T

Стиль в фильме: «Долина кукол»

ТЕКСТ: Ксения Крушинская

«Долина кукол» — фильм не такой известный как, скажем, «Барбарелла» или «Завтрак у Тиффани». Тем не менее любителям эстетики 60-х он также обязателен к просмотру. Рассказываем о картине; о том, как легендарный художник по костюмам Уильям Травилла создавал для нее костюмы, и о том, чем покорила мир одноименная книга Жаклин Сьюзанн. 

Когда фильм вышел на экраны в 1967 году, одноименному роману Жаклин Сьюзанн, по которому он был поставлен, исполнился всего год, а он уже успел стать национальным бестселлером. Девять недель спустя после выхода книга достигла первого места в списке самых продаваемых литературных произведений New York Times, где задержалась на полгода.


Чем книга Сьюзанн, бывшей актрисы, а затем биографа голливудских старлеток, так зацепила публику? Сюжет на первый взгляд бесхитростный: три женщины пытаются покорить Нью-Йорк и мир шоу-бизнеса. Благовоспитанная и порядочная Энн делает карьеру модели; простоватая и темпераментная Нили, обладательница великолепного голоса, становится звездой Бродвея, а затем и Голливуда, а сексапильная красотка Дженнифер отправляется в Париж сниматься в эротическом кино. Казалось бы, подруги достигают всего, чего хотели. Но на вершине их не ждет ничего, кроме разочарований, пустоты и боли, которую они пытаются заглушить снотворным и амфетаминами — «куколками».




Главная отличительная черта книги — откровенность, с которой описываются будни трех героинь и их отношения с мужчинами: Сьюзанн без стеснения пишет не только о наркотиках, пьянстве и грязных интригах, но и о сексе — как гетеросексуальном, так и гомосексуальном. Для пуританской Америки 60-х вещь неслыханная. Женщины стеснялись читать «Долину кукол» в общественных местах, а в некоторых книжных ее продавали из-под полы, словно алкоголь в годы сухого закона. Журнал Time присудил роману титул «самой грязной книги месяца». В ответ на это Жаклин Сьюзанн написала эссе в защиту своего произведения. «Моя книга не грязная, она всего лишь правдивая», — заявила автор.






На фоне всей этой шумихи грех было не словить волну и не снять по бестселлеру блокбастер. Именно так решили режиссер Марк Робсон и продюсер Дэвид Вайсбарт. Сюжет книги был довольно сильно изменен: некоторые линии схлопнулись, многие второстепенные персонажи пропали, финал и вовсе был полностью переписан. В целом фильм получился этакой средней голливудской мелодрамой — о любви, практически без секса и даже почти с хеппи-эндом. Сама Сьюзанн не принимала участия в создании сценария — вместо этого ей досталась крохотная эпизодическая роль репортера. Увидев картину на экране, она, не стесняясь в выражениях, назвала ее «куском дерьма».







Как бы там ни было, фильм «Долина кукол» стоит посмотреть хотя бы потому, что он — воплощение духа 60-х с их пестротой, романтикой и китчем, вместе взятыми. Если в книге действие охватывает два десятилетия — с 1945-го по 1965-й, то в картине события разворачиваются в течение нескольких лет, исключительно в 60-е годы, и экранизация — настоящий гимн их эстетике.








Очень шестидесятническими, например, выглядят интермедии на ярком цветном фоне, призванные проиллюстрировать долгий и тернистый путь Нили к преображению и славе (за художественное оформление отвечала команда во главе с Филиппом Джеффрисом, который 11 лет спустя будет делать «Бриолин»): вот героиня потеет у станка, вот занимается в спортзале — и так далее и тому подобное.


Костюмы в картине были в ведении знаменитого Уильяма Травиллы — до этого он регулярно работал с Мэрилин Монро, одевал ее для таких фильмов, как «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «Автобусная остановка»… Всего у них с Монро вышло восемь совместных картин. Именно Травилла, кстати, автор всем известного белого коктейльного платья, которое развевается, обнажая нижнее белье в фильме «Зуд седьмого года».









Стиль героинь «Долины кукол» получился, с одной стороны, очень однородным — ярким, слегка китчевым, опять же абсолютно шестидесятническим, с другой — довольно разноплановым. Как и в книге, в фильме женщины совершенно не похожи друг на друга, и эти различия — а также, разумеется, эволюцию Энн, Дженнифер и Нили — Травилла попытался подчеркнуть костюмами, а их вышло немало — в общей сложности около 130.











ЭНН

Эта роль в «Долине кукол» досталась Барбаре Паркинс, хотя сама Жаклин Сьюзанн позднее признавалась, что идеальной кандидаткой лично для нее была бы Грейс Келли («Если бы только сбросила восемь фунтов»). Действительно в книге Энн блондинка, а в фильме почему-то брюнетка. Впрочем, последнее сыграло Травилле на руку, позволив сделать киношную Энн похожей на Жаклин Кеннеди. Героиня Паркинс носит такие же безупречно скроенные пальто с контрастными пуговицами и рукавами длиной три четверти, платья А-силуэта и шляпки-таблетки. Даже за прически Барбары в картине отвечает Кеннет — любимый парикмахер Джеки и автор ее узнаваемой пышной укладки.










В начале фильма в гардеробе Энн преобладает сдержанный бежевый, но затем, когда героиня становится успешной моделью и начинает вести светскую жизнь, появляются и более яркие цвета, и более необычные фасоны. Апофеозом становятся сцены, в которых показаны съемки телевизионной рекламы косметики, сделавшие Энн знаменитой. Специально для этих эпизодов Травилла создал шестнадцать нарядов: тут есть и длинное платье с воланами, и короткое блестящее коктейльное, и платье-кафтан, расшитое сверкающими стразами, и целая галерея головных уборов — от широкополой шляпы до шапочки из бахромы.


