Blueprint
T

специальный проект

Игра как искусство

Об эстетическом интеллекте и детских площадках как произведениях искусства

иллюстрации: ася соколова

Текст: Стася Дементьева, Анна Медведева

реклама  АО «СЗ Сенс.Сухаревская»

21 апреля 2025

Сегодня понятие эстетического интеллекта становится в один ряд с интеллектом эмоциональным. И если о том, как развивать последний с ранних лет, написано и исследовано уже много, то с первым все не так очевидно. Интересно, что развитие эстетического интеллекта часто начинается уже на детской площадке. Сегодня это не просто одинокая песочница-гриб, пара горок и качелей. Процесс проектирования детских площадок меняется в связи с прогрессивными изменениями в педагогике, психологии и урбанистике, а к разработке подключаются дизайнеры и художники, которые превращают их в настоящие арт-объекты. Вместе с девелопером .Sense разберем самые яркие проекты и расскажем, почему игра на площадке приносит функциональную и психологическую пользу и развивает эстетический интеллект.

(1)

Игра —

это жизнь

«Вся наша жизнь — игра», — писал Шекспир. Эту мысль в 1938 году подхватил и развил нидерландский культуролог Йохан Хейзинга в своем трактате Homo ludens, или «Человек играющий». По его мнению, игра — это фундаментальный способ существования и феномен, пронизывающий все сферы человеческой жизни. Игра лежит в основе культуры и общества, их эволюции, поэтому так важно играть по правилам с раннего детства, а еще испытывать от процесса и результата разный спектр чувств. Детская площадка — доступное и безопасное пространство, где ребенок учится разным вещам. В ней много новизны с точки зрения телесных проявлений, сенсорики, психических процессов, эмоций и социума. Здесь можно не быть одному, учиться у других путем подражания и копирования, свободно двигаться, отдыхать от цифрового мира, который перевозбуждает детскую психику, и развивать свой эстетический интеллект.

(2)

 Эстетика

площадок

и личности

Идея эстетического интеллекта возникла у Полин Браун, профессора маркетинга и бывшего председателя совета директоров североамериканского подразделения LVMH, которая в 2020 году выпустила книгу «Эстетический интеллект: как развить его и использовать в бизнесе и в жизни». По мнению Браун, это способность анализировать и различать разные предметы и явления, подмечать их детали, а также доносить и реализовывать свое видение, из которого формируется вкус человека. Эстетический интеллект проходит несколько стадий, которые повторяются в разные возрасты и периоды жизни. Каждую стадию можно сравнить с последовательным развитием ребенка.

Первая стадия — созерцание предметов. Этим малыши занимаются в первые месяцы жизни. Они учатся различать голоса близких, ощущать тепло маминых рук и визуально изучать все, что есть вокруг. Ребенок начинает эстетически воспринимать этот мир, усиливая насмотренность. Вторая стадия — манипуляция, когда у малыша появляется возможность самостоятельно брать предметы в руки, ощущать и пробовать их на вкус. Следующая стадия — выражение мнения, когда дети посредством звуков и слов могут донести свои желания. И последняя — творчество, когда ребенок становится креатором и с помощью пластилина, карандашей или красок воплощает свои идеи. 

Детские площадки, разработанные дизайнерами и художниками, способствуют более активному развитию эстетического интеллекта.Дети знакомятся с фантастическими формами, текстурами, необычными идеями, с искусством в целом, которое автоматически включает чувственное восприятие и учит навыкам созерцания и анализа. В будущем дети с развитым эстетическим интеллектом чувствуют себя увереннее в жизни и профессиональных процессах и имеют более высокую вероятность создать для человечества что-то качественно новое.

(3)

 детская площадка

как место силы 

Когда вообще появились детские площадки? Известно, что до XIX века дети развлекали себя с помощью самодельных игрушек и всего, что попадалось им на пути. Но вместе с детскими садами появились и специализированные места, где можно было под присмотром полазить, покачаться и пообщаться. Одно из таких мест в 1830 году на своей картине The Playground запечатлел швейцарский пейзажист Жак-Лоранс Агас. По другой версии детские площадки, какими мы их знаем сегодня, восходят к песчаным немецким садам конца XIX века, которые напоминают то, что сейчас мы называем песочницей.

В XX веке площадки стали активно модернизировать. Исследованием их эволюции занимается урбанист и куратор из Швейцарии Габриела Буркхальтер. Ее проект The Playground project — анализ спроектированных в период с 1950-х по 1980-е годы открытых детских площадок в разных странах и их оценка с точки зрения педагогических стандартов, креативности, смысловой наполненности и архитектурных инноваций. В то время детские зоны отдыха и игры были местом социальных экспериментов, где дети должны были окунуться в мир новых впечатлений благодаря новаторскому дизайну и впечатляющим инсталляциям и скульптурам. 

