-розовым Valentino Haute Couture Джеммы Чан легко бы укрылось несколько гостей-безбилетников (девушка, впрочем, ограничилась печеньем в карманах). Кейси Масгрейвс в Giambattista Valli легко сошла бы за десерт со стола Марии-Антуанетты. А про Билли Портера, кажется, уже можно и не пояснять: после своего триумфального появления в платье Christian Siriano (еще один стабильный поставщик пышных платьев — вспомните Люси Лью на «Тони» полторы недели назад) он моментально поднялся до статуса иконы стиля.
![](/upload/11537/b66df621457fb4f5eb324255ede6922c.jpg)
Билли Портер, «Оскар», 2019
![](/upload/11537/11cf8940552ea2323f6caa44bd9ce680.png)
Леди Гага, «Золотой глобус», 2019
![](/upload/11537/70fb24a7fabe8c5722129830398bb69a.jpg)
Сложно не заметить, что возрождение princess gown (еще одно название пышного платья с рюшами) совпало с популяризацией среди масс кэмпа (спасибо музею Метрополитен с его ежегодной выставкой и желающим разобраться в тонкостях предмета журналистам!). Что из чего следует, так сразу и не скажешь. Да и нужно ли? Достаточно того, что посвященная кэмпу Мет Гала перещеголяла саму себя по количеству «принцессиных» платьев. И если Зендея в снабженном подсветкой платье Золушки Tommy Hilfiger, Дипика Падуконе в частично напечатанном на 3D-принтере Zac Posen и Хейли Стейнфилд в мемоподобном Viktor & Rolf не реабилитируют пышные платья, то это, уж поверьте, никому не под силу.
Среди тех, кто отстаивает право «торта» на существование, есть большой знаток эксцентрики Марк Джейкобс. Этот кудесник в своей весенне-летней коллекции вообще умудрился выступить с мини-«тортиками», которые тут же разлетелись по гардеробам юных звездочек вроде Роуэн Бланчард и Грейс Вандервол. В общем-то обилие рюшей и слоев при короткой длине — добротный компромисс и, вероятно, будущее тренда. Кто не хотел бы побыть пирожным? Let them be cake!
Зендея, Met Gala, 2019
![](/upload/11537/04fa25674770f78918a59ce03b3e3298.jpg)
![](/upload/11537/c798b425de8b20a49eff08c425ffd627.jpg)
![](/upload/11537/e97e46d112b47ed1aea0afb3f1828b68.jpg)
Грейс Вандервол
Хейли Стенфилд, Met Gala, 2019
Роуэн Бланчард
Пока, впрочем, рано говорить, что упрочившиеся позиции пышных юбок на красных дорожках повлияли на мнение обычных выпускниц. «Платья-торты уже давно не пользуются спросом, — заверяет Александр Терехов. — Существует явный тренд на практичность: современные выпускницы отказываются от платьев на один раз, взамен выбирая такое, которое можно носить как с лодочками, так и с кроссовками и в принципе комбинировать с основным гардеробом. Самая популярная длина — миди». Слова дизайнера подтвердили и в салоне Dioni, где десятками наряжают старшеклассниц перед важным днем: «Если кто-то и берет платье в пол, то оно, как правило, не пышное, А-силуэта. Сегодняшние выпускницы выбирают гораздо более лаконичные вещи, чем те, кто приходил за платьями три года назад: без блеска, кружев и камней».
Но не все потеряно. Дизайнер марки Rasario (которая, кстати, очень неплохо чувствует себя на голливудских премьерах и премиях) Расида Лакоба предлагает не сбрасывать пышные платья со счетов — просто ответственно подойти к вопросу: «Очень важно, каким будет целостный образ. Мы, например, любим платья-бюстье или короткие коктейльные платья из пайеток (это всегда актуально!), но стараемся отталкиваться от конкретного человека и понимаем, что в этом смысле не существует каких-либо тенденций. С удовольствием создаем максимально пышные образы — и обязательно обговариваем, как их лучше подать».
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.