Сама Паркинс, впрочем, осталась недовольна большинством костюмов — по крайней мере, тем из них, что Энн носит в первых сценах. Она заявила, что обилие бежевого ее утомило, а одна из шляпок напомнила гриб, растущий прямо из головы.



Дженнифер

А вот отношения с сыгравшей Дженнифер Шэрон Тейт у Травиллы, напротив, сложились очень теплые. Впоследствии актриса стала музой дизайнера взаимен умершей Мэрилин Монро. Тейт регулярно появлялась на публике в нарядах от Уильяма (у него была своя довольно популярная линия одежды), а он не уставал в интервью признаваться ей в любви и пророчить большую славу. Увы, прогнозам не суждено было сбыться: через два года после выхода на экраны «Долины кукол» беременная Шэрон стала жертвой Чарльза Мэнсона и членов его секты.


Многие думают, что прототипом для персонажа Дженнифер — сексапильной show girl с трагической судьбой — была Мэрилин Монро, но это правда лишь отчасти. Кроме черт Мэрилин в Дженнифер можно найти черты Джейн Мэнсфилд и Кэрол Лэндис.





Ее костюмы в фильме самые откровенные: тело — главный козырь этой героини. Часто Дженнифер носит платья с вырезом на груди, максимально облегающие фигуру (Травилла признался, что один наряд сшивали уже на съемочной площадке, прямо на Шэрон). В самом начале она появляется в боди, полупрозрачных колготках и в экстравагантном головном уборе — так она выступает на сцене в бродвейском шоу.

Дженнифер на время прекращает носить сексуальные наряды, только когда выходит замуж за популярного певца Тони Полара. Пару лет она пытается быть образцовой женой, носит элегантные белые пальто и маленькие черные платья. К сожалению или к счастью, браку быстро приходит конец, а значит, и сдержанные вещи в гардеробе героини не задерживаются.




Нили



Из всех женских персонажей «Долины кукол» она, пожалуй, самая немодная. Простоватая провинциалка Нили (ее прототипом, кстати, была Джуди Гарланд, а сыграла ее телезвезда Патти Дьюк) лишена элегантности и столичного лоска. В начале картины она вовсе будто бы не задумывается о том, что на ней надето, — носит мешковатые джемперы и трапециевидные юбки длиной до щиколотки. Гардероб Нили закономерным образом меняется, когда начинается ее стремительное восхождение к славе. Чего только стоит эффектное платье из решетчатой ткани, в котором героиня получает свою первую статуэтку «Грэмми», — сейчас оно хранится в Музее истории Голливуда в Калифорнии.





Тем не менее новые вещи Нили странным образом контрастируют с ее обликом. Гадкий утенок не становится лебедем: даже начав зарабатывать миллионы, героиня не превращается в элегантную леди, а остается нахрапистой девушкой из провинции, которая затем эволюционирует в несносную капризную звезду, а после в жертву Голливуда — потерявшую контроль над своей жизнью алкоголичку и наркозависимую. Неизвестно, было ли это сознательным ходом сценаристов и художника по костюмам, но в ярких и дорогих нарядах Нили не выглядит естественной. В своей финальной сцене пьяная, пропустившая собственное выступление героиня ходит по пустому павильону, выкрикивая: «Ну где же, где же все?!» Ее сверкающий зелеными пайетками топ смотрится как издевка и кажется безмолвным криком о помощи.






Хелен Лоусон


Сьюзан Хэйуорд и Шэрон Тейт, которая в шутку примеряет ее костюм.

Хелен — персонаж второстепенный, но яркий. Стареющая, завистливая и своенравная звезда Бродвея, как бы воплощение всех пороков и опасностей мира шоу-бизнеса (прототип — театральная актриса Этель Мерман). Изначально ее должна была играть Джуди Гарланд, но ту уволили со съемочной площадки — по горькой иронии, за пьянство и злоупотребление таблетками. В итоге роль досталась Сьюзен Хэйуорд. «Хелен — грубая, прямолинейная, абсолютно не утонченная женщина, — говорил о героине Травилла. — Она носит самые дорогие и самые вульгарные вещи. Весь ее облик — как пронзительный крик».







В фильме Хелен обожает все яркое и сверкающее — у нее всего четыре наряда, но зато какие! Самым запоминающимся, пожалуй, можно назвать зеленый брючный костюм с вышивкой, в котором она появляется в короткой, но незабываемой сцене драки с Нили — героиня Патти Дьюк срывает с соперницы парик и топит его в унитазе. Этот костюм, во многом предвосхитивший power suits 80-х (и до боли, кстати, похожий на современный Gucci) шили «с нуля» специально для Хэйуорд — тот, что был сделан для Джуди Гарланд, та забрала с собой в качестве подарка от уволившей ее студии. Сперва Хэйуорд не хотела надевать брюки, так как была уверена, что это не женская одежда. Но Травилле удалось ее переубедить. В итоге наряд актрисе так понравился, что она демонстрировала его на подиуме — во время модного промопоказа, посвященного «Долине кукол».








Жаклин Сьюзанн

Фильм имел успех, которого не ожидали: в прокате он заработал $50 млн, с лихвой окупив бюджет в $5 млн. Но еще более фантастическая судьба ждала сам роман: к середине 70-х было продано уже 17 млн копий «Долины кукол», а к 2015 году тираж перевалил за 30 млн, обеспечив роману место в Книге рекордов Гиннесса. Увы, в 1974 году Жаклин Сьюзанн скончалась от рецидива рака, так и не узнав, что книга, которую когда-то обвиняли в вульгарности и непристойности, в новом веке стала считаться одним из ярчайших событий поп-культуры. 









Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}