Например, на площадке в Филадельфии, разработанной в 1954 году ландшафтным архитектором Корнелией Оберландер, горка имела природную обтекаемую форму, будто выточенную из гладкого камня. А японский архитектор Митсуру Сенда создавал компактные абстрактные комплексы, сочетающие в себе и лазилки, и горки.

(4)

Игра

и искусство 

По мере того, как детские площадки стали появляться в городах по всему миру, художники середины и второй половины XX века начали обращать внимание на эти пространства. В первую очередь как на места, вдохновляющие детей на творчество и любознательность, а также как на средство своего самовыражения. В 1959 году в Стокгольмском парке появилась биоморфная инсталляция, разработанная датским скульптором Эгоном Мёллером-Нильсеном. Это была попытка улучшить качество жизни быстро растущего города и пересмотреть понятие детского публичного пространства. Более знакомые формы — у интерактивных скульптур морских существ La Laguna Park, созданных мексиканским художником Бенджамином Домингесом в 1965 году для пригорода Лос-Анджелеса. По розовому киту или бирюзовому осьминогу можно было ползать без остановки, придумывая истории о покорении подводного мира.

Французский художник Жан Дюбюффе в 1974 году создал Jardin d’émail. Этот искусственный сад в настоящем нидерландском саду Креллера-Мюллера — одновременно и монументальная скульптура, и место, где ребенок может пройти тысячи пеших маршрутов по скульптурным монохромным объемам. В 1972 году фантастический дизайн площадки Golem поп-арт-художницы Ники Сен-Фалль к строительству приняли не спервого раза, посчитав его слишком пугающим. В народе этот проект прозвали монстром, потому что площадка представляет собой голову выдуманного существа, из которой в песочницу спускаются три красных горки-языка. Но она очень полюбилась жителям и детям.

(5)

Источники

вдохновения  

Из проектов выше заметно, что природа — один из самых популярных источников вдохновения для создателей детских площадок. Жизнь в мегаполисе отдаляет человека от природы, важно не терять связь с окружающим миром и привносить эту атмосферу в любые доступные для детей городские места. В Москве на эту тему есть два отличных примера — «Лес» с сугробами, зеркальным водопадом и упавшим деревом в Ателье дома культуры «ГЭС-2», который придумали художница Света Шуваева и архитектор Ольга Рокаль. А также совместный проект Парка Горького и музея «Гараж» — площадка «Салют», состоящая из девяти игровых полян, где можно экспериментировать с водой и песком, цветом, звуком, высотой, глубиной, фактурами и формами.

С международными современными площадками для детей можно познакомиться в книге The Art of Play автора Эмми Уоттс. Среди 100 проектов — Pixeland в Китае, напоминающий цветную пиксельную сетку из яркой компьютерной игры. Или площадка Tiovivo Музея искусств в Атланте, собранная из увеличенных в размерах наивных и забавных скульптур испанского художника Хайме Хайона, похожих на выдуманных животных и существ. 

(6)

Площадка

у дома  

.Sense называет зону для игры в резиденциях Phantom не просто площадкой, а детским слоем, который охватывает двор и первый этаж дома. Во время поектирования площадки команда применяла нейродинамическую методику, чтобы разработка оборудования велась с учетом особенностей развития детского мозга. Как результат — игровые объекты открывают простор для фантазии и дают возможность детям изобретать разные сценарии своих передвижений. А материалы, из которых сделано оборудование, стимулируют воображение и создают у ребенка яркие образы, вдохновляющие на игры с другими детьми. Понимая, как важно воспитывать в ребенке чувство прекрасного, девелопер уделил внимание эстетике детского пространства и его деталям. В основе концепции площадки лежит идея абстрактной башни из камней, которая во время игры для одних станет метеоритом, а для других — замком или космическим кораблем. Вместо традиционных аттракционов, способных наскучить, здесь предусмотрены объекты, которые стимулируют исследовательскую активность и знакомят с окружающим миром.

Например, туннели, весы и лупа для познавательных экспериментов, интерактивный жукарий, где дети могут изучать насекомых, скворечники, ручей для игр с водой, поверхности для рисования, чтобы оставлять послания друзьям, сенсорный сад и альтернативные тропинки из гальки. Для родителей и всех, кто вместе с детьми проводит время на площадке, продумана удобная зона отдыха с мобильными элементами, с помощью которых легко создать место для общения. Так детская площадка в Phantom становится ресурсным пространством для взрослых, где комфортно и весело проводить время со своим ребенком.

С проектной декларацией можно ознакомиться на наш.дом.рф

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}